10 сентября 2022, 09:10

Кто в зеркале живёт. О выставке «Яарка края» в Самаре

В «Нулевой комнате» не только появился новый житель - черная кошка, которая спит в кресле, но и обновилась экспозиция. Это дебют локального автора. Он работает с зеркалами. Рассказываем про заворожившую нас тему, которую поднимает выставка с непонятным для многих названием «Яарка края» (12+).

Автор Антон Антонов видит в отражающих поверхностях затуманенные мистические миры, проекции человеческих травм и эмоций, а также объективное отражение реальности. Зеркала на выставке символизируют края видимого мира и сознания. А ещё здесь есть отсылки на отражения как в названии выставки, которое можно прочесть задом наперёд, так и в листовках с текстом, не поддающимся прочтению без зеркала.

Я не получал художественного образования. Просто с детства любил рисовать. В 2020 году впервые попробовал нарисовать на зеркале, и последний год часто проводил своё свободное время за этим делом. Зеркала получались разные, они копились, и я не знал, что с ними делать. Потом подумал, что может получиться интересная выставка.

автор выставки Антон Антонов

Экспозиция не такая обширная, как хотелось бы, арт-объектов в ней немного. В основном это зеркала с нанесёнными на них рисунками и аппликациями. На полу расставлены камни, с потолка угрожающе свисают ножи. Посмотреть всё можно буквально за пять минут, а потом сделать пару селфи на память. Но сама тема, выбранная художником, достаточно глубока и интересна.

К зеркалам и отражениям в искусстве обращаются уже много веков. Первые артефакты, обнаруженные археологами, относятся к эпохе Бронзы. Они были созданы из олова, золота и платины. Современную историю зеркал принято отсчитывать с 1240 года, когда в Европе научились изготавливать сосуды из стекла.  

В дремучее средневековье зеркала ассоциировали с нечистой силой, считали его атрибутом колдовства. Люди верили, что самолюбование в зеркале питает гордыню, поэтому живописцы придумывали назидательные сюжеты о вреде отражений.

В XVIII веке в Европе бытовало мнение, что через кривые зеркала можно увидеть истинную сущность человека. Затем художники начинают активно использовать зеркала, чтобы показать ранее скрытое от глаз. Например, мы раньше не могли увидеть лиц людей, находящихся спиной к художнику, детали, связанные с местом, в котором стоял автор во время работы. В мастерской Веласкеса (испанский придворный живописец) было около десятка зеркал. Когда его спрашивали, зачем всё это? Он отвечал, что все предметы - его помощники.

В Руси зеркало считалось чем-то сакральным. Оно отделяло земной мир от потустороннего. Люди верили и верят до сих пор, что разбитое зеркало приносит несчастье и в него нельзя смотреть. Старообрядцы считали, что грешно заглядывать вообще в любое зеркало.

Картина «Гадающая Светлана» 1836 года Карла Брюллова раскрывает еще одну функцию зеркала - колдовскую. Мы обращаемся к этому предмету не только, когда хотим увидеть происходящее здесь и сейчас, но и заглянуть в будущее. Будто невидимые силы с той стороны приоткроют перед зрителем завесу тайны. Магия зеркала в ХХ веке только усилилась, оно закрепилось в роли проводника в иной мир.

Инсталляция «Двадцать два меньше двух» Микеланджело Пистолетто на вернисаже международной художественной выставки 53-ей Венецианской биеннале известна тем, что там зеркала были уничтожены. Автор собственноручно разбил их, выразив протест против тотального копирования изображений.

С давних времён зеркало воспринимается как противоречивое, запредельное. Это и чья-то душа, и жизнь, боль, счастье. Исследовать свои, уже современные, эмоции и ощущения в мире зеркал вы можете на Ленинградской, 77 в «Нулевой комнате». Выставка «Яарка края» работает до 18 сентября.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Павильон» – грёзы о биеннале в Венеции на «Станкозаводе»
    18 марта 2024, 07:30
    «Павильон» – грёзы о биеннале в Венеции на «Станкозаводе»

    В Самаре прошла выставка по мотивам Венецианской биеннале (18+). Её можно было посетить в течение трёх дней на «Станкозаводе». Здесь работал импровизированный павильон русских художников, который мог бы открыться на 60-й биеннале в Италии. Мы сходили на выставку и узнали, что отечественные авторы готовы предложить миру.

    Пляж в Ширяево, гостиница у Голубого озера, башня на Светёлке
    24 августа 2021, 18:16
    Пляж в Ширяево, гостиница у Голубого озера, башня на Светёлке

    Популярные туристические места Самарской области хотят осовременить и сделать привлекательнее для путешественников. Примерные планы по обновлению территорий в Ширяево, около Голубого озера и на горе Светёлка представили на встрече с губернатором Дмитрием Азаровым. К этому трио добавилось и село Переволоки - населённый пункт с историей, но пока не такой популярный среди туристов.

    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой
    08 января 2024, 10:15
    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой

    Завершаем итоговые подборки любимыми материалами главного редактора «Кому на Волге» и газеты «Волжская коммуна» Натальи Фёдоровой. Внутри: пять текстов и десятки классных фотографий, воспоминания о выездах по области и самом ярком фестивале этого лета.