24 октября 2022, 14:18

История одного экспоната: всадник и два воина

Уверены: узнать историю каждого экземпляра из коллекций самарских музеев - ещё тот долгий и практически невозможный квест. В рубрике «История одного экспоната» продолжаем рассказывать об интересных старинных предметах, музейных объектах и настоящих раритетах, найденных или находящихся на территории Самарской области. В этот раз вместе с учёным секретарём музея Алабина, кандидатом исторических наук Дмитрием Сташенковым знакомимся с одним из самых загадочных экспонатов - бронзовым навершием в виде всадника и двух пеших воинов.

Для чего?

До сих пор никто точно не знает, где и для чего применяли навершие в виде всадника и двух пеших воинов. Но точно понятно одно: навершие - предмет, который не использовали в повседневной деятельности. Это не бытовая вещь. 

Существует несколько актуальных версий: этот предмет служил навершием какого-то жезла или посоха. Нет, не такого, на который опираются при ходьбе, а того, который мог бы использоваться в обрядах и ритуалах. Вторая версия заключается в том, что навершие могло крепиться на боковые ручки трона. Но тогда для подобной фигуры где-то должна быть аналогичная пара. И, наконец, навершие могло быть украшением храма или прилегающей к нему территории.

Дмитрий Сташенков

Когда сделали?

Этот вопрос тоже не имеет однозначного ответа. Навершие нашли в 1880-х годах при вспашке земли крестьянином Кузьмой Васильевым у деревни Пустынково Петропавловской волости Самарского уезда - сейчас это территория Елховского района. Передавал будущий экспонат Петру Алабину Кузьма Васильев не сам, а через станового пристава. По распоряжению губернатора находка попала в Самарский городской музей.

До сих пор ни один человек на земле точно не знает, когда было сделано это навершие. Оно не имеет аналогий, таких предметов нет ни в одном музее. С одной стороны, мы можем предположить, что деталь относится к эпохе раннего средневековья. Но только вот колчан у всадника более свойственен для скифской эпохи. Тогда это навершие может датироваться второй половиной первого тысячелетия до нашей эры. 

Дмитрий Сташенков

Кроме того, у всадника и лошади отсутствуют стремена. В средневековье эту часть конской упряжи активно применяли в быту. Наверняка она была бы отмечена и на скульптуре. Для того, чтобы точно определить временные рамки, нужна ещё хотя бы одна похожая находка, выполненная в подобном стиле. Но пока её нет, сотрудникам музея приходится лишь догадываться, сколько тысячелетий назад появился этот предмет.

Из чего и как?

Единственное, что можно с точностью сказать об экспонате, это про то, из чего он сделан. Предмет был вылит из бронзы, а мастер-модель, по предположениям, состояла из воска. Можно предположить, что именно поэтому экспонат представлен в единственном экземпляре – восковая модель не такая крепкая. Также видно, что навершие было доработано вручную штихелем по металлу. 

У этой фигурки отсутствуют некоторые важные детали. У каждого пешего воина не хватает по одной руке. Самое простое объяснение: руки были утрачены в процессе использования навершия. Но мне кажется, они изначально не были отлиты. Это вряд ли какой-то дефект работы мастера.

Дмитрий Сташенков

Фото: Ксения Якурнова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой
    08 января 2024, 10:15
    Топ-пять текстов 2023 года. Выбор главного редактора «Кому на Волге» Натальи Фёдоровой

    Завершаем итоговые подборки любимыми материалами главного редактора «Кому на Волге» и газеты «Волжская коммуна» Натальи Фёдоровой. Внутри: пять текстов и десятки классных фотографий, воспоминания о выездах по области и самом ярком фестивале этого лета.

    Работа в сердце Самары. Как устроен офисный центр «БЭЛ Плаза»
    05 июня 2023, 14:46
    Работа в сердце Самары. Как устроен офисный центр «БЭЛ Плаза»

    «БЭЛ Плаза» — одно из самых заметных зданий в центре Самары. Его узнаваемый зеркальный фасад и ещё более узнаваемый купол обращают на себя внимание прохожих. Он находится в десяти минутах ходьбы от набережной. Из окон открывается живописный вид на Жигулёвские горы и Самарскую площадь. Рассказываем о том, как и кто проектировал «БЭЛ Плазу», показываем панораму с самой верхней её точки и оцениваем, насколько комфортно работать в центре деловой и культурной жизни Самары.

    За чем идти на «ВолгаФест» в 2021 году
    09 июня 2021, 11:23
    За чем идти на «ВолгаФест» в 2021 году

    Фестиваль проходит в Самаре с 7 по 20 июня. Рассказываем, на что обратить внимание на самом масштабном за всю его историю «ВолгаФесте».

    Уличное искусство Жигулёвска: горы, пустынная собака и космическая остановка
    03 сентября 2022, 08:42
    Уличное искусство Жигулёвска: горы, пустынная собака и космическая остановка

    В малых городах Самарской области тоже можно найти граффити, паблик-арт и стрит-арт. Мы отправились в Жигулёвск, где в последнее время начали появляться работы уличных художников. Конечно, они не такие масштабные, как в Самаре и Тольятти, но тоже представляют интерес для исследователей и урбан-туристов. Это наш маршрут по жигулёвскому стрит-арту.