21 сентября 2023, 14:36

Гипнотические аудио, современный быт и эмоциональная абстракция на выставках «Новые привидения» и «QUADRO»

В «Нулевой комнате» открылись сразу две выставки локальных авторов (0+). Это выпускники творческих студий галереи «Виктория». Так как сама площадка находится на реконструкции до 2025 года, её проекты можно теперь увидеть в других пространствах Самары. Посмотрели работы новичков самарской арт-сцены и узнали, какие темы волнуют современных художников.

«Новые привидения»

Это выставка Самарской Школы Авангарда. Раньше она традиционно называлась «Новые художники». Однако в этот раз среди них были те, кто уже давно участвует в выставках и создаёт собственные проекты. Возможно, вы могли их видеть даже во время квартирной триеннале, которая проходила в конце этого лета.

"Быстрее. За тобой идут".  Фото: Лилия Файзуллова

Участники выставки: Ева Арутюнян, Ксения Ковшова, Екатерина Оленина, Екатерина Полянских, Анна Радаева, Мария Самойлова, Николай Синяев, Сто Рубинов.

Отчётные выставки школы авангарда отличаются тем, что на них можно увидеть совершенно разный формат работ. Это реди-мейд объекты, а также аудио- и видеоинсталляции. Авторы решили показать то, что обычно кажется невидимым – темы, материалы, которые находятся на «задворках истории и общественного понимания».

Один из элементов экспозиции - видео в шкафу. Фото: Лилия Файзуллова

«Новые привидения» – выставка о роли художников, которые поднимают вопросы нашего будущего, прошлого, настоящего и достают скелеты из шкафов. А шкафов в экспозиции было действительно много. С этими работами можно было взаимодействовать. Двери шкафчиков приоткрылись, чтобы обнажить содержимое. Намерение заглянуть вглубь отражает ожидание зрителем чего-то нового, какого-то откровения. И пока он не видит, что внутри, пытается предугадать ход мысли автора.

Почему здесь художники стали привидениями? Организаторы объясняют это так: самарские авторы часто пропадают из вида после нескольких выставок. Возможно, они считают, что выполнили свою миссию. Иногда художники снова появляются, как таинственные духи, чтобы показать очередное откровение. Несмотря на то, что локальные авторы исчезают и возникают из ниоткуда, сегодня именно они отражают наше восприятие реальности.

Работа Марии Самойловой "Как я переехала в 2000 год". Фото: Лилия Файзуллова

Например, Екатерина Полянских в своей работе «До/после» раскрывает тему семейных конфликтов, которые связаны, как бы это странно не звучало, с туалетной бумагой. В шкафчике, взятом из чьей-то уборной, находятся две втулки: смываемая и несмываемая. Реди-мейд отражает наши привычки, комфорт, к которому мы стремимся, и новые реалии.

Интересна и аудиоработа Ксении Ковшовой, которая решила обратиться к ушедшей эпохе и плёночным носителям. Художница создала несколько кассет с особыми звуковыми дорожками. Если долго вслушиваться в шипение в наушниках, то можно уловить мелодии. По задумке автора, звуки наделены особым эффектом, наподобие загадочных «аудионаркотиков».

Работа Ксении Ковшовой. Фото: Лилия Файзуллова

Случайные кадры с выставки «Новые привидения». Фото: Лилия Файзуллова

Каждый год мы стараемся работать под разным углом, раскрывать новые аспекты. В этот раз мы были сосредоточены на освоении новых медиа, то есть шли от фотографии и видео к диджитал и технологиям. В качестве эпиграфа к выставке я выбрал строчку «Этот мир придуман не нами» из известной песни, потому что одна из задач, которая была в школе авангарда – обратить внимание на то, что происходит вокруг.

куратор «Виктории» и ведущий курса Самарской Школы Авангарда Сергей Баландин

«QUADRO»

Эту школу искусства основала в 2006 году художница, пионер самарского современного искусства Оксана Стогова. Её программа включает вводный курс в теорию и практику современного искусства, работу в области абстракции, коллажа, синестетики и многих других направлений.

Гости выставки. Фото: Лилия Файзуллова

Участники школы этого года: Екатерина Барашкина, Виктория Бродская, Яна Газизуллина, Эльмира Гилаева, Анна Дюжева, Екатерина Забияка, Наталья Лазовская, Марина Кейлина, Екатерина Коталевская, Алсу Куоки Амри, Ольга Нестерова, Татьяна Парфёнова, Ольга Силантьева, Мария Спирина, Мария Тинт.

Студенты показали свои живописные и графические опыты в аналитической абстракции и методе свободных ассоциаций. Несмотря на то, что каждый год художники идут по проторенной дорожке, изучают то, что проходили до них предшественники, результат мы видим уникальный. Каждый автор в процессе обучения раскрывается по-своему, мыслит неповторимыми образами. Поэтому на отчетных выставках школы невозможно увидеть что-то одинаковое.

Одна из картин на выставке «QUADRO». Фото: Лилия Файзуллова

При оценке работы, куратору неважно, как ученики справились с заданиями. Ценно то, что в итоге подопечные смогли развить в своём мышлении и восприятии.

Через абстракцию – хаотичные мазки или чёткую графику раскрывается потенциал художников. Они ищут новые подходы, понимают, что можно расширять рамки дозволенного. Например, вместо стен они разместили работы на перевёрнутых письменных столах, зеркалах, внутри деревянного наличника, а пол застелили огромным цветным полотном. Также авторы предлагают полистать их скетчбуки с размышлениями об учёбе в школе Стоговой.

Моменты, попавшие в объектив нашего фотографа с открытия выставки «QUADRO». Фото: Лилия Файзуллова.

«QUADRO» в переводе с итальянского – краеугольный камень, который закладывают в фундамент храма перед постройкой. Моя программа – это база для будущего современного художника, который хочет работать в этом направлении. Это не просто азбука абстрактного искусства, а проявление креативности и свободы.

основательница школы «QUADRO» Оксана Стогова

Выставки будут работать до 30 сентября по адресу Ленинградская, 77, первый этаж.

Фото обложки: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Горделивая лань» на улице Куйбышева. Как выглядит внутри особняк Наумова
    14 марта 2024, 11:56
    «Горделивая лань» на улице Куйбышева. Как выглядит внутри особняк Наумова

    Особняк Наумова с его массивными дверьми и величественными колоннами – здание, способное остановить около себя даже самых спешащих туристов и жителей города. Вместе со старшим методистом Самарского Дворца детского и юношеского творчества Сергеем Васюткиным изучили памятник архитектуры изнутри: увидели Волгу с балкона, на котором пытались застрелить Александра Наумова, побывали во внутреннем дворике и даже заглянули в трапезную в подвале.

    «Проклятый» старый «Дом с часами». Нужно ли сохранить?
    29 ноября 2022, 19:16
    «Проклятый» старый «Дом с часами». Нужно ли сохранить?

    Антон Черепок в своей авторской колонке рассуждает о связи легенд и исторических мест Самары. На примере таинственного «Дома с часами» разбираемся, есть ли в них какая-то историческая ценность, и нужно ли всё это сохранять.

    Экспресс-гид по самарскому зоопарку
    12 июля 2021, 09:14
    Экспресс-гид по самарскому зоопарку

    Здесь можно увидеть животных 244-х видов. Среди них: воспитанный верблюд, медведь, который прыгает в бассейне, сова из «Гарри Поттера» и ещё много кого, начиная от кормовых тараканов до амурского тигра.

    Самара без «Мака». Кто и с чем пришёл на смену
    29 июня 2022, 16:19
    Самара без «Мака». Кто и с чем пришёл на смену

    В нашем обзоре «Общепит» отправляемся в старый новый фастфуд на Полевой. Знакомый многим ресторан быстрого питания заработал спустя три месяца, но под другим брендом. Мы попали в него в день открытия, прогулялись по внутренним помещениям, попытались рассмотреть изменения в интерьерах и распробовать особенные вкусы в обновленном меню.