Концентрация и качество культурных событий в сентябре этого года приятно удивили даже самую взыскательную публику. Мы решили проанализировать главные из них. Наш культурный гид Армен Арутюнов подошёл к этому критически. А ещё он порассуждал на тему нового этапа развития культуры в Самарской области. Вот что из этого получилось.
Европейский фестиваль
Главным музыкальным событием сентября в Самаре и Тольятти стал международный фестиваль искусств «Шостакович. ХХ век». Проводили его не в первый раз. Была и масштабная концертная программа, организованная певцом Валерием Макаровым. В 2020-м фестиваль проводил председатель местного Союза композиторов Марк Левянт. У каждого были свои преимущества и недостатки. В прошлом году, например, публике представилась редкая для Самары возможность услышать дуэт Максима Венгерова и Полины Осетинской.
Событие такого масштаба и качества, как в 2021 году, прошло впервые. Автором концепции и художественным руководителем фестиваля в этот раз выступил Алексей Трифонов - известный российский музыкальный продюсер, экс-директор пермского оркестра MusicAeterna. Благодаря у мероприятия появилась внятная и понятная концепция, которой так не хватало в прошлые разы. Программа полностью состояла из произведений Дмитрия Шостаковича, его круга и учеников. Было много камерных концертов, оперные и балетные спектакли и многое другое. Организаторы собирались выйти и за пределы академических культурных институций, но коронавирус скорректировал эти планы.
Фото: Андрей Савельев
Отличительной чертой программы стала её серьезность, если так можно выразиться. Музыканты исполняли сложную, умную музыку. Играли блестяще, попутно разрушая стереотипы, например, о плохой акустике театра оперы и балета, или о том, что самарская публика не воспринимает современную музыку, и поэтому ее здесь очень редко исполняют.
Часто приходится с грустью и некоторой завистью смотреть на афиши музыкальных фестивалей, проходящих в других городах, и не только столичных. Например, на Дягилевский фестиваль в Перми. Похоже, что у Самары появился свой собственный форум европейского уровня с перспективой развития. Хочется, чтобы он получил продолжение в таком же формате, без скидок на якобы провинциальную публику. Хотя фестиваль показал, что со слушателями работать тоже нужно.
Можно было бы еще активнее привлекать местных музыкантов. В Перми были Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna. К сожалению, с нами давно нет Дмитрия Когана, но есть основанный им камерный оркестр филармонии Volga Philharmonic, еще недавно выступавший на ведущих площадках страны и за рубежом. И, конечно, нужно привлекать в залы школьников и студентов. Они должны в первую очередь слышать эту музыку, впитывать ее, учиться культуре исполнительского мастерства у мировых звезд. Самара - не консерваторский город, и местная общественность не первое десятилетие ратует за открытие музыкального вуза. Кто знает, может, появление фестиваля «Шостакович. ХХ век» сдвинет с места и эту проблему.
Волжская идентичность
В Струковском саду прошел книжный, даже скорее, книжно-литературный фестиваль «Время читать. Волжский текст». Концентрация героев и событий на нем была не меньшая, чем на фестивале Шостаковича. При этом нужно учитывать разницу форматов. Музыкальный форум длился две недели, а литературный - всего один день.
На аллеях парка развернулась книжная ярмарка, несколько разноплановых площадок, где проходили встречи с писателями и поэтами, мастер-классы, дискуссии, выступали музыканты. К сожалению, из-за плотной программы приходилось выбирать: слушать, например, выступление поэта Дмитрия Воденникова, или вести детей на встречу с Денисом Драгунским.
Фото: Андрей Савельев
Отличительная черта этого фестиваля не только в его масштабе и списке приглашённых звезд. Во-первых, это очередной пример успешной коллаборации разных институций, в том числе московских, выступивших соорганизаторами форума. Во-вторых, отдельный блок посвятили самарской идентичности, теме Волги, местному культурному коду. Вопрос самоидентичности все чаще становится важной составляющей местных событий. Организовать фестиваль, пригласив самарских и приезжих артистов/художников/писателей уже недостаточно, необходимо работать с локальными смыслами. В конечном счете Самара должна перестать быть чистым холстом, на котором можно рисовать универсальные муралы. У нее есть своё лицо, свой культурный код.
Триумфаторы «Маски»
С местными театральными фестивалями пока не наблюдается такого прогресса, как в других сферах, зато в этом сентябре были важные гастроли и постановки. На том же фестивале «Шостакович. ХХ век» впервые за много лет в Самаре выступила балетная труппа и оркестр Большого театра с «Укрощением строптивой» в постановке французского хореографа Жана-Кристофа Майо . Насыщенным был театральный месяц в Новокуйбышевске. Уже в третий раз здесь прошла региональная программа национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». Зрители увидели четыре спектакля из Санкт-Петербурга, Москвы и Уфы. В конце месяца Денис Бокурадзе выпустил «Марию Стюарт» (16+).
Фото: Анна Осташвер
Главным архитектурным, музейным и театральным событием Самары стало первое мероприятие филиала Третьяковской галереи. В еще не до конца отреставрированном, но частично готовом для принятия гостей здании Фабрики-кухни показали перформанс «Утопия на ужин». Спектакль специально для местной Третьяковки поставили три известных московских постановщика - хореограф Анна Абалихина , художник Ксения Перетрухина и композитор Алексей Сысоев . Получилась очень стильная и тонкая работа, посвященная истории Фабрики-кухни и ее автору - архитектору Екатерине Максимовой.
Фото: Евгений Шаров
Год еще не закончился, коронавирус не отступил, но уже можно сказать, что такого внимания к культурной жизни и к Самаре вообще, как в этом году, не было очень давно. Люди из разных концов страны стремятся приехать сюда, а местные жители, напротив, все больше начинают ценить город, в котором живут. Не последнюю роль в этом играет и карта культурных событий, ради которых стоит приехать. Или не уезжать.
Комментарии ()
Написать комментарий