23 января 2023, 15:54

«Лес. Ангелина» в «Виктории»: стендап, психотерапия и автобиография

Театр это давно не только вешалка, зрительный зал, кулисы и реквизит. Восприятие этого вида искусства расширяется благодаря новым и смелым проектам. Один из них показали на «Неделе современного театра» в галерее «Виктория». Мы сходили на спектакль «Лес. Ангелина» (18+), на котором прониклись самоанализом и попытались разобраться «кто мы?».

С 10 по 15 января галерея «Виктория» была площадкой для театра, не побоимся этих слов, новой эпохи. В нём стерлись границы между сценой и залом. Театральные актёры здесь - настоящие, живые люди со своими историями, проблемами. И им веришь настолько, насколько можно вообще верить человеку, ведь они играют себя - простых, открытых, чувствительных, имеющих собственный взгляд на жизнь. Они показывают всё: от стендап-форматов, танцев-исповедей до исследования интернета как формы памяти в XXI веке.

Проектов в Самаре было несколько: «Я танцую, пока ты смотришь на меня» из Перми, работа  «Почти год в поиске» местной лаборатории «Самое своё». Отдельного внимания заслуживает «Лес». Это независимый театральный проект, инициированный режиссёром Борисом Павловичем в сотрудничестве с Фондом «Альма Матер» и независимыми театральными деятелями Санкт-Петербурга.

Проект «Лес» вошёл в список самых заметных спектаклей сезона фестиваля «Золотая маска - 2023», а спектакль «Лес. Ангелина» - номинант конкурса в категории «Эксперимент».

У «Леса» нет определённой площадки и тайминга выступлений. В проекте участвует разные актёры. Они организуют в разных городах «акты», отличающиеся по продолжительности и по форме. Все части проекта можно смотреть в любом порядке, так как они не выстраиваются в последовательность. У них есть только одна объединяющая общая линия. Всего частей около 15. Какие-то показывали несколько раз, а другие - лишь единожды.

«Лес. Ангелина» - о реальной жизни одной актрисы и о философии совершенно ей незнакомого Владимира Бибихина.

Владимир Вениаминович Бибихин (1938 – 2004) – русский мыслитель, филолог, переводчик. С 1972 года работал в Институте философии РАН. С конца 1980-х до 2004 года читал авторские курсы лекций и проводил семинары на философском факультете МГУ, в Институте философии, а также читал лекции в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Источник.

Казалось бы, причём здесь такая сложная и глубокая отсылка к трудам советского и российского учёного, который читал лекции в МГУ в 1990-х годах? Дело в том, что философский метод Бибихина похож на искусство сцены, тем что он рассказывает чужую историю и становится в этот момент самим собой.

Самое любопытное в спектакле - совершенно непонятно, когда он начинается. Возможно, с момента, когда актриса Ангелина Засенцева начинает искать глазами взгляд каждого зрителя, анализировать гостей и выходит на диалог в стиле «обо всём и ни о чём». Или когда беседа перерастает в активное обсуждение астрономии, Чёрных дыр, масштабов вселенной и нас, несущихся навстречу смерти в этом пространстве на маленьком шаре под названием Земля.

Ангелина Засенцева – закончила Екатеринбургский театральный институт, мастерскую Екатерины Царегородцевой. Работала в Центре современной драматургии в Екатеринбурге, Ростовском академическом молодежном театре, в питерском театре «Цехъ». С 2020 – в театре имени графини Паниной.

Дальше настроение меняется на более серьёзное. Засенцева обращается к трудам Бибихина, чтобы проанализировать свою личную жизнь. Она выбрала главным предметом исследования в спектакле себя, чтобы ответить на вопросы: «Кто я, и для чего я здесь?».

С этого момента постановка превращается в мастер-класс по самоанализу, которым, кстати, может воспользоваться любой. Сначала актриса разобрала своё имя, родословную, географию своих перемещений по стране. Чтобы углубиться в предмет, она цитировала книгу Бибихина «Узнай себя» (16+). Произведение вело нас по истории страны, нашему менталитету, по абстрактным ценностям  и выводило к самоопределению.

В заключительной части Ангелина предстаёт перед зрителями в новом образе. Это то, что принято скрывать за внешней мишурой, то в чём нам бывает трудно признаться публично. Например, в любви к шансону или необычному стилю в одежде. Наша многогранная личность может прятать такие вещи от самой себя, считая их не совсем уместными. Спектакль завершился танцевальным перформансом под музыку андеграундных исполнителей.

Философия - это про искусство задавать вопросы. Когда стала заниматься этим проектом, подумала о том, какой у меня главный жизненный вопрос. Что меня в этой жизни реально волнует? Я поняла, что это: «Зачем я?». Не в смысле, почему человек создан на Земле, а именно я, с такой фигурой, голосом, друзьями.

Если слово «зачем» мне более менее понятно, то «кто я?» – не очень. Когда я стала задаваться этими вопросами, наш режиссёр посоветовал книгу Владимира Бибихина «Узнай себя». Я подумала, что прочитаю эту окаянную книженцию и станет немного понятно. Несколько раз прочла, кстати…

актриса Ангелина Засенцева

Фото: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Инопланетные холмы. Зачем ехать в Подвальские террасы?
    31 июля 2023, 17:32
    Инопланетные холмы. Зачем ехать в Подвальские террасы?

    На границе с Ульяновской областью, в трех часах езды от Самары, находятся Подвальские террасы. Интересны они не только своим рельефом, но и богатой флорой и фауной и, конечно же, живописными видами. Вместе с краеведом и гидом Петром Якубсоном выясняли, как связаны террасы и мел, которым мы все писали в детстве, какие растения могут выжить на этих склонах и действительно ли где-то спрятан родник, о котором мало кто знает.

    Автор «Супрематического куба» в Самаре, который «угадал своё время и место»
    21 декабря 2022, 14:16
    Автор «Супрематического куба» в Самаре, который «угадал своё время и место»

    В Самаре презентовали масштабный арт-объект, который разместили около филиала Третьяковской галереи на улице Ново-Садовой, 149. Это семиметровый «Супрематический куб» Николая Полисского - современного художника, скульптора и живописца. На творческой встрече в Самаре Николай Полисский рассказал про свой опыт создания масштабных объектов. Мы отобрали самые яркие его цитаты.

    Мэппинг, скульптуры и перформансы. Стоит ли ехать на фестиваль медиаискусства Intervals в Нижний Новгород?
    07 мая 2024, 15:27
    Мэппинг, скульптуры и перформансы. Стоит ли ехать на фестиваль медиаискусства Intervals в Нижний Новгород?

    С 27 апреля по 1 мая в Нижнем Новгороде в очередной раз прошёл фестиваль Intervals. Это крупнейший в России ежегодный международный фестиваль медиа-арта. Делимся впечатлениями и рассказываем, стоит ли ехать в следующем году в соседний город для того, чтобы посмотреть на работы медиахудожников из разных стран.

    Как в Самарской области делают вино
    07 ноября 2022, 16:31
    Как в Самарской области делают вино

    Осень - время сбора винограда. Мы посетили одну из виноделен Самарской области. Посмотрели, как собирают виноград и делают из него вино в Безенчукском районе. Теперь расскажем об этом вам. Помогает нам в этом винодел Сергей Елисеев.