Вы удивитесь, когда увидите, как раньше продвигали товары и услуги. Если сравнить рекламу из 1990-х и 1890-х годов, то последняя покажется верхом утончённости, эстетики и свободы мысли. Здесь и прекрасные дамы с сигаретами, обнажённая натура, феминизм, настроения в обществе того времени, жонглирование цветом и формой. Всё это показали на выставке «Реклама ар-нуво» (6+) в Музее Модерна.
Большую экспозицию, которая состоит из афиш и графических произведений, подготовили Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина и Музей Модерна. На выставке более 80 литографий из коллекции Пушкинского музея. Это работы Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Джеймса Энсора, Анри Прева-Ливмона, Пьера Боннара, Эжена Грассе и других известных художников.
Расцвет иллюстрированной афиши в искусстве XIX века совпал с рождением стиля ар-нуво. Художники того времени старались преобразить повседневную действительность при помощи изящных линий, женских образов и природных орнаментов.
Распространению рекламы помогло изобретение эффективного способа тиражной печати. Сегодня сложно представить себе такую технологию. Брали камень особой породы известняка, на котором художник рисовал жирным карандашом или тушью. После поверхность травили кислотой, которая не действовала на участки с жиром. На эти нетронутые места клали краску для печати. Изображение переносили на бумагу с помощью пресса. Афиши удавалось сделать качественными и многоцветными. Линии были чёткими, аккуратными, а цвета насыщенными.
Темы для привлечения внимания использовали самые разные. Где-то они касались развлечений, а где-то заставляли задуматься о важном. Например, плакат «Труд для женщин» Яна Торопа, на которой гордая дама в белом платье стоит с молотом и наковальней, отражает идеи социализма и женского равноправия.
Реклама пестрит именно женскими образами. Художники были уверены, что именно дамы должны быть главными героинями афиш, так как они более убедительны и притягательны. Любимый многими за графику с налётом сказочности Альфонс Муха не упустил возможность изобразить прекрасную томную курящую незнакомку. Её прототипом для рекламы папиросной бумаги послужила французская актриса Сара Бернар.
Мужчины же появлялись в рекламе как спутники, прохожие или комические неудачники.
Нередко обычные предметы представляли как нечто уникальное. Афиша зубной пасты «Доктор Пьер» выглядит как заставка кинокомпании или фантазия на тему космических странствий. Знакомый нам всем напиток из какао-порошка представлялся чуть ли не божественным и исцеляющим душу. Не стеснялись показать во всей красе и алкогольную продукцию с помощью природных и животных мотивов.
В работах прослеживается культ линий и орнаментальности, интерес к искусству ушедших цивилизаций. Сторонники ар-нуво интересовались трудами Уильяма Морриса - английского художника, стоявшего у истоков мирового модерна. Они верили в высшую миссию автора и влияние эстетики на эволюцию человечества.
Уникальность этой выставки ещё в том, что вся графика прошлых веков сохранилась в идеальном состоянии. В музейных фондах десятки тысяч подобных экспонатов. С ними очень сложно работать, так как материал хрупкий и привередливый. Чудо, что эти произведения дожили до выставки и мы можем посмотреть на них.
У меня 30 тысяч единиц хранения только экслибрисов, 5 тысяч единиц только плакатов. Прикладной графики - больше 40 тысяч единиц хранения. Плакат - один из самых хрупких материалов. Поскольку он печатался на специфической бумаге, она очень кислотная, почти необработанная - целлюлоза в чистом виде. Это не та тряпичная дорогая бумага, на которой печатались старые гравюры и выполнялись рисунки в эпоху Ренессанса. Та почти не убиваемая. Эта же рассыпается на глазах. И здесь помогают кудесники-реставраторы, которые продлевают жизнь плакатам.
хранитель коллекции плакатной графики XIX–XX веков Пушкинского музея Ирина Никифорова
Выставка в Музее Модерна продлится до 29 января 2023 года.
Фото: Екатерина Ершова
Комментарии ()
Написать комментарий