16 ноября 2022, 08:15

История одного экспоната: картина художника Кустодиева

Коллекция нашей рубрики «История одного экспоната» постепенно пополняется новыми текстами. На этот раз рассказываем про визитную карточку Самарского художественного музея – работу Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». Вместе с заместителем директора по научной работе Татьяной Петровой разбираемся, как и когда картина попала в Куйбышев, и почему же она так нравится посетителям. 

Кто такой Кустодиев?

Борис Михайлович Кустодиев – русский и советский художник конца XIX-начала XX веков. Он стал увлекаться живописью, когда ему было всего девять лет. В его родной город Астрахань привезли выставку художников-передвижников. Работы вдохновили мальчика, и он тоже захотел научиться рисовать. Его первым наставником стал живописец Павел Власов, а позже Кустодиева учил сам Илья Репин.

Кустодиев знаменит своими полотнами со сценами из русской жизни: здесь можно встретить и чаепития, и масленицу, и фрагменты из московских трактиров. Главная особенность его творчества - точная передача характера героев через окружающий их пейзаж. 

Кто изображён на картине Бориса Михайловича Кустодиева?

Дочь Ирина – главная модель Кустодиева. Рядом с ней – их собака Шумка. Работа написана в 1907 году масляными красками на холсте. 

Как рассказали в художественном музее, произведение близко к жизни, поэтому так откликается внутри у каждого посетителя. Свет из окна, уютная, домашняя обстановка, полевые цветы, яркий румянец – то, что вызывает тёплые чувства и помогает вспомнить детство.

Как картина «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» попала в Самару?

Работа Кустодиева оказалась в тогда ещё Куйбышевском художественном музее во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Тогда Куйбышев был запасной столицей, и уже взрослая дочь Кустодиева находилась здесь в эвакуации. Точная стоимость работы неизвестна.

Фото: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол
    11 ноября 2022, 10:08
    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол

    Узнали у заведующего оркестром и дирижёра театра оперы и балета Алишера Бабаева, зачем в яме камера, кто поднимает и опускает электро-пол, от чего зависит рассадка музыкантов и не обидно ли им, что их не видят зрители.

    «Гуляем по Самаре» с Яной Арбузовой: тусовки на «башке», канава вместо озера и локальная «античность»
    24 июня 2024, 14:23
    «Гуляем по Самаре» с Яной Арбузовой: тусовки на «башке», канава вместо озера и локальная «античность»

    Мы отправились на прогулку с художницей Яной Арбузовой. Она предложила нестандартный маршрут по Куйбышевскому району через дворики и общественные пространства. Побывали в сквере возле Дома культуры, прошлись до стадиона и скейт-парка, посмотрели на знаменитую «башку» и почувствовали вайб лихих 1990-х.

    Самая женская выставка: мебель аристократов, сказочные иллюстрации и мистика
    26 апреля 2022, 13:24
    Самая женская выставка: мебель аристократов, сказочные иллюстрации и мистика

    На выставке «Ах, если бы вы были здесь» (12+) в Музее модерна вы увидите работы Елены Поленовой и Марии Якунчиковой. Просто и доступно рассказываем, почему нужно обязательно обратить внимание на эту экспозицию.

    Золотая пещера, трапеза у водохранилища и качели на холме
    17 мая 2022, 11:26
    Золотая пещера, трапеза у водохранилища и качели на холме

    Если хотя бы день не было дождя, вы сможете отправиться по нашему новому маршруту «Одним днём». На нём: таинственная пещера, пока ещё полноводный водопад, красивейшее водохранилище и качели, с которых открывается обалденный вид на равнины в районе Бузулукского бора.