19 декабря 2023, 15:01

Кинетические скульптуры и звуки на выставке «Голоса твои - уши мои»

В «Нулевой комнате» показали движущиеся, шуршащие и звенящие работы художницы Анастасии Крохалёвой. Увидеть их можно на выставке «Голоса твои – уши мои» (0+). В Самаре редко показывают что-то подобное. Мы пообщались с художницей и узнали, как связаны между собой искусство, психология и механизмы.

Анастасия Крохалёва

Междисциплинарная художница, экс-участница арт-дуэта «Музей вечно играющих аттракционов». Является резидентом мастерских Уральского филиала Государственного центра современного искусства имени Пушкина. Принимала участие в Киберфесте, в биеннале «Искусство будущего», спецпроектах Уральской индустриальной биеннале и Московской международной биеннале молодого искусства.

Колоски с электромоторами. Фото: Виталий Шабинский

«Голоса твои - уши мои» (0+) – это хрупкие кинетические скульптуры из природных материалов с электромоторами. Двигаясь, они заставляют зрителя погружаться в размышления и ассоциировать каждый объект с чем-то.

Выставка выглядит простой и понятной, но заставляет внимательно присмотреться ко всем предметам, потому что они – не то, чем кажутся с первого взгляда. Экспозиция полна иллюзий. Падающий песок здесь становится льющейся водой, стеклянные шарики – пузырьками, а кусочки керамики – колокольчиками.

У движения есть очень богатый потенциал для того, чтобы выражать самые разные состояния. Это можно увидеть в том, как художники в различные эпохи обращались к нему. Кинетика может о многом рассказать. Когда ты что-то двигаешь, твоё высказывание звучит громче.

художница Анастасия Крохалева

Автор совмещает в своих скульптурах живое и неживое: растения и механизмы. Делает она это специально, чтобы создать эффект противодействия природы и искусственной среды.

Первые свои работы из растений Анастасия называла «шуршанками», из-за звука, который они издавали. Эти скульптуры постепенно разрушались под воздействием моторов. Сейчас автор отошла от противопоставления природного и механического. Она стремится подчеркнуть тонкие и естественные состояния, которые мы можем наблюдать у растений.

Падающий песок здесь становится льющейся водой, стеклянные шарики – пузырьками, а кусочки керамики – колокольчиками. Фото: Виталий Шабинский

Кстати, у скульптур нет названий. Так посетителям выставки легче погружаться в себя, интерпретировать каждую работу по своему.

Например колоски травы, которые «прорастают» из деревянного ящика, ассоциируется у Анастасии с воспоминанием из детства, а именно с гусеницами, ползущими по бетонной стене. Когда она была маленькой, иногда сажала насекомых в банку, чтобы наблюдать за их ростом и метаморфозами. Выпускала на волю она уже не гусениц, а бабочек. У зрителя нет таких воспоминаний, и он вкладывает свой смысл в скульптуру. У кого-то она вызовет тревогу, а другие, наоборот, ощутят приятные чувства.

Для меня психология и искусство – про личное. В искусстве автор и художник от себя не убежит, даже, если считает, что создаёт работы без личного участия. Не знаю, насколько каждому удаётся абстрагироваться. Мне кажется, это невозможно. Поэтому я вижу взаимосвязь между искусством и психологией.

художница Анастасия Крохалёва

В Самаре это первая персональная выставка, полностью посвящённая кинетическому искусству. Анастасия Крохалёва проведёт артист-ток, на котором подробнее расскажет о своих работах. Также в январе художница прочитает лекцию о кинетическом искусстве.

Каждый посетитель вкладывает в каждую работу свой смысл. Фото: Виталий Шабинский

Экспозиция доступна на первом этаже на Ленинградской, 77 до 28 января.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Балтика» внутри: трёхэтажные котлы, галереи для туристов, модный бар
    21 июля 2022, 11:57
    «Балтика» внутри: трёхэтажные котлы, галереи для туристов, модный бар

    Решили на несколько часов почувствовать себя королями хмеля и солода и прошлись по всей производственной цепочке завода «Балтика-Самара». Заглянули в варочное и бродильное отделения, увидели цех розлива и склад, где хранится готовая продукция.

    Танцули на ходулях – кастинг в «Пластилиновый дождь»
    15 ноября 2023, 10:49
    Танцули на ходулях – кастинг в «Пластилиновый дождь»

    Сходили на кастинг в «Пластилиновый дождь». Узнали больше про внутреннюю жизнь уличного театра, станцевали вместе с конкурсантами хореографическую связку и стали свидетелями их первых шагов на ходулях. Сами встать на них всё же не рискнули.

    Выставка «Бывшие»: судьба представителей купечества, дворянства и аристократии после революции
    15 июля 2024, 11:36
    Выставка «Бывшие»: судьба представителей купечества, дворянства и аристократии после революции

    После революции 1917 года представители элит потеряли свой социальный статус. Временная экспозиция (12+) в особняке Курлиной в Самаре построена на реальных историях, письмах, воспоминаниях и личных вещах отчуждённых людей. Эта выставка – рассказ о том, как менялись время, события, ощущения и сама жизнь людей эпохи модерна с приходом советской власти.

    Пейзажи и исчезающая архитектура на выставке «Память полей»
    09 сентября 2024, 09:56
    Пейзажи и исчезающая архитектура на выставке «Память полей»

    В галерее современного искусства SPACE13 проходит персональная выставка столичной художницы Марии Стадник «Память полей» (0+). Это проект, который погружает в воспоминания и ностальгию, а также заставляет задуматься о судьбе зданий в городах и сельской местности. Рассказываем о задумке и смысле выставки, о художнице и о том, чем её покорила Самара.