Театр кукол спустя 47 лет вернулся в историческое здание на Самарской, 95. С 1974 года он работал почти по соседству - на улице Льва Толстого, 82, а потом и вовсе временно переехал в Театр оперы и балета. Вернулся кукольный в родное здание после того, как его отреставрировали. Мы тоже погуляли по нему и сейчас расскажем, как здесь создают магию.
В 2022 году Самарскому театру кукол исполняется 90 лет. Работать он начал в 1932 году в Доме пионеров на Самарской, 95. До этого в здании находился знаменитый ресторан «Аквариум».
В театре кукол для юных зрителей создают «волшебство». Это учитывали при оформлении фойе. Заходишь сюда и попадаешь в сказку. В первом прозрачном стеллаже крутится на пьедестале кукольница, у неё в руках - король и принцесса. В следующих стеллажах куклы вырастают. Шахматный пол - отсылка к сказке «Алиса в стране чудес».
Дальше проходим в большой зрительный зал. Здесь стоят 250 удобных кресел-трансформеров. Для малышей выдвигается приступок, на который они могут поставить ноги.
Сцена в зале - одна из самых технически оснащённых в стране. Есть подъёмно-опускная площадка, на которую можно поставить ширму высотой в метр. Это позволяет смотреть спектакли на уровне глаз. Ещё ноу-хау - два люка-провала, через которые артисты могут неожиданно появится на сцене.
Наверху - 20 управляемых штанкетов. Раньше каждый штанкет приходилось опускать вручную, сейчас же это происходит автоматически. Экраны для прямой и обратной проекции помогают создать «волшебство». Прямая проекция работает по принципу кинотеатра. Обратная позволяет создать движение на заднике, например, бурлящее море, на фоне которого могут играть актеры, не перекрывая картинку. Под потолком висят софитные балки с диодными прожекторами. Раньше софиты направляли руками, сейчас этот процесс автоматизировали. В итоге время на постановку света сократилось с четырёх часов до 40 минут.
На втором этаже находится малый зал. Здесь чаще проходят спектакли для малышей. На сцене установлен так называемый «чёрный кабинет» - чёрный задник, тёмная сетка. Артист одевается во всё чёрное и зрители видят только куклу, на которую направлен свет. В месяц на двух сценах театра играют около 45 спектаклей.
Поднимаемся на этаж выше и попадаем в костюмерный цех. Здесь работает один художник - Лариса Романова. Сейчас она делает куклу хомяка. Рассказывает, что для её изготовления, да и для остального реквизита старается использовать натуральные ткани. Так у актёров не будут потеть руки, не будет раздражений на коже.

На четвёртом этаже кипит работа в бутафорском цехе. Здесь делают механизмы для кукол, красят и расписывают декорации. В ход идут лески, верёвки, пружинки. Для каждой куклы создают свой механизм. Гордость цеха - кран-балка. Самарский театр кукол - единственный в стране, у которого он есть. С помощью крана на сцену доставляют крупные декорации. Открывается соседняя дверь и на сцену спускается, например, четырёхметровый кит из «Доктора Айболита».
Здесь работает Андрей Куликов. По специальности он художник-оформитель. Рассказывает, что сам научился создавать кукольные механизмы. Специализированные факультеты в учебных заведениях начали появляться только сейчас. Раньше централизованно такому не учили.
Далее по коридору - декорационный цех. Сейчас в нём готовят оформление для спектакля «Волк и козлята».
На пятом этаже находится звукозаписывающая студия, где создают звуковые эффекты и музыкальное оформление. В штате театра работает композитор.
Фото: Ирина Бойкина
Комментарии ()
Написать комментарий