«Дети в городе» – проект летней творческой смены кооперации детей «Лес». Его участники создали целое направление с микро-стрит-артом, наполнением жизнью трещин, камней и других иногда неприметных городских объектов.
Ребята в возрасте от 7 до 14 лет стали авторами и творцами собственного искусства, которое возникает благодаря особенности места. К сожалению, многие работы не живут долго – пару дней, а иногда несколько недель. Но мы нашли сохранившийся детский стрит-арт и пообщались с инициатором проекта Юрием Рычковым.
Как Бэнкси
Самый известный в мире стрит-арт художник – англичанин Бэнкси. Его имя окутано тайнами, слухами и различными теориями. Никто не видел его лица, но все помнят его меткие и острые работы. Благодаря ему рисунки на стенах и инсталляции стали частью современного города. Их не воспринимают как вандализм, а, наоборот, стараются сохранить как уникальные артефакты, для этого даже покрывают защитным стеклом.
Лондон, 2020. Из личного архива фотографа Виталия Шабинского
В Лондоне есть улицы, которые заполнены работами многих авторов. Они представляют собой целую галерею под открытым небом, конечно, нелегальную. Однако не только одним Бэнкси живёт уличное искусство.
В Самаре стрит-арта не так много. Местных художников этот формат не особо привлекает. Работы появляются, но очень редко. Можно увидеть в основном плакаты, стикеры и маски Клауса. Это направление у нас не освоено и мало изучено, поэтому у Юрия Рычкова и возникла идея создания проекта «Дети в городе». Он позволяет одновременно познакомиться с уличным искусством и переосмыслить пространство вокруг.
Нам важно, чтобы ребёнок мог сказать: «Я могу некрасивое сделать красивым, несовершенство сделать частью искусства и творчества». Именно это позволяет получить интересный опыт. Ты начинаешь смотреть на пространство по-другому, как на то, что позволяет создать что-то новое. Мы не просто мажем краской всё, что угодно и пишем всё, что угодно, а объясняем детям принципы и идеи искусства.
Юрий Рычков
Для полного погружения в тему требуется не только практика, но и теория. На одно из занятий проекта «Дети в городе» пригласили молодых самарских художников под псевдонимами Крол и Луоки. С ними Юра познакомился случайно на улице – ребята рисовали кисточками. Тогда у них завязался диалог, который привел к сотрудничеству. Стрит-артисты рассказали детям про стикербомбинг и своё личное восприятие уличного искусства.
Диалог с городом и вандализм
Работы детей – это пятна, другие видимые недостатки или свойства улицы, превратившиеся в персонажей с характерами. Особенность проекта в том, что ни один объект не создаётся с нуля. У каждого есть база из пятен, осколков, трещин, архитектурных элементов и прочего.
Юра и его воспитанники даже сделали «Дом-музей» в небольшом углублении стены старого особняка. Ребята увидели выемку и решили создать внутри неё микро-экспозицию: нарисовали маленькие картины, слепили фигурки и расставили внутри. Так как экспозиция была полностью открытая, то её могли дополнять и другие художники. Например, Клаус разместил внутри одну из своих масок, граффити-райтеры добавили стикеры, а кто-то - даже мини-коллаж.
– Мы очень обрадовались этому, – вспоминает Юра Рычков. – История развивается и живёт. Но недавно начались «разграбления». В какой-то момент я пришёл, а внутри «Дома-музея» лежит куча мусора, валяются бутылки и окурки. Мы всё это убрали, а через два дня – тоже самое. Маски Клауса уже не было. Планируем восстановить всё. Может быть, получится собрать небольшую коллекцию, которую мы закроем оргстеклом, чтобы не было прямого доступа.
От некоторых работ остались только фотографии. Например, на одном из перекрестков находилась ракета с инопланетянами – прямо на отбойнике, поверхность которого напоминала лунную из-за облупившейся краски.
Другая работа представляла собой дупло в дереве, к которому вела верёвочная лестница. В нём лежали солома и игрушечное яйцо. Инсталляция прожила около месяца. Рядом находился уличный телевизор с нарисованным на экране глазом. К сожалению, всё это уже пропало.
– Когда мы делали дупло, встретили художника Андрея Сяйлева. Я его остановил и завязался разговор. Спросил: «Как ты думаешь, что мы делаем?». Он ответил, что это называется сайт-специфик. Пространство нам диктует конкретные решения. В отрыве от пространства этой работы не будет. Но мне интересно другое – мы нащупали историю взаимодействия с другими людьми. Например, дети задают вопрос, пишут его на стене, а незнакомцы начинают отвечать. Мы создаём пространство, а художники выставляют там свои работы, как было с «Домом-музеем» до разграбления, - поделился мыслями Юрий.
Также в этом году участники проекта часто общались с владельцами зданий и охраной. В процессе создания работ к ним подходили интересующиеся люди. Чаще всего к детскому стрит-арту относились с пониманием. Юра считает, что только массовые акции уличного искусства способны изменить мнение горожан о таких практиках. Идею не будут откладывать в долгий ящик. У проекта следующим летом стартует третий сезон.
Впервые необычные наивные работы можно было обнаружить на улицах в 2022 году. Тогда ребята также взаимодействовали с окружающей средой, наделяя жизнью объекты. Они работали в основном краской, кистями и баллончиками. А сейчас перешли на предметы.
Также в 2022 году преподаватели и их воспитанники ходили по улицам города и размещали на заброшенных домах таблички с посланиями. Для этого использовали фразу, которую озвучило бы перед сносом ожившее здание: «А напоследок я скажу…». Продолжить мысль должны были юные художники.
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий