03 июля 2024, 15:45

Головоломки и связи, свет и тьма в спектакле-детективе «Три тела»

Танц-художница и ведущая лаборатории современного танца «K•ART•OFF•L» Юлия Авраменко представила 14 июня свою новую работу «Три тела» (12+). Премьера состоялась в пространстве «Новый сад» на Ново-Садовой, 44. Мы посмотрели этот спектакль-детектив и решили поделиться впечатлением. Рассказываем о том, как свет боролся с тьмой, что героини искали во мраке и раскрыли ли они главную загадку.

Фото: Виктория Старосельская

Спектакль-детектив родился во время сессий лаборатории «Направлений», где танц-художники вместе с другими участниками исследовали движение в условиях разной направленности. Это касалось и физических законов, и режимов внимания.

Юлию Авраменко заинтересовали вопросы: как возникают связи между несколькими объектами, субъектами, фактами и знаниями? могут ли три аспекта занять внимание зрителя? как происходит поиск «истины»? Автор заметила схожесть своей задумки с тем, чем занимаются детективы. Во время своей работы они соединяют все факты в одну общую картину. 

В этой работе связи создаются и распадаются в момент обнаружения. Время топчется на месте, постоянно предъявляя то, что уже есть здесь. Это работа про тупиковое расследование. Есть какие-то факты, есть тексты, есть тела они что-то сообщают. Но язык утерян. Знаки путаются. Они могут бесконечно пересобираться, откатываться в прошлое, совпадать и при этом быть разделёнными, как и эти три тела. Тела как агенты. Тела как свидетели. Тела как вещдоки.

исполнитель спектакля и постановщик Юлия Авраменко

Спектакль начался с потрескивающих звуков из колонок и лежащих на полу актёров. Три девушки начали постепенно «оживать» и перемещаться по сцене в приглушённом свете. Кто они? Возможно, жертвы какого-то преступления. Мы видим, как героини взаимодействуют между собой, сталкиваются при ходьбе и падают на пол от прикосновений. Затем исполнители перевоплощаются: находят в полумраке важные атрибуты, без которых мы не мыслим себе детективов портупею для оружия, плащ и чёрные очки. Все эти вещи формируют стереотипное представление о сыщиках. Мы видели их в популярных сериалах и культовых фильмах.

Фото: Виктория Старосельская

В спектакле есть что-то от «Секретных материалов» (18+), «Шерлока Холмса» (12+) и даже немного юмора от забавного мультфильма «Следствие ведут колобки» (6+). Или от нуарных картин с грустным сюжетом, где герой бродит под дождём по мрачным улицам большого города. То, что мы замечаем в массовой культуре, здесь переосмыслили, а акцент переместили с вещей на движения. 

В какой-то момент свет совсем погас и исполнители начали искать что-то на полу. Они взяли в руки фонарики и стали исследовать окружающее пространство. Свет прорезал тьму словно нож и освещал лишь малую часть сцены, также его лучи попадали на зрителей. В этот момент некоторым из них было неловко, ведь внимание окружающих сразу переключалось на подсвеченного человека или предмет.

Фото: Виктория Старосельская

Ещё один важный момент спектакля – это построение связей, которые ощущаются очень хрупкими и нестабильными. Они чувствуются с помощью зрения, тактильных ощущений и слуха. Однако также заметно, что связь выстраивается ещё и с помощью памяти тела и ума. Движения исполнительниц всегда разные, иногда хаотичные. В какой-то момент спектакля они начинают озвучивать то, что видят, будто стараются зафиксировать это в своей голове как в блокноте. 

Спектакль кажется мрачным и холодным. Но в нём всё же проступают моменты теплоты и надежды. Кажется, что тьма скоро развеется и наступит светлый день, все страхи уйдут и можно будет вздохнуть свободно, а не блуждать в лабиринте из мыслей и смутных предчувствий, будто надвигается опасность.

Фото: Виктория Старосельская

Мне нравится, что в этой работе пространство может звать, пересобираться как интерактивная карта с разными местами. Причём на одной точке пространства может появляться то одно, то другое место; при этом все они связаны между собой очень объёмно. Это впечатляет, и это же является главной сложностью, потому что нужно находить в себе ресурсы на максимальное внимание и максимальную чуткость, и призывать вообще всё своё сознание на помощь. Но в этой сложности чувствуется большая благодарность за интересную задачу.

исполнительница спектакля Дарья Досекина

Фото: Виктория Старосельская

В первую очередь работа строилась для меня на образах и ассоциациях, так как это одни из самых ясных и понятных способов восприятия. Поиск это для меня вторая основа нашей работы. Но он не похож на рассуждения или полёт мысли. А скорее похож на решение головоломки, где случайно подобранная подходящая комбинация позволяет продвинуться немного дальше в решении загадки. Построение связей это третья основа работы. Когда я думаю, как выстраиваются связи между нами (участниками спектакля), и между нашими действиями, я представляю так называемую «доску доказательств», на которой расставлены разноцветные кнопки, соединённые красными нитками.

исполнительница спектакля Ольга Беляева

Спектакль «Три тела» состоял не только из танцев и музыки, его дополнили текстами: драматурга Сэмюэля Беккета, философов Жиля Делёза и Йоэля Регева. Всё это помогло танц-художницам найти направление для движений тела и вызвать у зрителя реакцию. 

Юлия Авраменко использует особенный подход. По её мнению, произведение не обязательно должно быть стопроцентно понятым. Взгляд зрителя важен, но ешё важнее то, что старался передать сам художник – его внутренние переживания и реакции. Поэтому интерпретация спектакля «Три тела» может быть любой. Сюжет и концовка здесь максимально размыты. Чем больше разных мнений, тем интереснее, считают создатели. Кстати, после спектакля можно было поговорить с танц-художниками. Во время общения зрители делились впечатлениями и трактовками увиденного.

Фото обложки: Виктория Старосельская

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Напитки с историей. Пять кофеен в важных для Самары зданиях
    19 января 2023, 11:48
    Напитки с историей. Пять кофеен в важных для Самары зданиях

    Сохранение, реставрация и бережное отношение к истории – тренд последних лет. Этого курса стараются придерживаться и представители самарских кофеен, кафе и кондитерских. Собрали пять мест, где можно не только выпить чашку кофе, но и приобщиться к истории. Разглядываем кирпичную кладку «Станкозавода», лепнину на потолке в особняке Субботиной и заглядываем на чай в правое крыло церкви Святого Георга.

    Копылово - песчаный полуостров посередине Волги
    14 июля 2022, 16:53
    Копылово - песчаный полуостров посередине Волги

    Это одна из самых популярных в Самарской области локаций для «дикого» отдыха. На полуостров Копылово каждый год приезжают тысячи отдыхающих. За него голосуют, как за один из лучших курортов России. Рассказываем, откуда вообще взялся полуостров Копылово, чем он так привлекателен и о том, как влияет человек на экологию этого места.

    Ресторан Anima: управляющий-итальянец, пицца из печи и сыр ручной работы
    03 февраля 2023, 13:54
    Ресторан Anima: управляющий-итальянец, пицца из печи и сыр ручной работы

    Итальянский ресторан Anima открылся на Арцыбушевской 2 января: почти за месяц работы заведения оценить кухню юга Италии пришли сотни самарцев. Мы не отказали себе в удовольствии побывать в гостях у неаполитанского пиццайоло, попробовать пиццу из печи и пообщаться с управляющим Джангуидо Бреддо – почётным консулом Италии в Самарской области.

    Спортивные мозаики Самары
    02 ноября 2021, 09:00
    Спортивные мозаики Самары

    Развитию и пропаганде физической культуры и спорта в Советском Союзе уделяли большое внимание. Это отразилось и в монументальном искусстве. Продолжаем серию публикаций, посвященных мозаикам Куйбышева 1960-х - начала 1990-х. На этот раз рассказываем о произведениях на спортивную тему.