23 января 2023, 15:54

«Лес. Ангелина» в «Виктории»: стендап, психотерапия и автобиография

Театр это давно не только вешалка, зрительный зал, кулисы и реквизит. Восприятие этого вида искусства расширяется благодаря новым и смелым проектам. Один из них показали на «Неделе современного театра» в галерее «Виктория». Мы сходили на спектакль «Лес. Ангелина» (18+), на котором прониклись самоанализом и попытались разобраться «кто мы?».

С 10 по 15 января галерея «Виктория» была площадкой для театра, не побоимся этих слов, новой эпохи. В нём стерлись границы между сценой и залом. Театральные актёры здесь - настоящие, живые люди со своими историями, проблемами. И им веришь настолько, насколько можно вообще верить человеку, ведь они играют себя - простых, открытых, чувствительных, имеющих собственный взгляд на жизнь. Они показывают всё: от стендап-форматов, танцев-исповедей до исследования интернета как формы памяти в XXI веке.

Проектов в Самаре было несколько: «Я танцую, пока ты смотришь на меня» из Перми, работа  «Почти год в поиске» местной лаборатории «Самое своё». Отдельного внимания заслуживает «Лес». Это независимый театральный проект, инициированный режиссёром Борисом Павловичем в сотрудничестве с Фондом «Альма Матер» и независимыми театральными деятелями Санкт-Петербурга.

Проект «Лес» вошёл в список самых заметных спектаклей сезона фестиваля «Золотая маска - 2023», а спектакль «Лес. Ангелина» - номинант конкурса в категории «Эксперимент».

У «Леса» нет определённой площадки и тайминга выступлений. В проекте участвует разные актёры. Они организуют в разных городах «акты», отличающиеся по продолжительности и по форме. Все части проекта можно смотреть в любом порядке, так как они не выстраиваются в последовательность. У них есть только одна объединяющая общая линия. Всего частей около 15. Какие-то показывали несколько раз, а другие - лишь единожды.

«Лес. Ангелина» - о реальной жизни одной актрисы и о философии совершенно ей незнакомого Владимира Бибихина.

Владимир Вениаминович Бибихин (1938 – 2004) – русский мыслитель, филолог, переводчик. С 1972 года работал в Институте философии РАН. С конца 1980-х до 2004 года читал авторские курсы лекций и проводил семинары на философском факультете МГУ, в Институте философии, а также читал лекции в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Источник.

Казалось бы, причём здесь такая сложная и глубокая отсылка к трудам советского и российского учёного, который читал лекции в МГУ в 1990-х годах? Дело в том, что философский метод Бибихина похож на искусство сцены, тем что он рассказывает чужую историю и становится в этот момент самим собой.

Самое любопытное в спектакле - совершенно непонятно, когда он начинается. Возможно, с момента, когда актриса Ангелина Засенцева начинает искать глазами взгляд каждого зрителя, анализировать гостей и выходит на диалог в стиле «обо всём и ни о чём». Или когда беседа перерастает в активное обсуждение астрономии, Чёрных дыр, масштабов вселенной и нас, несущихся навстречу смерти в этом пространстве на маленьком шаре под названием Земля.

Ангелина Засенцева – закончила Екатеринбургский театральный институт, мастерскую Екатерины Царегородцевой. Работала в Центре современной драматургии в Екатеринбурге, Ростовском академическом молодежном театре, в питерском театре «Цехъ». С 2020 – в театре имени графини Паниной.

Дальше настроение меняется на более серьёзное. Засенцева обращается к трудам Бибихина, чтобы проанализировать свою личную жизнь. Она выбрала главным предметом исследования в спектакле себя, чтобы ответить на вопросы: «Кто я, и для чего я здесь?».

С этого момента постановка превращается в мастер-класс по самоанализу, которым, кстати, может воспользоваться любой. Сначала актриса разобрала своё имя, родословную, географию своих перемещений по стране. Чтобы углубиться в предмет, она цитировала книгу Бибихина «Узнай себя» (16+). Произведение вело нас по истории страны, нашему менталитету, по абстрактным ценностям  и выводило к самоопределению.

В заключительной части Ангелина предстаёт перед зрителями в новом образе. Это то, что принято скрывать за внешней мишурой, то в чём нам бывает трудно признаться публично. Например, в любви к шансону или необычному стилю в одежде. Наша многогранная личность может прятать такие вещи от самой себя, считая их не совсем уместными. Спектакль завершился танцевальным перформансом под музыку андеграундных исполнителей.

Философия - это про искусство задавать вопросы. Когда стала заниматься этим проектом, подумала о том, какой у меня главный жизненный вопрос. Что меня в этой жизни реально волнует? Я поняла, что это: «Зачем я?». Не в смысле, почему человек создан на Земле, а именно я, с такой фигурой, голосом, друзьями.

Если слово «зачем» мне более менее понятно, то «кто я?» – не очень. Когда я стала задаваться этими вопросами, наш режиссёр посоветовал книгу Владимира Бибихина «Узнай себя». Я подумала, что прочитаю эту окаянную книженцию и станет немного понятно. Несколько раз прочла, кстати…

актриса Ангелина Засенцева

Фото: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Ski2023

    Рекомендуемое

    Выходной в Самаре. Отдых в «7 Авеню»
    14 декабря 2021, 16:07
    Выходной в Самаре. Отдых в «7 Авеню»

    Как и любой отель, этот принимает туристов, командировочных, артистов. А мы расскажем, чем «7 Авеню» может быть интересен тем, кто живёт в Самаре. Здесь почти как на курорте - спа, фитнес, комфортабельные номера. И всё это с видом на Волгу.

    «Падение Луны». Космическая глупость?
    17 марта 2022, 09:24
    «Падение Луны». Космическая глупость?

    Карьера режиссёра Роланда Эммериха - пример преданности выбранному пути. Не первое десятилетие он возвращается на одну и ту же лужайку - фильмы-катастрофы. В его апокалиптическом цикле: «День независимости», «Годзилла», «Послезавтра», «2012», «Чужая земля». В «Падении Луны» режиссер нашел еще одну напасть, способную уничтожить человечество.

    Stereo сafe: аквариум с The Beatles, настоящий джук-бокс и разбитая гитара
    25 октября 2022, 14:46
    Stereo сafe: аквариум с The Beatles, настоящий джук-бокс и разбитая гитара

    Это только маленькая часть музея рок-н-ролла или Zvezda House Of Rock. Stereo cafe уже выглядит как место поклонения легендарным группам, исполнителям и бунтарскому духу 1960-80-х годов. Мы побывали в новом пространстве на Ново-Садовой, 106, которое соседствует с культурно-развлекательным центром «Звезда». Рассказываем, что здесь интересненького.

    Ресторанный олдскул Самары: 8 культовых заведений нашего города
    14 сентября 2022, 10:29
    Ресторанный олдскул Самары: 8 культовых заведений нашего города

    Что-то временно, а что-то постоянно – фраза, которая точно описывает самарский общепит. Одни заведения закрываются, проработав всего пару месяцев, другие становятся настоящей достопримечательностью города и кормят гостей и жителей уже третий десяток лет. Нашли восемь ресторанов, которых назвали долгожителями самарского общепита.