Танц-художница и ведущая лаборатории современного танца «K•ART•OFF•L» Юлия Авраменко представила 14 июня свою новую работу «Три тела» (12+). Премьера состоялась в пространстве «Новый сад» на Ново-Садовой, 44. Мы посмотрели этот спектакль-детектив и решили поделиться впечатлением. Рассказываем о том, как свет боролся с тьмой, что героини искали во мраке и раскрыли ли они главную загадку.
Фото: Виктория Старосельская
Спектакль-детектив родился во время сессий лаборатории «Направлений», где танц-художники вместе с другими участниками исследовали движение в условиях разной направленности. Это касалось и физических законов, и режимов внимания.
Юлию Авраменко заинтересовали вопросы: как возникают связи между несколькими объектами, субъектами, фактами и знаниями? могут ли три аспекта занять внимание зрителя? как происходит поиск «истины»? Автор заметила схожесть своей задумки с тем, чем занимаются детективы. Во время своей работы они соединяют все факты в одну общую картину.
В этой работе связи создаются и распадаются в момент обнаружения. Время топчется на месте, постоянно предъявляя то, что уже есть здесь. Это работа про тупиковое расследование. Есть какие-то факты, есть тексты, есть тела – они что-то сообщают. Но язык утерян. Знаки путаются. Они могут бесконечно пересобираться, откатываться в прошлое, совпадать и при этом быть разделёнными, как и эти три тела. Тела как агенты. Тела как свидетели. Тела как вещдоки.
исполнитель спектакля и постановщик Юлия Авраменко
Спектакль начался с потрескивающих звуков из колонок и лежащих на полу актёров. Три девушки начали постепенно «оживать» и перемещаться по сцене в приглушённом свете. Кто они? Возможно, жертвы какого-то преступления. Мы видим, как героини взаимодействуют между собой, сталкиваются при ходьбе и падают на пол от прикосновений. Затем исполнители перевоплощаются: находят в полумраке важные атрибуты, без которых мы не мыслим себе детективов – портупею для оружия, плащ и чёрные очки. Все эти вещи формируют стереотипное представление о сыщиках. Мы видели их в популярных сериалах и культовых фильмах.
Фото: Виктория Старосельская
В спектакле есть что-то от «Секретных материалов» (18+), «Шерлока Холмса» (12+) и даже немного юмора от забавного мультфильма «Следствие ведут колобки» (6+). Или от нуарных картин с грустным сюжетом, где герой бродит под дождём по мрачным улицам большого города. То, что мы замечаем в массовой культуре, здесь переосмыслили, а акцент переместили с вещей на движения.
В какой-то момент свет совсем погас и исполнители начали искать что-то на полу. Они взяли в руки фонарики и стали исследовать окружающее пространство. Свет прорезал тьму словно нож и освещал лишь малую часть сцены, также его лучи попадали на зрителей. В этот момент некоторым из них было неловко, ведь внимание окружающих сразу переключалось на подсвеченного человека или предмет.
Фото: Виктория Старосельская
Ещё один важный момент спектакля – это построение связей, которые ощущаются очень хрупкими и нестабильными. Они чувствуются с помощью зрения, тактильных ощущений и слуха. Однако также заметно, что связь выстраивается ещё и с помощью памяти тела и ума. Движения исполнительниц всегда разные, иногда хаотичные. В какой-то момент спектакля они начинают озвучивать то, что видят, будто стараются зафиксировать это в своей голове как в блокноте.
Спектакль кажется мрачным и холодным. Но в нём всё же проступают моменты теплоты и надежды. Кажется, что тьма скоро развеется и наступит светлый день, все страхи уйдут и можно будет вздохнуть свободно, а не блуждать в лабиринте из мыслей и смутных предчувствий, будто надвигается опасность.
Фото: Виктория Старосельская
Мне нравится, что в этой работе пространство может звать, пересобираться как интерактивная карта с разными местами. Причём на одной точке пространства может появляться то одно, то другое место; при этом все они связаны между собой очень объёмно. Это впечатляет, и это же является главной сложностью, потому что нужно находить в себе ресурсы на максимальное внимание и максимальную чуткость, и призывать вообще всё своё сознание на помощь. Но в этой сложности чувствуется большая благодарность за интересную задачу.
исполнительница спектакля Дарья Досекина
Фото: Виктория Старосельская
В первую очередь работа строилась для меня на образах и ассоциациях, так как это одни из самых ясных и понятных способов восприятия. Поиск – это для меня вторая основа нашей работы. Но он не похож на рассуждения или полёт мысли. А скорее похож на решение головоломки, где случайно подобранная подходящая комбинация позволяет продвинуться немного дальше в решении загадки. Построение связей – это третья основа работы. Когда я думаю, как выстраиваются связи между нами (участниками спектакля), и между нашими действиями, я представляю так называемую «доску доказательств», на которой расставлены разноцветные кнопки, соединённые красными нитками.
исполнительница спектакля Ольга Беляева
Спектакль «Три тела» состоял не только из танцев и музыки, его дополнили текстами: драматурга Сэмюэля Беккета, философов Жиля Делёза и Йоэля Регева. Всё это помогло танц-художницам найти направление для движений тела и вызвать у зрителя реакцию.
Юлия Авраменко использует особенный подход. По её мнению, произведение не обязательно должно быть стопроцентно понятым. Взгляд зрителя важен, но ешё важнее то, что старался передать сам художник – его внутренние переживания и реакции. Поэтому интерпретация спектакля «Три тела» может быть любой. Сюжет и концовка здесь максимально размыты. Чем больше разных мнений, тем интереснее, считают создатели. Кстати, после спектакля можно было поговорить с танц-художниками. Во время общения зрители делились впечатлениями и трактовками увиденного.
Фото обложки: Виктория Старосельская
Комментарии ()
Написать комментарий