В «Нулевой комнате» показали движущиеся, шуршащие и звенящие работы художницы Анастасии Крохалёвой. Увидеть их можно на выставке «Голоса твои – уши мои» (0+). В Самаре редко показывают что-то подобное. Мы пообщались с художницей и узнали, как связаны между собой искусство, психология и механизмы.
Анастасия Крохалёва
Междисциплинарная художница, экс-участница арт-дуэта «Музей вечно играющих аттракционов». Является резидентом мастерских Уральского филиала Государственного центра современного искусства имени Пушкина. Принимала участие в Киберфесте, в биеннале «Искусство будущего», спецпроектах Уральской индустриальной биеннале и Московской международной биеннале молодого искусства.
Колоски с электромоторами. Фото: Виталий Шабинский
«Голоса твои - уши мои» (0+) – это хрупкие кинетические скульптуры из природных материалов с электромоторами. Двигаясь, они заставляют зрителя погружаться в размышления и ассоциировать каждый объект с чем-то.
Выставка выглядит простой и понятной, но заставляет внимательно присмотреться ко всем предметам, потому что они – не то, чем кажутся с первого взгляда. Экспозиция полна иллюзий. Падающий песок здесь становится льющейся водой, стеклянные шарики – пузырьками, а кусочки керамики – колокольчиками.
У движения есть очень богатый потенциал для того, чтобы выражать самые разные состояния. Это можно увидеть в том, как художники в различные эпохи обращались к нему. Кинетика может о многом рассказать. Когда ты что-то двигаешь, твоё высказывание звучит громче.
художница Анастасия Крохалева
Автор совмещает в своих скульптурах живое и неживое: растения и механизмы. Делает она это специально, чтобы создать эффект противодействия природы и искусственной среды.
Первые свои работы из растений Анастасия называла «шуршанками», из-за звука, который они издавали. Эти скульптуры постепенно разрушались под воздействием моторов. Сейчас автор отошла от противопоставления природного и механического. Она стремится подчеркнуть тонкие и естественные состояния, которые мы можем наблюдать у растений.
Падающий песок здесь становится льющейся водой, стеклянные шарики – пузырьками, а кусочки керамики – колокольчиками. Фото: Виталий Шабинский
Кстати, у скульптур нет названий. Так посетителям выставки легче погружаться в себя, интерпретировать каждую работу по своему.
Например колоски травы, которые «прорастают» из деревянного ящика, ассоциируется у Анастасии с воспоминанием из детства, а именно с гусеницами, ползущими по бетонной стене. Когда она была маленькой, иногда сажала насекомых в банку, чтобы наблюдать за их ростом и метаморфозами. Выпускала на волю она уже не гусениц, а бабочек. У зрителя нет таких воспоминаний, и он вкладывает свой смысл в скульптуру. У кого-то она вызовет тревогу, а другие, наоборот, ощутят приятные чувства.
Для меня психология и искусство – про личное. В искусстве автор и художник от себя не убежит, даже, если считает, что создаёт работы без личного участия. Не знаю, насколько каждому удаётся абстрагироваться. Мне кажется, это невозможно. Поэтому я вижу взаимосвязь между искусством и психологией.
художница Анастасия Крохалёва
В Самаре это первая персональная выставка, полностью посвящённая кинетическому искусству. Анастасия Крохалёва проведёт артист-ток, на котором подробнее расскажет о своих работах. Также в январе художница прочитает лекцию о кинетическом искусстве.
Каждый посетитель вкладывает в каждую работу свой смысл. Фото: Виталий Шабинский
Экспозиция доступна на первом этаже на Ленинградской, 77 до 28 января.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий