В Самаре открыли выставку с работами известных российских и зарубежных современных художников из коллекции московского Stella Art Foundation. Проект «Из-за тебя я здесь» (18+) о том, какой авторы видели жизнь за «железным занавесом», как играюче меняли реальность и всматривались в будущее.
Stella Art Foundation, основанный меценатом Стеллой Кесаевой, с 2003 года занимается популяризацией творчества современных российских художников в стране и за её пределами. В его интернациональную коллекцию входит около 1500 работ. Русская часть состоит из произведений 1970-2000-х годов, принадлежащих в большинстве к московской концептуальной школе. Фонд участвовал в организации выставок на 54-ой, 55-ой и 56-ой Венецианской биеннале.
В галерее «Виктория» представлены произведения живописи, графики, скульптуры, видеоарта, инсталляции. «Из-за тебя я здесь» – это название работы, которая не попала в эту экспозицию. Принадлежит она британской художнице Трейси Эмин и находится также в коллекции Stella Art Foundation. Привезти в Самару работу не удалось по техническим причинам. Но отказываться от названия выставки не стали.
Работа «Из-за тебя я здесь» носит романтический характер. Это такая фраза, которая бросается от одного партнёра другому – то ли признание в любви, то ли проклятье или выражение недовольства. Но в любом случае, мы слышим эту связку: я и ты неразлучны, из-за этого мы здесь. Мы очень хотели показать коллекцию фонда, максимальный хронологический разброс от 1970-х до наших дней, и географический разброс – здесь американцы, австрийцы, россияне. Очень разнообразное искусство.
куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин
Почти каждая работа – это эффект, впечатление, ребус. Поэтому нужно будет потратить время на их разгадывание. Несмотря на то, что произведения создавали в 1970-х, 80-х и 90-х, их актуальность не потерялась. Они поднимают знакомые темы клише, штампов и массовой культуры.
Взгляд посетителей на этой выставке пытается рассмотреть невидимое, проникнуть за предметы. Инсталляции позволяют это сделать. Чего только стоит «Учреждение культуры» Анны Жёлудь, которое выглядит как «скелеты» мебели и вещей. Их можно узнать по очертаниям: стол с компьютером, пианино, вешалка. Предметы прозрачны. Воображение уже дорисовывает полную картину в голове.
Ощущение миража получаешь и от других работ. Это лишь отголоски того, что до нас долетело сквозь годы и километры расстояний. Например, серия Вагрича Бахчаняна «Американцы, увиденные русскими» похожа на карикатуры. Почему такими казались люди с другого континента в 1980-х? Здесь эффект клише, политического фильтра или замыленного взгляда? Мы можем попробовать встать на место смотрящего, понять его мотивацию.
Некоторые предметы играют с нами и обманывают, как серия Юрия Альберта «Мои любимые книги», в которой нет самих произведений, а лишь пепел от сожжённой бумаги. Сюда же можно отнести забавный видео-арт Стефани Лемперт. Он называется «Читай по губам». Главные герои в нём – аквариумные рыбы. Зрителю предстоит сложить воедино картинку и звук, чтобы понять, о чём говорят немые от природы существа. Это одновременно абсурдно и смешно, так как мы в какой-то момент, пристально вглядываясь в рты рыб, способны на секунду поверить, что голоса доносятся именно оттуда.
Выставка будет работать до 16 апреля по адресу Некрасовская, 2.
Фото: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий