Третьяковская галерея в Самаре открыта для творческих экспериментов. Недавно художник из Москвы Мария Мичи и микробиолог Ольга Кондратенко объединились, чтобы провести в этих стенах исследование. Итогом стал проект «Микробное тело» (12+), в котором удалось объединить искусство и науку. Рассказываем, что такое бактериальный арт и чем он уникален.
Художница Мария Мичи. Фото: Андрей Савельев
На стыке науки и искусства
В филиале Третьяковки продолжается программа арт-резиденций «Художник+». В рамках неё художникам из разных городов предлагают вступить в союз с профессионалами разных компетенций из Самары. В этот раз автор выбрал для себя партнёра из области медицины, чтобы воплотить необычную идею – создать бактериальное искусство.
Существует целое направление, в котором работают художники с подобными проектами. Art&Science (искусство и наука) – это область современного искусства, представители которой используют различные концептуальные основания, научно-исследовательские методики и новые технологии при создании своих работ.
Art&Science – это область современного искусства, где художники используют для работ и научно-исследовательские методики. Фото: Андрей Савельев
Art&Science сочетает в себе несколько дисциплин: цифровые технологии, биоинженерию, робототехнику и искусство. Заниматься этим могут отдельные авторы и творческие коллективы, в которых состоят в том числе учёные. Художник-исследователь, который занимается Art&Science, старается ответить на актуальные вопросы об окружающем мире, осмыслить и проанализировать реалии.
Микробное искусство – это термин, который стала использовать Американская ассоциация микробиологов. Затем он перешёл в широкое употребление. Для чего нужно микробное искусство? Во-первых, для того, чтобы демократизировать научные знания. Во-вторых, для экспериментов: у художника нет цели сделать открытие, он более свободно обращается с материалами, но открытия всё же иногда случаются.
Я в контексте, потому что являюсь дочерью врачей. Я жила в этой среде и знаю все больные темы. Одна из них – это неконтролируемое употребление людьми противомикробных средств и антибиотиков. Ресурсы медицины ограничены, а у микробов развивается резистентность к препаратам. Чем чаще мы пользуемся антибиотиками, тем меньше шансов выжить у следующего поколения. Поэтому одна из задач микробного искусства – просветительская.

художник Мария Мичи
По мнению Марии Мичи, благодаря микробному искусству в обществе меняется отношение к бактериям, они не кажутся такими страшными. В нашей стране это не так распространено. Художнику важно находиться в связке с учёным, который способен создать все условия для реализации проекта. Также необходимо иметь серьёзное финансирование. Подобным заняты некоторые зарубежные авторы: Дэвид Кремерс, Анна Думитриу, Хантер Коул.
Художница использовала в своих работах иллюстрации из медицинских справочников и рентгеновские снимки. Фото: Андрей Савельев
Также существует смежное направление – био-арт. В рамках него авторы работают не только с бактериями, но и с живыми тканями, организмами и даже экосистемами. Например, на базе технопарка «Сколково» создают институт сайнс-арта, где заняты исследованием биотехнологий.
Первое искусство с участием микробов и их пигментов было создано Александром Флемингом, учёным, который произвёл революцию в медицине, открыв антибиотик пенициллин в 1928 году.
Однако есть более ранний пример взаимодействия бактерий и искусства. Например, наскальные рисунки древних людей. Краска, с помощью которой наносили узоры, вступала в реакцию с бактериями, которые словно лакировали поверхность. Благодаря этому многие рисунки сохранились до наших дней.

Познать себя и пространство вокруг
В течение нескольких недель художник и учёный изучали микромир здания Третьяковки, чтобы создать большую инсталляцию. Пробы бактерий собирали в публичных, офисных и выставочных пространствах, а также у людей, которые находятся в постоянном контакте с этими локациями. Ольга Кондратенко засеяла образцы в питательные среды в лаборатории, чтобы художница наблюдала за их произрастанием. Затем Мария Мичи, вдохновившись образами микробных колоний, перенесла на ткань цветовой спектр микроорганизмов.
Микробная карта Третьяковки в Самаре. Фото: Андрей Савельев
Таким образом художница создала микробную карту Фабрики-кухни в виде живописных объектов. Также она дополнила свои работы артефактами из научного мира, рентгеновскими снимками и коллажами из копий классических полотен.
Здорово, что Фабрика-кухня, где когда-то готовили продукцию для рабочих, стала местом встречи с новыми людьми и идеями. Я подумала, что совместный проект с микробиологом – это уникальная возможность, которая требует определённой смелости. Идея проекта зрела довольно долго. Мне важно было затронуть темы репрезентации человеческого тела, концепции микробиома, объединения науки и художественной практики.

художник Мария Мичи
Оказалось, что выставочные пространства в здании являются самыми чистыми. Больше всего бактерий обнаружили в локации, где люди заняты офисной работой, потому что там находится вода в кулере. Этот эксперимент является уникальным примером взаимодействия искусства и науки, а также способом познания человеческого бытия в мире.
Копии из классических коллекций дополняют работы Марии Мичи. Фото: Андрей Савельев
Люди делятся на два вида. Те, кто боится микробов, и те, кто относится к ним с уважением. Никогда не знаешь, какого человека встретишь. Тем временем, у микробов такие же потребности как у нас. Они не хотят войны, а хотят жить в мире и заниматься своими делами.
Люди почему-то решили, что именно они являются венцом эволюции. Однако микробы пережили динозавров и мамонтов, они более приспособлены к жизни. Кажется, что у микробов нет мозгов, но они умеют общаться через короткие системы молекул, строят города и прекрасно существуют внутри нашего организма.
Мы с Марией смотрим на вещи с разных плоскостей. Но с точки зрения художественного восприятия мы нашли пересечения.

микробиолог Ольга Кондратенко
Живописные полотна и другие детали, выполненные художницей, станут частью большой инсталляции на итоговой выставке резидентов.
Фото обложки: Андрей Савельев

Комментарии ()
Написать комментарий