03 апреля 2024, 08:53

Изнанка самарских доходных домов на выставке в «Заварке»

Что такое доходный дом? Кто в нём обитал? Как уживались хозяева и квартиранты? Какими видят постояльцев этих домов современные художники? Об этом мы узнали в музее-галерее «Заварка» на выставке «Сдаётся квартира: жизнь доходного дома» (12+).

Выставка «Сдаётся квартира: жизнь доходного дома» в музее-галерее «Заварка». Фото: Ирина Быкова

Выставка разделена на три части. Каждая рассказывает об особенностях доходных домов. В первом зале много информации об истории самарских зданий. Во втором – о бытовой жизни, скрытой за стенами этих построек. В третьем – гости могут принять участие в музейном исследовании, послушать саунд-арт и создать собственную выставку.

Элементы выставки. Фото: Ирина Быкова

Важные детали

Доходный дом – это многоквартирное жилое здание, предназначенное для сдачи площади в аренду. Жильё подобного типа стало появляться в Самаре в середине XIX столетия. Когда город стал столицей губернии, в него потянулись люди различных профессий и сословий. Многие из них не имели собственного жилья.

В первом разделе выставки можно узнать, где в Самаре находились доходные дома, что про них писали в газетах в прошлые века, какие здания сохранились до наших дней. В периодической печати прошлого встречались объявления о сдаче квартир, фельетоны и даже криминальные новости, связанные с постояльцами. 

Домовладельцев называли «кровопийцами» и жадными людьми. Фото: Ирина Быкова

Домовладельцев часто ругали, обвиняли их в том, что они не соблюдают свои обязанности. Создатели выставки нашли материал, в котором рассказывалось об одном хозяине доходного дома, который выбросил помои прямо на улицу. Мусор с удовольствием поедали свиньи, а жители были очень недовольны. Также музейные работники наткнулись на статью про похороны врача, который следил за эпидемиологической безопасностью. Когда его гроб несли по улице, владельцы доходных домов выходили на крыльцо и крестились. Автор статьи шутливо подчёркивал, что эти люди не знали о том, что хоронят своего «врага». В то время даже существовал стереотип о домовладельцах, их называли «кровопийцами» и жадными людьми. Однако это не всегда было так. Собственники зданий хорошо знали, как вести хозяйство и выписывали специальные книги.

Деталь дома Маштакова, в котором находится музей «Заварка». Фото: Ирина Быкова

Основное здесь – это фотопроект «Детали доходного дома», в котором более 50 снимков и несколько коллажей. Они иллюстрируют собирательный образ многоквартирного здания. 

В экспозиции есть и про историю памятника архитектуры, в котором находится сам музей «Заварка». В 1918 году дом Маштакова был муниципализирован. В нём организовали коммунальные квартиры с помощью перепланировки – сделали из просторных залов небольшие комнаты. 

От аристократов до бедняков

Второй раздел – изнанка доходного дома. В нём жили совершенно разные представители российского общества: чиновники, врачи, рабочие. Кто-то мог снять мебелированную комнату, а кто-то – каморку, угол или просто койку. 

Мы рассматриваем доходный дом как социальное явление. Интересно, что его можно разложить на разные слои, на разные кусочки. Мы изучаем взаимоотношения между жильцами, между домовладельцем и прислугой. Кроме того, мы сделали карту доходных домов Самары. На ней отмечены все сохранившиеся здания. Также мы провели по этим местам дрейф, чтобы запечатлеть психогеографию – то, как влияют на нас эти дома.

куратор выставки Кирилл Гуров

К созданию выставки привлекли художников – графика Савелия Малахова и иллюстратора Яну Арбузову. Фото: Ирина Быкова

Экспозицию со старинными предметами, книгами и чертежами разбавили работы художников – графика Савелия Малахова и иллюстратора Яны Арбузовой. Они воссоздали атмосферу обыденной жизни самарцев XIX века.

Яна Арбузова специально для выставки сделала портреты прислуги доходного дома – горничной, кухарки и дворника. А Савелия Малахова попросили обыграть страницы современных печатных изданий. Автор изобразил жильцов поверх текстов на страницах. Например, художник поместил образ рабочего на объявлениях о поиске сотрудников. Врача он изобразил на учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности». Мелкого чиновника он «поселил» в учебник по логике, а аристократа – в словарь по английскому языку. 

Референсами персонажей послужили старые архивные фотографии и текстовые описания. Фото: Ирина Быкова

Этих персонажей художники создали, основываясь на информации от музейных работников. Референсами послужили старые архивные фотографии и текстовые описания.

Я работал с образами из прошлой эпохи. Это гербарий из давно ушедших людей. От них остались только тени, которые словно отпечатались на страницах книг. Феномен доходного дома мне интересен. Он показывает срез всего общества – от самых богатых к самым бедным. Все они живут под одной крышей. 

художник Савелий Малахов

Взгляд современных людей

Третья часть выставки – партисипаторное пространство. Его формируют сами посетители. Например, здесь можно заполнить специальную анкету. Информация, собранная в результате такого опроса, станет частью небольшого музейного исследования. Оно покажет, как доходные дома воспринимаются современным человеком.

Также здесь можно послушать саунд-арт «Звуки доходного дома» и представить себя квартиросъёмщиком ушедшей эпохи. В аудиозаписи слышны шаги, звон посуды, разговоры соседей и другие шумы из прошлого.

Плюс ко всему, посетителям предложили организовать в этом пространстве свою выставку. На специальной доске можно оставить записки и стикеры со своми впечатлениями от доходного дома, рисунки и любое другое творчество. 

Посетители могут организовать в этом пространстве и свою выставку, оставив на специальной доске записку или стикер. Фото: Ирина Быкова

Выставка продлится до 12 мая на Самарской, 207а. В рамках неё в «Заварке» периодически будут проводить медиации, экскурсии и лекции. 

Фото обложки: Ирина Быкова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Ошибки прошлого и принятие себя. Первая в этом году выставка в «Сионе»
    28 марта 2024, 08:45
    Ошибки прошлого и принятие себя. Первая в этом году выставка в «Сионе»

    В культурном пространстве на Куйбышева, 68/70 показали выставку «Право регресса» (12+). На ней представили работы молодой художницы Адель. Это депрессивные полотна, напоминающие кадры из фильмов ужасов. Они не о ночных кошмарах, а о важном психологическом аспекте – принятии себя.

    Новый арт в Шлюзовом: дома для птиц, арки новобрачных, сухой пляж
    26 сентября 2022, 13:53
    Новый арт в Шлюзовом: дома для птиц, арки новобрачных, сухой пляж

    В эко-парке «Шлюзовой» в Тольятти появились несколько новых арт-объектов. Создали её участники мастерской под открытым небом во время Всероссийского архитектурного фестиваля «ТАКТ». Помогали им волонтёры. Смотрим, что из этого получилось.

    Мельница Пустошкина. Трёхэтажный «монолит»
    09 января 2022, 14:54
    Мельница Пустошкина. Трёхэтажный «монолит»

    Больше ста лет кирпичным стенам на берегу реки Чагры. Это бывшая мельница, которую построили по проекту немецкого инженера. Рассказываем о её прошлом и о том, как до неё добраться.

    Профессия егерь. Посчитать, накормить, защитить
    05 апреля 2022, 07:45
    Профессия егерь. Посчитать, накормить, защитить

    Один из вариантов загородного отдыха - прогулка по лесу. Здесь и свежий воздух, и тишина, и, в целом, расслабляющая атмосфера. Это отдельный мир со своими обитателями - дикими животными, которые иногда встречаются туристам. За сохранением этого дикого мира следят егеря. Мы отправились в Фёдоровский лес в Кинель-Черкасском районе и узнали, зачем кабанам мазут, как егеря считают животных и какое у них отношение к охоте.