Здесь объединили самарских художников. Чтобы попасть в экспозицию выставки «Между светом и тьмой»(18+) в галерее «Новое пространство», они проходили серьёзный конкурсный отбор. По мнению комиссии, состоящей из искусствоведов, музейных работников и галеристов, здесь представили наиболее актуальные тенденции самарского изобразительного искусства. Мы решили узнать, кого в галерее считают топовыми.
Масштабы самарского искусства
Выставку «Между светом и тьмой» мы считаем одной из самых крупных в 2022 году. Более сотни художников, двести с лишним работ. Живопись, графика, фотография, скульптура, ассамбляж, инсталляция. Глаза разбегаются от такого многообразия.
Особое место здесь уделили мрачной и тёмной стороне искусства. Например, в абстрактной работе «Сон разума порождает чудовищ» Сергей Гриднев объединил бесконечное количество образов, перетекающих друг в друга. То появляются дикие звери, то глубоководные рыбы, то изуродованные человеческие лица. Они отталкивают и пугают, но в то же время невозможно оторвать взгляд от холста. Это как с фильмом ужасов: в страшные моменты приходиться вздрагивать, закрывать глаза, испытывать негативные эмоции, но мы всё равно продолжим его смотреть.
Авторы наделили свои работы мистицизмом и символизмом. Тут целая подборка холстов с хищными птицами, а также сказочными персонажами. На гостей, например, смотрит сморщенная рожица духа Домового, отражающегося в зеркале. Рядом - фея или колдунья укладывает ребёнка спать. В этом ей помогают сова, летучая мышь и кот.
Одна работа уже должна быть знакома тем, кто следить за экспозициями в Gallery 409, которая находится на Ленинградской, 77. Это «Страх потери» Кристины Кривовой. На холсте - старый заброшенный дом, похожий на строения из американских хорроров про подростков. На его фоне стоит ребёнок и закрывает глаза руками. Он как-будто играет в прятки в очень опасном месте. Рамкой служат потемневшие доски, словно оторванные от фасада призрачного особняка.
Ощущением внутренней безысходной веет и от работ Эльмиры Гилаевой. Её «Страх неизвестного» похож на кротовые норы, пронизывающие светлую материю где-то на границе миров. Также автор создаёт эффект геометрически выверенных складок и объема на плоскости.
Юлия Латышева представила серию «Вечное возвращение», где каждый холст символизирует особый процесс, связанный с цветом. «Нигредо» - это чернота и в то же время алхимический термин, обозначающий разложение или первый этап создания философского камня. «Альбедо» - белизна и в аналитической психологии - связь Эго с коллективным бессознательным. В работы вплетены цифры, которые похожи на шифр секретного сообщения.
Выделяется своим социальным подтекстом работа Евгения Масленникова под названием «Ашан». Она про существование пожилых людей на крыше гипермаркета. Пара пенсионеров сидит на лавочке у своего деревянного дома, сушит белье, ведёт привычный образ жизни. Это такой маленький кусочек деревни в центре мегаполиса, среди серых многоэтажек и общества потребления.
Религиозный подтекст
Что такое свет и тьма? Это ведь не только физические явления, черные и белые краски. Авторы подошли к теме философски, затронув религию. В работах заметны узнаваемые символы.
Игорь Гузеев и его скульптуры - это монолог о нашем предназначении. В работе под названием «Один» деревянный человек сидит за столом перед иконой. Он - творец, занятый созданием шедевра. В его груди - пустота, прямоугольное отверстие, в которое должна быть вложена книга. Любопытна скульптура «Второй пришествие», символизирующая разные религиозные жесты: рука, на которой один палец поднят вверх и еще два разных двоеперстия.
У автора своя особая интерпретация веры. Он описывает её по канону с присущими атрибутами, но в то же время добавляет что-то своё. Инсталляцию «Взгляд на Рождество» Гузеев выполнил в виде калейдоскопа и колыбели по мотивам триптиха Иеронима Босха «Поклонение волхвов».
История и религия так сильно переплетены, что художники до сих пор продолжают рефлексировать на эту тему. Этим увлёкся Тарас Круглов. В работе «Раскол Руси», которая наверняка представляет тему для бесконечных дискуссий, мы видим Святую Троицу. Лики еле различимы. Кажется, что это старинная икона, которая прошла сквозь века. Она уцелела, но кто-то разделил образ на две равные части, вбив в него металлический прут.
«Я тот, кто я есть» - это тёмный холст, на котором как на плащанице отпечаталось чьё-то красное тело. Здесь автор Василий Ничипорук поёт гимн человеку - царю мира. Его герой управляет всем, но не осознает насколько скоротечна его жизнь. В стремлении приблизится к создателю, люди хотят обладать и управлять всем, но порой забывают о главных заповедях.
«Между светом и тьмой» мы однозначно рекомендуем к посещению. Есть много работ, которые достойны внимания. После 8 января выставка отправится в путешествие по городам Самарской области. Её посмотрят в Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске.
Наш проект открывает новые имена. Я не знаю другого места в городе, где может выставляться художник без портфолио и послужного списка. Что касается темы выставки, то здесь есть небольшая предыстория. Наверняка, вы слышали про шоу, которые устраивают по всему миру экоактивисты. Они подходят к картинам, обливают их томатным и гороховым супом. Эти люди считают, что находятся на светлой стороне, а мы считаем, что они на тёмной. Они уверены, что являются лучами света в тёмном царстве безудержного потребления. А, например, Ван Гог считает, что они - между светом и тьмой.
куратор выставки «Между светом и тьмой» Павел Пашкин
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий