24 октября 2022, 14:18

История одного экспоната: всадник и два воина

Уверены: узнать историю каждого экземпляра из коллекций самарских музеев - ещё тот долгий и практически невозможный квест. В рубрике «История одного экспоната» продолжаем рассказывать об интересных старинных предметах, музейных объектах и настоящих раритетах, найденных или находящихся на территории Самарской области. В этот раз вместе с учёным секретарём музея Алабина, кандидатом исторических наук Дмитрием Сташенковым знакомимся с одним из самых загадочных экспонатов - бронзовым навершием в виде всадника и двух пеших воинов.

Для чего?

До сих пор никто точно не знает, где и для чего применяли навершие в виде всадника и двух пеших воинов. Но точно понятно одно: навершие - предмет, который не использовали в повседневной деятельности. Это не бытовая вещь. 

Существует несколько актуальных версий: этот предмет служил навершием какого-то жезла или посоха. Нет, не такого, на который опираются при ходьбе, а того, который мог бы использоваться в обрядах и ритуалах. Вторая версия заключается в том, что навершие могло крепиться на боковые ручки трона. Но тогда для подобной фигуры где-то должна быть аналогичная пара. И, наконец, навершие могло быть украшением храма или прилегающей к нему территории.

Дмитрий Сташенков

Когда сделали?

Этот вопрос тоже не имеет однозначного ответа. Навершие нашли в 1880-х годах при вспашке земли крестьянином Кузьмой Васильевым у деревни Пустынково Петропавловской волости Самарского уезда - сейчас это территория Елховского района. Передавал будущий экспонат Петру Алабину Кузьма Васильев не сам, а через станового пристава. По распоряжению губернатора находка попала в Самарский городской музей.

До сих пор ни один человек на земле точно не знает, когда было сделано это навершие. Оно не имеет аналогий, таких предметов нет ни в одном музее. С одной стороны, мы можем предположить, что деталь относится к эпохе раннего средневековья. Но только вот колчан у всадника более свойственен для скифской эпохи. Тогда это навершие может датироваться второй половиной первого тысячелетия до нашей эры. 

Дмитрий Сташенков

Кроме того, у всадника и лошади отсутствуют стремена. В средневековье эту часть конской упряжи активно применяли в быту. Наверняка она была бы отмечена и на скульптуре. Для того, чтобы точно определить временные рамки, нужна ещё хотя бы одна похожая находка, выполненная в подобном стиле. Но пока её нет, сотрудникам музея приходится лишь догадываться, сколько тысячелетий назад появился этот предмет.

Из чего и как?

Единственное, что можно с точностью сказать об экспонате, это про то, из чего он сделан. Предмет был вылит из бронзы, а мастер-модель, по предположениям, состояла из воска. Можно предположить, что именно поэтому экспонат представлен в единственном экземпляре – восковая модель не такая крепкая. Также видно, что навершие было доработано вручную штихелем по металлу. 

У этой фигурки отсутствуют некоторые важные детали. У каждого пешего воина не хватает по одной руке. Самое простое объяснение: руки были утрачены в процессе использования навершия. Но мне кажется, они изначально не были отлиты. Это вряд ли какой-то дефект работы мастера.

Дмитрий Сташенков

Фото: Ксения Якурнова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Гуляем по Тольятти» с Евгенией Котляровой и Натальей Козловской: брейк-данс у ДКИТ, «город будущего» и украденная голова Маркса
    25 марта 2024, 11:42
    «Гуляем по Тольятти» с Евгенией Котляровой и Натальей Козловской: брейк-данс у ДКИТ, «город будущего» и украденная голова Маркса

    Рубрике «Гуляем по Самаре» скоро исполнится год, и мы решили расширить географию проекта. Вместе с основателями сообщества «SUP Тольятти», организаторами сплавов на сапах Евгенией Котляровой и Натальей Козловской совершенно по-новому открыли для себя Тольятти. Он оказался разным: андеграундным и молодёжным, с советским модернизмом и «голыми» хрущёвками, а главное – с фантастической природой и местами, которые буквально притягивают к себе туристов.

    И создал Бог Землю… Наша интерпретация перформанса «Акт бесконечности»
    07 ноября 2022, 16:26
    И создал Бог Землю… Наша интерпретация перформанса «Акт бесконечности»

    На площадке Самарского филиала Третьяковской галереи в здании Фабрики-кухни показали инновационный проект под названием «Акт бесконечности» (16+). Это аудиовизуальный перформанс длительностью почти час. Жанна Скокова вместе с фотографом посетили это действо и теперь делятся своими впечатлениями и восприятием происходящего.

    Где посмотреть современных художников Тольятти
    15 декабря 2023, 12:41
    Где посмотреть современных художников Тольятти

    Отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея - это пространство для выставок, образовательных и коммуникативных проектов. Узнали, как здесь проявляется творчество локальных и иногородних авторов.

    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT
    07 декабря 2022, 16:46
    На Чувашской биеннале современного искусства: мифы, экология, NFT

    В Самарской области по громким культурным событиям временное затишье, и мы решили отправиться к нашим соседям по Волге - в Чувашию. Здесь прошла масштабная биеннале, в которой приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар и других городов России.