
Как устроена самарская подземка
Красивейшие станции, таинственные тоннели и целая подземная жизнь, о которой многие даже не догадываются.
Самарский литературный музей открыл новую экспозицию «А был ли Горький?» (16+) в здании на Куйбышева. Здесь находится «Горький Центр», в котором проводят выставки, лекции, концерты и другие культурные события. Теперь тут появилось отдельное пространство, посвящённое жизни Горького в нашем городе. Мы побывали на открытии комнаты писателя, узнали, в каких условиях он жил и что видел из своего окна.
В Самаре открылась комната, посвящённая жизни Максима Горького в Самаре (Куйбышева, 113). Фото: Андрей Савельев
Писатель работал в Самаре 15 месяцев – с февраля 1895 года по май 1896 года. За это время он успел пожить в двух домах: на Степана Разина, 126 и Куйбышева, 91.
Фигура Максима Горького сыграла большую роль в культурной жизни Самары. Он работал журналистом в «Самарской газете». Фельетоны Горького до сих пор цитируют, а другие работы изучают в рамках литературного краеведения. В целом его жизнь была наполнена разными событиями: творческими, драматическими, романтическими, политическими. Эти моменты интересуют многих, кто увлекается литературой и историей.
Иммерсивный перфоманс от актёра театра СамАрт Алексея Елхимова на открытии экспозиции «А был ли Горький?». Фото: Андрей Савельев
В музейной среде принято создавать мемориальные пространства в честь выдающихся личностей. В Самаре уже есть дома-музеи, посвящённые историческим персонам. Попытки увековечить Горького тоже были. В начале 1950-х комнату писателя пытались создать в полуподвальном помещении на Степана Разина, 126 (бывшей Вознесенской). Эту жилплощадь Горький занимал с мая по декабрь 1895 года.
В 1990-х здание на Степана Разина признали аварийным, музей закрыли, а фонды переместили в музей-усадьбу семьи Алексея Толстого. Всё это время о жизни Горького в Самаре можно было узнать только на временных выставках и лекциях. Теперь комната писателя обрела постоянное место. Кстати, пространство находится недалеко от второй квартиры, которую снимал Горький в Самаре – на Куйбышева, 91(бывшая улица Дворянская).
Cкульптура Максима Горького, созданная художником Василием Акимовым. Фото: Андрей Савельев
«А был ли Горький?» – это экспозиция-комната, в которой представлены предметы и личные вещи писателя из фондов Самарского литературного музея. Здесь также можно узнать о том, с кем из жителей Самары общался Горький, как он любил проводить время, кто из его родственников посещал наш город.
Комната напоминает укромный уголок писателя. Но она намного больше, чем была в его реальном жилище. Известно, что Горький в Самаре ютился в маленьких комнатушках, где помещались только кровать, умывальник, этажерка и письменный стол. Музейные работники взяли за основу фотографии его бывших квартир и воплотили собирательный образ.
На двух окнах можно заметить имитацию вида дореволюционной Самары. Из квартиры на Куйбышева Горький наблюдал кипучую городскую жизнь. А на Степана Разина писатель в окнах видел, скорее всего, ноги прохожих, так как его комната находилась в полуподвальном помещении.
Имитация вида из окна того времени, когда писатель Максим Горький жил в Самаре. Фото: Андрей Савельев
Один из центральных экспонатов – скульптура Максима Горького, созданная художником Василием Акимовым. Этот тяжелый монумент переместили в «Горький Центр», приложив немало усилий. У скульптуры богатая история, которая начинает в самарской кирхе. Там когда-то находилась мастерская Акимова. Кстати, именно он создал физкультурницу с мячом и рабочего с книгой, которые с конца 1930-х годов украшают фасад театра оперы и балета на площади Куйбышева. Также он приложил руку ко многим памятникам в Самарской области.
В комнате есть личные вещи писателя. Фото: Андрей Савельев
В 1940-х годах к Василию Акимову обратились с просьбой изготовить скульптуру Горького для мемориального музея. Мастер создал множество вариаций его фигуры. Какие-то из них сохранились до нашего времени. Эта скульптура находилась долгое время в музее на Степана Разина, 126. Многие делали фотографии на фоне этого монумента. Есть даже снимок жены Горького, которая посетила музей в Самаре. Она стоит в кадре напротив скульптуры и будто сравнивает её с оригиналом по памяти. Потом, когда музей закрыли, скульптуру перенесли в библиотеку на Ленинградской.
Идея выставки состоит в том, что есть вещи, но они молчат, а мы говорим за них. Начинается музей с посмертной маски Горького и заканчивается его фигурой в полный рост. Его скульптура смотрит на экскурсовода и как бы оценивает – правду он говорит или нет. Мы гордимся нашими экспонатами – это ценности, подлинники, предметы, которые видели тысячи глаз. Они многое в себя вобрали.
директор «Горький Центра» Михаил Перепёлкин
Здесь можно увидеть также книги, которые читал Горький. Отдельное место занимают реальные вещи писателя, которые сохранились в фондах музея: галстук и кружка, а также бусы его жены Екатерины. Экспозицию подготовили за два месяца. В будущем коллекцию предметов планируют дополнять.
Пространство – собирательный образ комнаты, в которой мог бы проживать писатель. Фото: Андрей Савельев
Комната Горького находится по адресу: ул. Куйбышева, 113, этаж 3. Вход свободный. Предварительная запись не требуется.
Фото обложки: Андрей Савельев
Красивейшие станции, таинственные тоннели и целая подземная жизнь, о которой многие даже не догадываются.
Рассказываем про комфортный отдых в кемпинге под Тольятти, катание на лошадях по живописным местам в районе Жигулей, новые правила посещения Стрельной. А ещё узнаете о том, куда вас отвезёт ретропоезд и в какие города теперь будут ездить железнодорожные туристические чартеры.
Одно из старейших сёл Самарской области стоит на правом берегу Волги всего в нескольких километрах от Самары. Рождествено старше нашего города на 15 лет. И уже это – веская причина отправиться туда хотя бы на день. В селе сохранились исторические памятники. Мы собрали их в одном материале и составили по ним маршрут.
В Самаре открылся археологический центр – филиал музея имени Алабина. Первая выставка в нём – уникальный в российской музейной практике проект «Лицом к лицу» (0+). Он ориентирован не только на взрослых, но и детей. Узнали, что же в нём уникального, и удалось ли музею адаптировать результаты важных исследований для лёгкого восприятия.
Комментарии ()
Написать комментарий