10 сентября 2022, 09:10

Кто в зеркале живёт. О выставке «Яарка края» в Самаре

В «Нулевой комнате» не только появился новый житель - черная кошка, которая спит в кресле, но и обновилась экспозиция. Это дебют локального автора. Он работает с зеркалами. Рассказываем про заворожившую нас тему, которую поднимает выставка с непонятным для многих названием «Яарка края» (12+).

Автор Антон Антонов видит в отражающих поверхностях затуманенные мистические миры, проекции человеческих травм и эмоций, а также объективное отражение реальности. Зеркала на выставке символизируют края видимого мира и сознания. А ещё здесь есть отсылки на отражения как в названии выставки, которое можно прочесть задом наперёд, так и в листовках с текстом, не поддающимся прочтению без зеркала.

Я не получал художественного образования. Просто с детства любил рисовать. В 2020 году впервые попробовал нарисовать на зеркале, и последний год часто проводил своё свободное время за этим делом. Зеркала получались разные, они копились, и я не знал, что с ними делать. Потом подумал, что может получиться интересная выставка.

автор выставки Антон Антонов

Экспозиция не такая обширная, как хотелось бы, арт-объектов в ней немного. В основном это зеркала с нанесёнными на них рисунками и аппликациями. На полу расставлены камни, с потолка угрожающе свисают ножи. Посмотреть всё можно буквально за пять минут, а потом сделать пару селфи на память. Но сама тема, выбранная художником, достаточно глубока и интересна.

К зеркалам и отражениям в искусстве обращаются уже много веков. Первые артефакты, обнаруженные археологами, относятся к эпохе Бронзы. Они были созданы из олова, золота и платины. Современную историю зеркал принято отсчитывать с 1240 года, когда в Европе научились изготавливать сосуды из стекла.  

В дремучее средневековье зеркала ассоциировали с нечистой силой, считали его атрибутом колдовства. Люди верили, что самолюбование в зеркале питает гордыню, поэтому живописцы придумывали назидательные сюжеты о вреде отражений.

В XVIII веке в Европе бытовало мнение, что через кривые зеркала можно увидеть истинную сущность человека. Затем художники начинают активно использовать зеркала, чтобы показать ранее скрытое от глаз. Например, мы раньше не могли увидеть лиц людей, находящихся спиной к художнику, детали, связанные с местом, в котором стоял автор во время работы. В мастерской Веласкеса (испанский придворный живописец) было около десятка зеркал. Когда его спрашивали, зачем всё это? Он отвечал, что все предметы - его помощники.

В Руси зеркало считалось чем-то сакральным. Оно отделяло земной мир от потустороннего. Люди верили и верят до сих пор, что разбитое зеркало приносит несчастье и в него нельзя смотреть. Старообрядцы считали, что грешно заглядывать вообще в любое зеркало.

Картина «Гадающая Светлана» 1836 года Карла Брюллова раскрывает еще одну функцию зеркала - колдовскую. Мы обращаемся к этому предмету не только, когда хотим увидеть происходящее здесь и сейчас, но и заглянуть в будущее. Будто невидимые силы с той стороны приоткроют перед зрителем завесу тайны. Магия зеркала в ХХ веке только усилилась, оно закрепилось в роли проводника в иной мир.

Инсталляция «Двадцать два меньше двух» Микеланджело Пистолетто на вернисаже международной художественной выставки 53-ей Венецианской биеннале известна тем, что там зеркала были уничтожены. Автор собственноручно разбил их, выразив протест против тотального копирования изображений.

С давних времён зеркало воспринимается как противоречивое, запредельное. Это и чья-то душа, и жизнь, боль, счастье. Исследовать свои, уже современные, эмоции и ощущения в мире зеркал вы можете на Ленинградской, 77 в «Нулевой комнате». Выставка «Яарка края» работает до 18 сентября.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Квартиры, студии музыкантов, старинные особняки – обзор арт-пространств Самары
    15 апреля 2024, 12:15
    Квартиры, студии музыкантов, старинные особняки – обзор арт-пространств Самары

    За последние несколько лет в городе появилось несколько новых культурных площадок. Они очень разные, но объединяет их одно – арт-пространства возникли благодаря объединению творческих людей: художников, музыкантов, фотографов и галеристов. Рассказываем, куда можно сходить в Самаре, чтобы приобщиться к современному искусству и получить новые впечатления.

    Спектакль как рейв: во дворе усадьбы показали «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира
    21 июня 2024, 10:18
    Спектакль как рейв: во дворе усадьбы показали «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира

    Литературный музей стал площадкой для театральных и музыкальных экспериментов. Во дворе усадьбы Алексея Толстого представили пластическую фантазию на тему комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» (16+). Побывали там, пообщались с командой создателей и теперь объясняем, что такое рейв-спектакль, а также как танцы в темноте и электронная музыка способны перенести зрителей в волшебный мир.

    «Дракон», «Эдем» и «Анатомия души» на международной выставке «Семь смертных грехов»
    20 февраля 2024, 16:25
    «Дракон», «Эдем» и «Анатомия души» на международной выставке «Семь смертных грехов»

    В областной библиотеке представили грандиозный проект, в котором участвуют более 100 художников. Их работы заняли сразу два пространства - на первом и втором этажах. Главной темой выставки стала борьба искусства против семи грехов: гордыни, жадности, гнева, зависти, блуда, чревоугодия и уныния. Кто победил в этом «сражении»? Делимся впечатлением о выставке «Семь смертных грехов» (16+).

    Летники и точка: 11 террас в центре Самары, где можно отдохнуть с друзьями и семьёй
    20 июня 2022, 17:49
    Летники и точка: 11 террас в центре Самары, где можно отдохнуть с друзьями и семьёй

    Достаём шляпу, солнцезащитные очки и удобную обувь, берём на всякий случай зонтик и отправляемся в большое путешествие по летникам города (16+). Важно: не считаем съеденных калорий, ведь весь маршрут составит около 15 000 шагов.