08 ноября 2022, 15:44

Феминизм, табак и «космическая» зубная паста. Плакаты с выставки «Реклама ар-нуво»

Вы удивитесь, когда увидите, как раньше продвигали товары и услуги. Если сравнить рекламу из 1990-х и 1890-х годов, то последняя покажется верхом утончённости, эстетики и свободы мысли. Здесь и прекрасные дамы с сигаретами, обнажённая натура, феминизм, настроения в обществе того времени, жонглирование цветом и формой. Всё это показали на выставке «Реклама ар-нуво» (6+) в Музее Модерна.

Большую экспозицию, которая состоит из афиш и графических произведений, подготовили Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина и Музей Модерна. На выставке более 80 литографий из коллекции Пушкинского музея. Это работы Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Джеймса Энсора, Анри Прева-Ливмона, Пьера Боннара, Эжена Грассе и других известных художников.

Расцвет иллюстрированной афиши в искусстве XIX века совпал с рождением стиля ар-нуво. Художники того времени старались преобразить повседневную действительность при помощи изящных линий, женских образов и природных орнаментов.

Распространению рекламы помогло изобретение эффективного способа тиражной печати. Сегодня сложно представить себе такую технологию. Брали камень особой породы известняка, на котором художник рисовал жирным карандашом или тушью. После поверхность травили кислотой, которая не действовала на участки с жиром. На эти нетронутые места клали краску для печати. Изображение переносили на бумагу с помощью пресса. Афиши удавалось сделать качественными и многоцветными. Линии были чёткими, аккуратными, а цвета насыщенными.

Темы для привлечения внимания использовали самые разные. Где-то они касались развлечений, а где-то заставляли задуматься о важном. Например, плакат «Труд для женщин» Яна Торопа, на которой гордая дама в белом платье стоит с молотом и наковальней, отражает идеи социализма и женского равноправия.

Реклама пестрит именно женскими образами. Художники были уверены, что именно дамы должны быть главными героинями афиш, так как они более убедительны и притягательны. Любимый многими за графику с налётом сказочности Альфонс Муха не упустил возможность изобразить прекрасную томную курящую незнакомку. Её прототипом для рекламы папиросной бумаги послужила французская актриса Сара Бернар.

Мужчины же появлялись в рекламе как спутники, прохожие или комические неудачники.

Нередко обычные предметы представляли как нечто уникальное. Афиша зубной пасты «Доктор Пьер» выглядит как заставка кинокомпании или фантазия на тему космических странствий. Знакомый нам всем напиток из какао-порошка представлялся чуть ли не божественным и исцеляющим душу. Не стеснялись показать во всей красе и алкогольную продукцию с помощью природных и животных мотивов.

В работах прослеживается культ линий и орнаментальности, интерес к искусству ушедших цивилизаций. Сторонники ар-нуво интересовались трудами Уильяма Морриса - английского художника, стоявшего у истоков мирового модерна. Они верили в высшую миссию автора и влияние эстетики на эволюцию человечества.

Уникальность этой выставки ещё в том, что вся графика прошлых веков сохранилась в идеальном состоянии. В музейных фондах десятки тысяч подобных экспонатов. С ними очень сложно работать, так как материал хрупкий и привередливый. Чудо, что эти произведения дожили до выставки и мы можем посмотреть на них.

У меня 30 тысяч единиц хранения только экслибрисов, 5 тысяч единиц только плакатов. Прикладной графики - больше 40 тысяч единиц хранения. Плакат - один из самых хрупких материалов. Поскольку он печатался на специфической бумаге, она очень кислотная, почти необработанная - целлюлоза в чистом виде. Это не та тряпичная дорогая бумага, на которой печатались старые гравюры и выполнялись рисунки в эпоху Ренессанса. Та почти не убиваемая. Эта же рассыпается на глазах. И здесь помогают кудесники-реставраторы, которые продлевают жизнь плакатам.

хранитель коллекции плакатной графики XIX–XX веков Пушкинского музея Ирина Никифорова

Выставка в Музее Модерна продлится до 29 января 2023 года.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Внутри Драмтеатра: 700 кресел, 5000 костюмов и машина
    01 июня 2021, 09:49
    Внутри Драмтеатра: 700 кресел, 5000 костюмов и машина

    Здание театра драмы - один из символов Самары. Покажем вам, что творится внутри, когда там нет зрителей. Пока гуляли по театру, узнали, как в подвал попал автомобиль, и зачем военную форму вымачивали в хлорке.

    Места под солнцем: где гулять в Самаре, Сызрани и Тольятти
    05 мая 2023, 11:38
    Места под солнцем: где гулять в Самаре, Сызрани и Тольятти

    Надеемся, что вся весна в этом году, будет щедра на тёплую и солнечную погоду. Сидеть дома, когда термометр за окном приближается к отметке в +20 градусов, настоящее преступление, и поэтому помогаем определиться с планами на выходные или вечер будней. Внутри – девять мест: от Царёва Кургана и парков до новой тольяттинской набережной и улицы Советской в Сызрани.

    «Горделивая лань» на улице Куйбышева. Как выглядит внутри особняк Наумова
    14 марта 2024, 11:56
    «Горделивая лань» на улице Куйбышева. Как выглядит внутри особняк Наумова

    Особняк Наумова с его массивными дверьми и величественными колоннами – здание, способное остановить около себя даже самых спешащих туристов и жителей города. Вместе со старшим методистом Самарского Дворца детского и юношеского творчества Сергеем Васюткиным изучили памятник архитектуры изнутри: увидели Волгу с балкона, на котором пытались застрелить Александра Наумова, побывали во внутреннем дворике и даже заглянули в трапезную в подвале.

    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства
    25 июля 2022, 13:49
    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства

    Уличное искусство имеет огромную силу. Оно может создавать точки притяжения людей, менять наш взгляд на привычное окружение, заставлять думать и наслаждаться эстетикой наших городов. Мы нашли пять мест в Самаре - примеры паблик-арта, который стал удачным коммерческим оформлением пространств.