06 октября 2021, 11:31

Культурный топ: «Шостакович.XX век», «Волжский текст» и «Золотая маска»

Концентрация и качество культурных событий в сентябре этого года приятно удивили даже самую взыскательную публику. Мы решили проанализировать главные из них. Наш культурный гид Армен Арутюнов подошёл к этому критически. А ещё он порассуждал на тему нового этапа развития культуры в Самарской области. Вот что из этого получилось. 

Европейский фестиваль

Главным музыкальным событием сентября в Самаре и Тольятти стал международный фестиваль искусств «Шостакович. ХХ век». Проводили его не в первый раз. Была и масштабная концертная программа, организованная певцом Валерием Макаровым. В 2020-м фестиваль проводил председатель местного Союза композиторов Марк Левянт. У каждого были свои преимущества и недостатки. В прошлом году, например, публике представилась редкая для Самары возможность услышать дуэт Максима Венгерова и Полины Осетинской.

Событие такого масштаба и качества, как в 2021 году, прошло впервые. Автором концепции и  художественным руководителем фестиваля в этот раз выступил Алексей Трифонов - известный российский музыкальный продюсер, экс-директор пермского оркестра MusicAeterna. Благодаря у мероприятия появилась внятная и понятная концепция, которой так не хватало в прошлые разы.  Программа полностью состояла из произведений Дмитрия Шостаковича, его круга и учеников. Было много камерных  концертов, оперные и балетные спектакли и многое другое. Организаторы собирались выйти и за пределы академических культурных институций, но коронавирус скорректировал эти планы.

Фото: Андрей Савельев

Отличительной чертой программы стала её серьезность, если так можно выразиться. Музыканты исполняли сложную, умную музыку. Играли блестяще, попутно разрушая  стереотипы, например, о плохой акустике театра оперы и балета, или о том, что самарская публика не  воспринимает современную музыку, и поэтому ее здесь очень редко исполняют. 

Часто приходится с грустью и некоторой завистью смотреть на  афиши музыкальных фестивалей, проходящих в других городах, и не только столичных. Например, на Дягилевский фестиваль в Перми. Похоже, что у Самары появился свой собственный форум европейского уровня с перспективой развития. Хочется, чтобы он получил продолжение в таком же формате, без скидок на якобы провинциальную публику. Хотя фестиваль показал, что со слушателями работать тоже нужно. 

Можно было бы еще  активнее привлекать местных музыкантов. В Перми были Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna. К сожалению, с  нами давно нет Дмитрия Когана, но есть основанный им камерный оркестр филармонии Volga Philharmonic, еще недавно выступавший на ведущих площадках страны и за рубежом. И, конечно, нужно привлекать в залы школьников и студентов.  Они должны в первую очередь слышать эту музыку, впитывать ее, учиться культуре исполнительского мастерства  у мировых звезд. Самара - не  консерваторский город, и местная общественность не первое десятилетие ратует за открытие музыкального вуза. Кто знает,  может, появление фестиваля «Шостакович. ХХ век» сдвинет с места и эту проблему.

Волжская идентичность

В Струковском саду прошел книжный, даже скорее, книжно-литературный фестиваль «Время  читать. Волжский текст». Концентрация героев и событий на нем была не меньшая, чем на фестивале Шостаковича. При этом нужно учитывать разницу форматов. Музыкальный форум длился две недели, а литературный - всего один день. 

На аллеях парка развернулась книжная ярмарка, несколько разноплановых площадок, где  проходили встречи с писателями и поэтами, мастер-классы, дискуссии, выступали  музыканты. К сожалению, из-за плотной программы приходилось выбирать: слушать, например, выступление поэта Дмитрия Воденникова, или вести детей на встречу с Денисом Драгунским.

Фото: Андрей Савельев

Отличительная черта этого фестиваля не только в его масштабе и списке приглашённых  звезд. Во-первых, это очередной пример успешной коллаборации разных институций, в том числе московских, выступивших  соорганизаторами форума. Во-вторых, отдельный блок посвятили самарской  идентичности, теме Волги, местному культурному коду.  Вопрос самоидентичности все  чаще становится важной составляющей местных событий. Организовать фестиваль, пригласив самарских и приезжих  артистов/художников/писателей уже недостаточно, необходимо работать с локальными смыслами. В конечном счете  Самара должна перестать быть  чистым холстом, на котором можно рисовать универсальные  муралы. У нее есть своё лицо, свой культурный код.

Триумфаторы «Маски»

С местными театральными фестивалями пока не наблюдается такого прогресса, как в других сферах, зато в этом сентябре были важные гастроли и постановки. На том же  фестивале «Шостакович. ХХ век» впервые за много лет в Самаре выступила балетная  труппа и оркестр Большого театра с «Укрощением строптивой» в постановке  французского хореографа Жана-Кристофа Майо . Насыщенным был театральный  месяц в Новокуйбышевске. Уже в третий раз здесь прошла  региональная программа национальной театральной премии  и фестиваля «Золотая Маска». Зрители увидели четыре спектакля из Санкт-Петербурга,  Москвы и Уфы. В конце месяца Денис  Бокурадзе выпустил «Марию Стюарт» (16+). 

Фото: Анна Осташвер

Главным архитектурным, музейным и театральным событием Самары стало первое мероприятие филиала Третьяковской галереи. В еще не до конца отреставрированном, но частично готовом для принятия гостей здании Фабрики-кухни показали перформанс «Утопия на ужин». Спектакль специально для местной  Третьяковки поставили три известных московских постановщика - хореограф Анна Абалихина , художник  Ксения Перетрухина и композитор Алексей Сысоев . Получилась очень стильная и  тонкая работа, посвященная истории Фабрики-кухни и ее автору - архитектору Екатерине  Максимовой.

Фото: Евгений Шаров

Год еще не закончился, коронавирус не отступил, но уже  можно сказать, что такого внимания к культурной жизни и к Самаре вообще, как в этом году, не было очень давно. Люди из разных концов страны стремятся приехать сюда, а местные жители, напротив, все больше начинают ценить город, в котором живут. Не последнюю роль в этом играет и карта культурных  событий, ради которых стоит приехать. Или не уезжать.

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Есть, что вспомнить: девять главных культурных мероприятий 2022 года
    30 декабря 2022, 09:15
    Есть, что вспомнить: девять главных культурных мероприятий 2022 года

    За этот год команда «Кому на Волге» успела побывать, кажется, чуть ли не на всех знаковых культурных мероприятиях города и области. Подводим итоги 2022 и вспоминаем сражения в доспехах, саратовскую гармошку, Девятую симфонию Шостаковича, очередь в «Третьяковку» и долгожданные дни на «ВолгаФесте».

    Чем манят Сокские штольни
    22 декабря 2021, 16:27
    Чем манят Сокские штольни

    Самара, Красная Глинка, гора Тип-Тяв. Здесь находятся Сокские штольни. Их, несмотря на опасности, о которых предупреждают спасатели, в день посещают десятки, а иногда и сотни человек. Кто-то - для развлечения, для кого-то это образ жизни. В штольнях можно увидеть обустроенные стоянки с лежаками, ростовые куклы. Здесь проводят и живые концерты. Рассказываем про местные арт-объекты, об опасностях для туристов и о том, почему в 1999 году здесь случилась трагедия. Наш гид - спелеолог-экскурсовод Алексей Афанасьев.

    На волноломах и в яхт-клубах
    29 июня 2021, 15:15
    На волноломах и в яхт-клубах

    Рассказываем, где искать маяки на Волге, и как до них добраться, чтобы сделать атмосферные фотографии.

    Панно «Радость труда». «Оживление» 100-метрового гиганта
    22 сентября 2022, 12:42
    Панно «Радость труда». «Оживление» 100-метрового гиганта

    Мощный по своему размаху и монументальности памятник находится в конце «Итальянского сквера» возле Дворца спорта «Волгарь» в Тольятти. Долгое время панно из огромного количества кусочков смальты было скрыто забором и незаслуженно вообще никак не обращало на себя внимание. В сентябре 2022 года его начали приводить в порядок. Мы отправились в Тольятти, чтобы пообщаться с реставраторами и узнать, в чем же ценность этой огромной советской мозаики.