Если говорить про концептуальность, которая максимально близка зрителю, то скорее всего такое описание подходит к работам самарского художника Владимира Терёхина. За его плечами 50 лет творчества. В честь этого в галерее «Новое пространство» открылась персональная выставка «Один на тропе» (18+). На ней более 120 работ из серий «Да здравствует Россия», «IV геометрическое измерение», «Сюжет», «Пейзаж», «Натюрморт», «Ню», «Портрет», «Сотворение мира» и других. Мы отправились в галерею, чтобы посмотреть на них и рассказать про самые запоминающиеся.
Владимир Терёхин
Он не получил специального художественного образования, оттачивал своё мастерство сам. Сформировался под влиянием Ван Гога и учения о психоанализе Фрейда. Картины Терёхина хранятся в 16 музеях мира, экспонировались на персональных выставках в Самаре, Москве, США. Первая крупная прошла в 1989 году в Совете Федерации.
Художник является автором четырёх эстетических теорий. Его работы находятся в собраниях многих известных личностей, например, английской королевы Елизаветы, бывшего президента Франции Жака Ширака, у примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой.
Это про нас
Его картины все разные, будто их создавали пять разных авторов. Конечно, нас больше интересуют не пейзажи и натюрморты, которые тоже есть в коллекции, а бытовые сюжеты в картинах. Пусть на выставке их не так много, но зато они чётко отражают советскую и перестроечную реальность, а местами описывают нашу современную жизнь.
Есть у Терёхина образы комичные: «Игральщики в лото», «На кухне», а есть откровенно отталкивающие. Особенно поражает его работа «Свадьба» - страшный сон любых новобрачных или тех, кто оказался на русской свадьбе. Сколько раз вам приходилось наблюдать, как на семейном торжестве кто-то напивается «в дрова», предается безумному веселью, плачет или просто наблюдает за родственниками в кураже? И конечно, куда без сбора денег, которые на холсте жадно хватает полуобнаженная невеста с пузом и блаженным лицом? Пожалуй, никто не хотел бы наблюдать такую картину в реальности. Но Терёхин видел много свадеб в 1990-х, так как был музыкантом и выступал для новобрачных. Он знает, о чём говорит.
В 1988 году он написал «Магазин сознательного безумия» - огромное полотно про пороки общества. Это одна из самых популярных работ. Здесь люди перестают быть людьми. Алкоголизм делает из них роботов и прозрачные сосуды для переработки горючей жидкости.
Терёхин начал писать картину за два года до антиалкогольного постановления 1985 года. Он заранее угадал, что множество людей захочет утопить себя в пьянстве, и изобразил огромные очереди в магазин. Художник заставляет нас задуматься, почему у русских есть такая тяга к спиртному, почему они хотят забыться и уйти от реальности. Кстати, до этого автор организовывал выставки и мероприятия для людей с зависимостями с участием психологов и наркологов, на которых не просто привлекали внимание к проблеме, но и помогали людям с зависимостью.
Об ужасах детства рассказывает картина «С бородкой». На ней суровый мужик с бородой, похожий на Ивана Грозного, лупит мальчика. Многие в прошлом не знали никаких методов воспитания, кроме телесных наказаний. Множество поколений испытали это на себе. Сейчас существует специальная литература о воспитании, а специалисты доказывают, что насилие - не самый лучший способ повлиять на ребёнка. К тому же жестокость открыто порицается обществом. Бить того, кто слабее - несправедливо и просто мерзко. Но для людей, которые когда-то были крестьянами, безмолвными рабами, переносили наказание плетьми, такое было нормой. И оставалось ей в советское время.
Здесь представлено самое полное собрание картин Терёхина. Тут находятся основные серии, в том числе «IV геометрическое измерение», знаменитые пейзажи в импрессионистской манере, а также ранние авангардные вещи. Кто-то говорит, что это гротеск, кто-то называет его творчество наивом. Для меня Терёхин - куйбышевский нонконформист. По сути, новый авангард начался в Самаре именно с этого автора, потом появились другие художники-концептуалисты. Известна фраза Бронислава Дворского, представителя аукционного дома Christie’s, когда он увидел картины Терёхина и прошелся с ним по залу в Москве: «Айвазовский не нужен никому, мистер Терёхин нужен всем». Тогда загремело новое имя русского авангарда. Его искусство не развлекает, оно заставляет нас с вами думать.
директор проекта Art-Most Вячеслав Тишин
«Они» и сотворение мира
Откуда появились мы и наша вселенная? Всем хотелось бы знать ответ на этот вопрос. Терёхин решил пофилософствовать на эту тему и создал серию работ, в которых божественное смешивается с космическим. Особенно это заметно в «Парижской серии. Взлёт», где нечто, похожее на православный храм, отрывается от земли, словно ракета, и взмывает в небо. Сверкают золотые кресты и купола, кто-то внутри аппарата несётся в межзвездное пространство.
Что-то особенное есть в этой огромной вселенной, но мы этого еще не нашли. Погружение в поиски похоже на фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (12+), где режиссёр также осмысливает наше бытие, пытается разглядеть начало всех начал и самого создателя. Но, в отличие от него, Терёхин постарался максимально чётко визуализировать другие миры и их обитателей.
Например, на холсте «Они» можно увидеть сразу несколько видов инопланетян. Какими могут быть наши тайные соседи? Совершенно разными: стереотипными, как в кино, человекоподобными, смешными, странными, страшными. Они всегда присутствовали в массовой культуре, например, в одном из эпизодов сериала «Секретные материалы» (16+) их показали в виде неприметного старика, который может управлять событиями. Кстати, звали его там именно Они.
Возможно, тяга к неизведанному и чему-то непостижимому возникла у автора после того, как он поработал несколько лет на заводе «Прогресс». Такой эпизод имеет место в его биографии.
Можно долго гадать, что же повлияло на его взгляды и психологию. Терёхин родился в СССР, но при этом нельзя сказать, что он отрицает высшие силы или просто по-доброму шутит над религиями. Художник уважает точку зрения агностиков и православных. На его полотнах чья-то невидимая рука творит этот мир - создаёт воздух, воду, первых людей. Его герой - блуждающий странник, находит то, что искал и в итоге становится святым. А ещё на выставке можно встретить уникальную скульптуру «Ангел справедливости», изготовленную из готовых вещей. Она похожа на древний тотем.
Это лишь наше впечатление. Рекомендуем познакомиться с воображаемыми мирами Терёхина лично на его персональной выставке в Самарской областной универсальной научной библиотеке. Она открыта до 9 июля.
Это было в 1991 году, когда галерея «Мария» находилась напротив Союза художников. Его члены говорили: «Терёхин - не художник, он сам учится, у него нет звания, к нам на поклон он не ходит, не хочет, чтобы его приняли. Поэтому никаких выставок ему делать не будем». Мы тогда с Владимиром придумали, как поступить. Вечером созвали в галерею гостей, выставочный зал работал всю ночь, и только в семь часов утра мы сняли все картины, будто ничего и не было. Наутро пришли художники и спросили: «Здесь выставка Терёхина была?». Я ответила, что не знаю. Вспомнила ещё один забавный случай. Его картину принесли на продажу. Володя её опознал и сказал, что выкупит полотно, так как его на самом деле украли.
владелица бывшей галереи «Мария» Мария Воронина
Фото: Жанна Скокова
Комментарии ()
Написать комментарий