Уверены: узнать историю каждого экземпляра из коллекций самарских музеев - ещё тот долгий и практически невозможный квест. В рубрике «История одного экспоната» продолжаем рассказывать об интересных старинных предметах, музейных объектах и настоящих раритетах, найденных или находящихся на территории Самарской области. В этот раз вместе с учёным секретарём музея Алабина, кандидатом исторических наук Дмитрием Сташенковым знакомимся с одним из самых загадочных экспонатов - бронзовым навершием в виде всадника и двух пеших воинов.
Для чего?
До сих пор никто точно не знает, где и для чего применяли навершие в виде всадника и двух пеших воинов. Но точно понятно одно: навершие - предмет, который не использовали в повседневной деятельности. Это не бытовая вещь.
Существует несколько актуальных версий: этот предмет служил навершием какого-то жезла или посоха. Нет, не такого, на который опираются при ходьбе, а того, который мог бы использоваться в обрядах и ритуалах. Вторая версия заключается в том, что навершие могло крепиться на боковые ручки трона. Но тогда для подобной фигуры где-то должна быть аналогичная пара. И, наконец, навершие могло быть украшением храма или прилегающей к нему территории.
Дмитрий Сташенков
Когда сделали?
Этот вопрос тоже не имеет однозначного ответа. Навершие нашли в 1880-х годах при вспашке земли крестьянином Кузьмой Васильевым у деревни Пустынково Петропавловской волости Самарского уезда - сейчас это территория Елховского района. Передавал будущий экспонат Петру Алабину Кузьма Васильев не сам, а через станового пристава. По распоряжению губернатора находка попала в Самарский городской музей.
До сих пор ни один человек на земле точно не знает, когда было сделано это навершие. Оно не имеет аналогий, таких предметов нет ни в одном музее. С одной стороны, мы можем предположить, что деталь относится к эпохе раннего средневековья. Но только вот колчан у всадника более свойственен для скифской эпохи. Тогда это навершие может датироваться второй половиной первого тысячелетия до нашей эры.
Дмитрий Сташенков
Кроме того, у всадника и лошади отсутствуют стремена. В средневековье эту часть конской упряжи активно применяли в быту. Наверняка она была бы отмечена и на скульптуре. Для того, чтобы точно определить временные рамки, нужна ещё хотя бы одна похожая находка, выполненная в подобном стиле. Но пока её нет, сотрудникам музея приходится лишь догадываться, сколько тысячелетий назад появился этот предмет.
Из чего и как?
Единственное, что можно с точностью сказать об экспонате, это про то, из чего он сделан. Предмет был вылит из бронзы, а мастер-модель, по предположениям, состояла из воска. Можно предположить, что именно поэтому экспонат представлен в единственном экземпляре – восковая модель не такая крепкая. Также видно, что навершие было доработано вручную штихелем по металлу.
У этой фигурки отсутствуют некоторые важные детали. У каждого пешего воина не хватает по одной руке. Самое простое объяснение: руки были утрачены в процессе использования навершия. Но мне кажется, они изначально не были отлиты. Это вряд ли какой-то дефект работы мастера.
Дмитрий Сташенков
Фото: Ксения Якурнова
Комментарии ()
Написать комментарий