29 марта 2023, 15:43

Краски «Обыкновенного чуда»

В «СамАрте» вышел давно анонсированный мюзикл. «Обыкновенное чудо» (12+) в постановке режиссера Дмитрия Белова и в оформлении Юрия Харикова не стал подражанием известному фильму. Рецензия Ксении Аитовой на новый спектакль.

Мюзикл написали композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким. Их песни звучат в киноверсии. В начале 2010-х спектакль играли в Москве, в том же здании Театрального центра на Дубровке, где раньше шёл «Норд-Ост» (продюсером тоже был Алексей Иващенко ). Для самарской версии Ким переписал часть текстов. Появилась и новая аранжировка композитора Артура Байдо, в которой зритель всё-таки встретит немного знакомых по фильму мотивов.

В постановке «СамАрта» много масок, характерности, гротеска и цвета. Особенно в костюмах. У некоторых персонажей это сложные конструкции, которые нужно особым образом носить. Визуальные образы – узнаваемые, хариковские. Иногда можно вспомнить «Мамашу Кураж»: в костюмах актеров, игравших в том спектакле, угадываются будто сознательные отсылки к нему.

Дмитрий Белов говорит, что навыки артистов, уже носивших костюмы Харикова, помогли ему в репетициях. Придворные пестрят разными цветами и напоминают животных, в основном земноводных. И не только одеждой. Движение и грим достраивают образы. Как будто не только Медведя превратил в человека Волшебник (Алексей Меженный).

Далеко не всегда можно точно сказать, какое именно животное имеется в виду, но примерное направление угадывается. Главный зверь этой сказки – Медведь (Ярослав Тимофеев) – огламурен роскошной яркой шубой. Король (Дмитрий Добряков) напоминает китайского императора и ходит на котурнах. Премьер-министр (яркая острохарактерная работа неузнаваемого Алексея Елхимова ) – тоже немного китаец и одновременно то ли червяк, то ли какое-то другое юркое насекомое. Министр-администратор Павла Маркелова костюмом и повадками напоминает петуха или ещё какую-то гордую птицу, но называют его, как и в оригинальном тексте, хорьком. Принцесса (Анастасия Вельмискина) – нежный цветочек, тоже с отсылками к китайскому костюму (всё-таки родственница королю).

Придворные дамы – целый набор болотных обитателей. Шикарная Эмилия Ольги Агаповой – в чём-то черном чешуйчатом. У Аманды (Вероника Львова) и Оринтии (Елена Голикова) образы, которые проще показать, чем описать. Мужчины-придворные, судя по головным уборам, изображают муравьев.

Костюмы в этом «Обыкновенном чуде» можно описывать бесконечно. Они наполовину «сделали» спектакль. Но есть одна загвоздка. Почти всю сцену занимает мощная металлическая конструкция с балконом и лестницами. Из-за красного оттенка и масштабов декорации кажется, что Волшебник поселился в доме из гранита. Места для игры внутри этой конструкции остаётся немного, поэтому в массовых сценах (а придворные здесь выполняют функции хора) порой не совсем понятно, зачем всех этих людей уместили на таком пространстве.

Когда невообразимые фантазийные костюмы Харикова оказываются на сцене «плечом к плечу», в глазах начинает рябить. И нужно прикладывать усилия, чтобы выделить из этой концентрированной пестроты отдельные образы. Вряд ли такой эффект был задуман художником.

Гораздо лучше премьера смотрится в тех сценах, где остаётся минимум персонажей. Есть очень яркие эпизоды. Например, ария премьер-министра или дуэт Эмилии и Трактирщика (Игорь Рудаков).

Вообще этот спектакль не даст забыть, какая в «СамАрте» сильная труппа. Вряд ли нужно отдельно оговаривать, что поют здесь тоже отлично и вживую (записана только музыка).

Как уже понятно из всего сказанного, романтическая линия в этой версии оказалась в тени подробного изображения социально-животного мира. К финалу добродушный
Король все больше надувается внешне (Добряков носит всё более объемные костюмы) и сдувается внутренне, пока придворные пытаются разобраться, кого винить в том, что Принцесса чахнет. Волшебник и его жена (Татьяна Михайлова) при этом начинают даже визуально теряться в этом буйстве масок и красок.

Ярослав Тимофеев в гриме Пьеро играет Медведя пародийно серьёзно, напоминая своего же Мейерхольда из «Тёмных аллей». Александр Абдулов в фильме тоже носит одинаково скорбное выражение лица, но тот Медведь существует в другом контексте. Здесь же кажется, что только несчастный влюбленный и кроткая Жена Волшебника ещё помнят, что на наших глазах разворачивается душераздирающая драма, у которой не так много шансов на счастливый конец.

Сложнее всего в этом сюжете задача у Анастасии Вельмискиной – её Принцессе приходится быть связующим звеном между этими радикально не схожими мирами. Актриса точно ведёт свою линию, удерживаясь на этой грани между миром характерных персонажей и серьёзной драмой. Кажется, в этой версии именно её настойчивость и сила привели всех к хеппи-энду.

Самым сложным для меня было сыграть не просто трагические, а трагифарсовые монологи. Раньше я такого никогда не делала. И до сих пор не понимаю, получается или нет. Непросто было не уйти за музыкой, учитывая бешеный ритм. Музыка местами как на рок-концерте. А у нас все-таки линия любовная, и спектакль, как и всё в этом  мире, я считаю, про любовь.

актриса Анастасия Вельмискина

Фото: Юлия Рубцова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Мозаики Самары: война и мир
    09 февраля 2022, 09:23
    Мозаики Самары: война и мир

    Самара играла важную стратегическую роль с момента своего основания. Сначала это была крепость для защиты границ от набегов кочевников. Спустя триста с лишним лет купеческий город стал одним из центров военной промышленности. В годы Великой Отечественной Куйбышев был «запасной столицей» Советского Союза. В очередном обзоре мозаик Самары расскажем о монументальных произведениях на тему войны и мира.

    Кремль, канатка, «Цех» и улица Рождественская. За чем ехать в Нижний Новгород
    12 сентября 2022, 22:03
    Кремль, канатка, «Цех» и улица Рождественская. За чем ехать в Нижний Новгород

    Это главный соперник Самары в борьбе за звание «столицы закатов». Мы конечно знаем победителя, но оставим вам право самим сделать выбор. А пока же рассказываем, на что в Нижнем Новгороде обратили внимание мы.

    Gallery 419 - место силы с самарским вайбом
    30 июня 2022, 16:46
    Gallery 419 - место силы с самарским вайбом

    Не все знают, что в «Доме 77» на Ленинградской помимо «Нулевой комнаты» есть и ещё выставочные пространства. Здесь, на четвёртом этаже, ребята занимаются независимыми проектами, связанными с современным искусством. Отличает их свой кураторский подход, индивидуальный метод поиска актуальных работ. А ещё они готовы быть проводниками в мир самарских художников. Мы побывали в атмосферной Gallery 419 и рассказываем, как она устроена.