06 октября 2021, 11:31

Культурный топ: «Шостакович.XX век», «Волжский текст» и «Золотая маска»

Концентрация и качество культурных событий в сентябре этого года приятно удивили даже самую взыскательную публику. Мы решили проанализировать главные из них. Наш культурный гид Армен Арутюнов подошёл к этому критически. А ещё он порассуждал на тему нового этапа развития культуры в Самарской области. Вот что из этого получилось. 

Европейский фестиваль

Главным музыкальным событием сентября в Самаре и Тольятти стал международный фестиваль искусств «Шостакович. ХХ век». Проводили его не в первый раз. Была и масштабная концертная программа, организованная певцом Валерием Макаровым. В 2020-м фестиваль проводил председатель местного Союза композиторов Марк Левянт. У каждого были свои преимущества и недостатки. В прошлом году, например, публике представилась редкая для Самары возможность услышать дуэт Максима Венгерова и Полины Осетинской.

Событие такого масштаба и качества, как в 2021 году, прошло впервые. Автором концепции и  художественным руководителем фестиваля в этот раз выступил Алексей Трифонов - известный российский музыкальный продюсер, экс-директор пермского оркестра MusicAeterna. Благодаря у мероприятия появилась внятная и понятная концепция, которой так не хватало в прошлые разы.  Программа полностью состояла из произведений Дмитрия Шостаковича, его круга и учеников. Было много камерных  концертов, оперные и балетные спектакли и многое другое. Организаторы собирались выйти и за пределы академических культурных институций, но коронавирус скорректировал эти планы.

Фото: Андрей Савельев

Отличительной чертой программы стала её серьезность, если так можно выразиться. Музыканты исполняли сложную, умную музыку. Играли блестяще, попутно разрушая  стереотипы, например, о плохой акустике театра оперы и балета, или о том, что самарская публика не  воспринимает современную музыку, и поэтому ее здесь очень редко исполняют. 

Часто приходится с грустью и некоторой завистью смотреть на  афиши музыкальных фестивалей, проходящих в других городах, и не только столичных. Например, на Дягилевский фестиваль в Перми. Похоже, что у Самары появился свой собственный форум европейского уровня с перспективой развития. Хочется, чтобы он получил продолжение в таком же формате, без скидок на якобы провинциальную публику. Хотя фестиваль показал, что со слушателями работать тоже нужно. 

Можно было бы еще  активнее привлекать местных музыкантов. В Перми были Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna. К сожалению, с  нами давно нет Дмитрия Когана, но есть основанный им камерный оркестр филармонии Volga Philharmonic, еще недавно выступавший на ведущих площадках страны и за рубежом. И, конечно, нужно привлекать в залы школьников и студентов.  Они должны в первую очередь слышать эту музыку, впитывать ее, учиться культуре исполнительского мастерства  у мировых звезд. Самара - не  консерваторский город, и местная общественность не первое десятилетие ратует за открытие музыкального вуза. Кто знает,  может, появление фестиваля «Шостакович. ХХ век» сдвинет с места и эту проблему.

Волжская идентичность

В Струковском саду прошел книжный, даже скорее, книжно-литературный фестиваль «Время  читать. Волжский текст». Концентрация героев и событий на нем была не меньшая, чем на фестивале Шостаковича. При этом нужно учитывать разницу форматов. Музыкальный форум длился две недели, а литературный - всего один день. 

На аллеях парка развернулась книжная ярмарка, несколько разноплановых площадок, где  проходили встречи с писателями и поэтами, мастер-классы, дискуссии, выступали  музыканты. К сожалению, из-за плотной программы приходилось выбирать: слушать, например, выступление поэта Дмитрия Воденникова, или вести детей на встречу с Денисом Драгунским.

Фото: Андрей Савельев

Отличительная черта этого фестиваля не только в его масштабе и списке приглашённых  звезд. Во-первых, это очередной пример успешной коллаборации разных институций, в том числе московских, выступивших  соорганизаторами форума. Во-вторых, отдельный блок посвятили самарской  идентичности, теме Волги, местному культурному коду.  Вопрос самоидентичности все  чаще становится важной составляющей местных событий. Организовать фестиваль, пригласив самарских и приезжих  артистов/художников/писателей уже недостаточно, необходимо работать с локальными смыслами. В конечном счете  Самара должна перестать быть  чистым холстом, на котором можно рисовать универсальные  муралы. У нее есть своё лицо, свой культурный код.

Триумфаторы «Маски»

С местными театральными фестивалями пока не наблюдается такого прогресса, как в других сферах, зато в этом сентябре были важные гастроли и постановки. На том же  фестивале «Шостакович. ХХ век» впервые за много лет в Самаре выступила балетная  труппа и оркестр Большого театра с «Укрощением строптивой» в постановке  французского хореографа Жана-Кристофа Майо . Насыщенным был театральный  месяц в Новокуйбышевске. Уже в третий раз здесь прошла  региональная программа национальной театральной премии  и фестиваля «Золотая Маска». Зрители увидели четыре спектакля из Санкт-Петербурга,  Москвы и Уфы. В конце месяца Денис  Бокурадзе выпустил «Марию Стюарт» (16+). 

Фото: Анна Осташвер

Главным архитектурным, музейным и театральным событием Самары стало первое мероприятие филиала Третьяковской галереи. В еще не до конца отреставрированном, но частично готовом для принятия гостей здании Фабрики-кухни показали перформанс «Утопия на ужин». Спектакль специально для местной  Третьяковки поставили три известных московских постановщика - хореограф Анна Абалихина , художник  Ксения Перетрухина и композитор Алексей Сысоев . Получилась очень стильная и  тонкая работа, посвященная истории Фабрики-кухни и ее автору - архитектору Екатерине  Максимовой.

Фото: Евгений Шаров

Год еще не закончился, коронавирус не отступил, но уже  можно сказать, что такого внимания к культурной жизни и к Самаре вообще, как в этом году, не было очень давно. Люди из разных концов страны стремятся приехать сюда, а местные жители, напротив, все больше начинают ценить город, в котором живут. Не последнюю роль в этом играет и карта культурных  событий, ради которых стоит приехать. Или не уезжать.

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Штаны в носки. Как не словить клеща
    26 апреля 2022, 16:52
    Штаны в носки. Как не словить клеща

    Вместе с биологом отделения особо опасных инфекций Центра гигиены и эпидемиологии Назарбаем Наушеевым узнаем, как защитить себя и близких от вероятных инфекций, и учимся подбирать правильный походный аутфит.

    Монастырь в Винновке: уединение, монашеский обед, икона со следами от пуль
    22 марта 2022, 16:59
    Монастырь в Винновке: уединение, монашеский обед, икона со следами от пуль

    Тысячи паломников и обычных туристов приезжают сюда ежегодно. Маленькая Винновка благодаря большому монастырю стала одним из самых популярных мест в Самарской области. Рассказываем, как сюда добраться, на что посмотреть и чего попробовать.

    «Армия мертвецов» – вредно для мозгов?
    10 июня 2021, 15:41
    «Армия мертвецов» – вредно для мозгов?

    «Что может пойти не так?», - думал я, готовясь к просмотру новинки от режиссера Зака Снайдера. Каждый раз, когда некие уважаемые мною киноделы выпускают свой очередной хит, я упрямо продолжаю задавать себе этот вопрос. Так и в случае с «Армией мертвецов»...

    Невменяемое искусство художника Neramozus: здания-монстры, Засекин-киборг, тентакли
    12 октября 2022, 12:26
    Невменяемое искусство художника Neramozus: здания-монстры, Засекин-киборг, тентакли

    Нечасто подобное можно увидеть в Самарской областной библиотеке. Здесь открылась выставка самобытного и очень неформального художника под псевдонимом Neramozus. Предлагаем вам совершить путешествие по его необычным воображаемым мирам на выставке «За гранью вменяемости» (16+).