Современное искусство расползается всё дальше от центра города. Так, в феврале 2022 года в квартире на Ташкентской появилось творческое пространство ОССИ «МИ», а в сентябре 2023-го на 116-м километре открылась галерея уличного искусства «Окраина». Встретились с её куратором – Артом Абстрактовым и узнали, для кого был придуман проект на «стошке», как на работы уличных художников отреагировали владельцы гаражей и сколько денег было потрачено на галерею в промышленной зоне Куйбышевского района.
В 2023 году на 116-м километре открылась галерея уличного искусства «Окраина». Фото: Виктория Старосельская
«Мало кто воспринимает "стошку" за культурную часть города»
Галерея «Окраина» открылась в Самаре меньше года назад, а вот идея проекта появилась у его куратора за семь лет до старта. Арт Абстрактов – он же Антон – известный стрит-арт художник, основатель творческого объединения AKSOMETRY LAB и исследователь уличной культуры. Антон хотел объединить художников из Самары и других городов в одном проекте, разблокировать «стошку» и показать этот район по-новому – свежим и действительно творческим.
Мне не стрёмно говорить, где я родился. На 116-м продолжаю жить и сейчас. Мало кто воспринимает «стошку» за культурную часть города. Ещё меньше людей знают, что этот район подарил городу и стране много креаторов. Например, актёр Виктор Евграфов, который играл профессора Мориарти из «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (6+) всю жизнь прожил на «стошке» и регулярно ездил на съёмки в «Мосфильм». Из наших современников в этом районе выросли и проживали художники Андрей Сяйлев, Анна Афанасьева, Яна Арбузова и Евгений Бугаев, а также идеолог киноклуба с независимым кинематографом «Треугольник» в кинотеатре «Художественный» Роман Черкасов.
Арт Абстрактов
К запуску проект готовили два года: в 2021 и 2022 году шли работы, а в 2023-м состоялось открытие пространства при поддержке журнала «Собака.ru» и галереи «Виктория».
Посмотреть на первое и второе пространства галереи можно только по обращению в группу AKSOMETRY LAB или лично к куратору. Фото: Виктория Старосельская
«Проект "Окраина" обошёлся мне в 250 000 рублей»
На входе в первый и второй выставочные залы – ржавые ворота. Такими их оставили специально. Команде проекта было важно показать, что галерея находится в промышленной зоне: в пешей доступности здесь железная дорога и заброшенный завод. Та самая точка на карте, которая идеально подходит под описание «настоящая окраина города».
Мне было важно отойти от исторического центра, потому что он уже перенасыщен: здесь и множество муралов, и интересная архитектура, и дома с резными наличниками, и современные арт-кластеры. Мне кажется, переосмысление отдалённых районов делает город ещё интереснее и привлекательнее.
Арт Абстрактов
Двери каждого строения – это холсты, которые украшают работы современных художников «уличной волны». Фото: Виктория Старосельская
«Вау»-эффект после открытия тех самых ворот обеспечен даже самым скептически настроенным. За ограждением – что-то большее, чем простой гаражный массив. Двери каждого строения – это холсты, которые украшают работы современных художников «уличной волны». Здесь и узнаваемые герои самарского совриска – Яна Арбузова, Андрей ЧЖНС, Ваня БВ, Клаус, а также фрэшмены – Helix, Рита Mons, Тимофей Hate. Есть и приглашённые авторы из других городов, например, из Твери, Иваново, Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Некоторые из них приезжали специально для участия в проекте: работали в гаражном массиве, гуляли по «стошке» и обещали вернуться, чтобы познакомиться с Самарой поближе.
Есть работы приглашённых авторов из других городов: Твери, Иваново, Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Фото: Виктория Старосельская
Всё то, что посетители видят в галерее, я сделал за свой личный счёт. Никто не понимал, как это будет выглядеть. Поэтому я решил никого не ждать. Проект «Окраина» обошёлся мне в 250 000 рублей. Это расходы на материалы, инструменты, подготовку поверхности и её обработку.
Арт Абстрактов
В начале июня 2024-го галерея уличного искусства «Окраина» получила денежный грант от Фонда поддержки культурных инициатив «Благо Незримое». Благодаря такой возможности проект продолжит развивать свою первую локацию и займётся развитием своих филиалов.
«Владелец гаража Владимир, после того, как мы рассказали ему о концепции проекта, сказал: "Мужики, одобряю"»
Художники работали бесплатно, за идею. Соглашались все, кому Антон предлагал участие. Но вот с хозяевами гаражей иногда возникали трудности. Некоторые из них отказывались участвовать в проекте, не принимали выполненные работы и даже просили их исправить. Самое сложное, по словам куратора галереи, как раз было договориться с владельцами гаражей и объяснить им, что здесь будет открыта настоящая галерея под открытым небом.
Художники работали бесплатно, за идею. Соглашались все, кому Антон предлагал участие. Фото: Виктория Старосельская
Только одну работу мы заранее согласовывали с владельцем гаража. Он наотрез отказывался принимать концепцию проекта, просил, чтобы мы изобразили именно то, что он хотел. В его представлении здесь должны были быть горы Крыма. Через его жену мы узнали, что он любит рыбалку, и вместе с художником решили, что здесь нужны азиатские карпы. Хозяин гаража, кстати, был в восторге.
Арт Абстрактов
Не все принимали уже появившееся на гаражах искусство, но в итоге все смогли договориться. Фото: Виктория Старосельская
Не все принимали уже появившееся на гаражах искусство: например, оммаж на работу Пикассо известной московской художницы Жени Беляковой изначально был не понят и не принят. Собственник хотел переделать арт на свой вкус и даже дополнить его самостоятельно. Со временем пришло смирение – куратору удалось убедить хозяина гаража в ценности работы.
Двое владельцев гаражей позже стали менеджерами «Окраины»: помогали художникам в работе и проводили экскурсии по галерее. Фото: Виктория Старосельская
Недовольство было, скорее, исключением из правил, а не константой. Со временем стрит-галерея переросла в социальный проект: люди, которые ничего не знали про уличное искусство, стали непосредственными участниками работ. Например, двое владельцев гаражей – Олег Лапшев, которому около 40 лет, и Владимир Марков, которому в районе 65, стали менеджерами «Окраины». Они помогли договориться с хозяевами, которые долгое время не выходили на контакт с Антоном, самостоятельно проводили экскурсии, дожидались, когда художники закончат процесс работы, и даже подсвечивали гаражи фарами в тёмное время суток.
Немного меньше, чем за год, ни одна работа не пострадала. Фото: Виктория Старосельская
Помню, что Владимир тоже первое время скептически относился к «Окраине». Но после того, как мы рассказали владельцу гаража о концепции проекта, он сказал: «Мужики, одобряю».
Арт Абстрактов
«Есть такая установка: если у тебя баллончик – ты вандал, если кисть – художник, если валик – маляр»
В доступе без предварительной записи находится только третий зал «Окраины» – вытянутый забор с работами уличных художников. Он был открыт за неделю до официального запуска проекта. Немного меньше, чем за год, ни одна работа не пострадала. Посмотреть на первое и второе пространства можно только по обращению в группу AKSOMETRY LAB или лично к куратору галереи.
Идеолог и куратор уличной галереи «Окраина» Арт Абстрактов. Фото: Виктория Старосельская
Согласен, что уличное искусство должно быть доступно для людей. Однако работы могут запросто закрасить коммунальные службы. Есть и граффити-райтеры, которые часто устраивают «уличные войны». К тому же, это действующий гаражный массив и частная территория: не хотелось бы, чтобы здесь постоянно были толпы людей. Уличное искусство появляется там, где у рисующих не будет лишних глаз и вопросов. Есть такая установка: если у тебя баллончик – ты вандал, если кисть – художник, если валик – маляр.
Арт Абстрактов
В доступе без предварительной записи находится только третий зал «Окраины» – вытянутый забор с работами уличных художников. Фото: Виктория Старосельская
Большинство людей сокращают дорогу до железнодорожной станции и проходят мимо третьего зала уличной галереи. Зачастую именно здесь просыпаются критики-искусствоведы, которые называют увиденное «мазнёй» на заборе, а во время самих работ даже вызывают полицию. Такие встречи с правоохранительными органами проходят по привычному сценарию: сотрудники общаются с владельцами гаражей, не находят никаких правонарушений, желают «Окраине» успехов и уезжают без составления протоколов.
В 2024 году проект получит своё продолжение – будет задействован соседний гаражный массив – ещё 80 дополнительных мест для творчества стрит-арт-художников. Фото: Виктория Старосельская
В 2024 году проект получит своё продолжение – будет задействован соседний гаражный массив – ещё 80 дополнительных мест для творчества стрит-арт-художников. Забора, как в первом и втором залах, здесь уже не будет, а это значит, что ещё больше работ станут доступны для посетителей.
Тот, кто занимается уличным искусством, должен привыкнуть к тому, что его работу могут испортить. Стрит-арт недолговечен – это первое, что нужно в себе воспитать. Тем, кто этого не поймёт, не место на улице.
Арт Абстрактов
Фото обложки: Виктория Старосельская
Комментарии ()
Написать комментарий