20 февраля 2024, 16:25

«Дракон», «Эдем» и «Анатомия души» на международной выставке «Семь смертных грехов»

В областной библиотеке представили грандиозный проект, в котором участвуют более 100 художников. Их работы заняли сразу два пространства - на первом и втором этажах. Главной темой выставки стала борьба искусства против семи грехов: гордыни, жадности, гнева, зависти, блуда, чревоугодия и уныния. Кто победил в этом «сражении»? Делимся впечатлением о выставке «Семь смертных грехов» (16+).

Мифы, легенды и современность

«Семь смертных грехов» - очень интригующее название. Оно навевает мысли о сюжетах из библии, крестовых походах и других исторических событиях. Однако на выставке вы не встретите банальной интерпретации. Даже, если художники обращаются к истории, то пропускают её через свой «фильтр» современности.

Первое, что бросается в глаза - инсталляция в форме дракона. В её центре - зеркальные диски, на которых воюют игрушечные человечки. У них даже есть деревянные системы залпового огня, в которых вместо ракет - цветные карандаши. У каждого персонажа на лице изображены эмоции - страдание, страх, одурманенность. В другой части зеркала персонажи лечат раненных, болеют и занимаются делами. Вся эта конструкция держится на огромном карандаше, воткнутом в рентгеновский снимок головного мозга. Интересно, это намёк на то, что человечеству пора использовать свой мыслительный орган на благо этого мира или детские забавы?

Инсталляция в форме дракона. Фото: Юлия Рубцова

Другой масштабный арт-объект - иммерсионная инсталляция «Эдем», которая состоит из нескольких чёрных кубов. Каждый символизирует определённое состояние. Например, здесь есть «Условия совершенного бытия» и «Модули противоестественной реальности». Для того, чтобы понять, как работает эта инсталляция, нужно прочитать большое описание. В нём представлена концепция и приведены цитаты из «Евангелия». Затем можно окунуться в путешествие по воображаемому парку, в котором отражены шесть этапов сотворения мира.

Забавной и одновременно пугающей кажется работа Владимира Терёхина «Мистерия XXI века». Его огромное полотно вмещает множество сюжетов и персонажей. Здесь и достопримечательности Самары, и герои чужих картин, и известные люди, включая депутатов и других представителей власти, безликие люди и кошмарные чудовища. Всё это беснование дополняют лозунги: «Всё лучшее детям!», «Всё, что создано народом, должно быть надежно защищено!», «Vive la Sociale!».

Работа Владимира Терёхина «Мистерия XXI века». Фото: Юлия Рубцова

Елена Салова обратилась к теме человеческой души. В представлении художницы это нечто неосязаемое, но вполне реальное. Согласно греческом учению, душа состоит из трёх частей: разумной, вожделеющей и яростной. Автор предложила рассмотреть душу на рентгеновском снимке. По мнению Елены, она обитает где-то в области сердца.

Есть те, кто подошёл к работе с юмором. Например, Александр Нагнибеда изобразил две руки. Одна пытается открыть замок ключом, а другая показывает кукиш с противоположной стороны. Его холст «Врата» символизирует абсурдность ситуаций в жизни и их двойственность. А Фрол Весёлый представил обнажённую натуру. Его Ева - прекрасная и молодая девушка, которая предлагает отведать запретный плод из своих рук.

В проекте приняли участие более 100 художников: российских и зарубежных. Фото: Юлия Рубцова

Всех участников проекта можно перечислять бесконечно. Среди них есть представители не только самарского искусства, но и всероссийского, а также зарубежного. Авторы прислали работы из Москвы, Пензы, Армении, Абхазии и Республики Беларусь.

Верхний и нижний миры

Кажется, что экспозицию разделили на две части не просто так. И что есть смысл в том, что некоторые авторы оказались на втором этаже - в пространстве, отрезанном от основного. Наверху разместили чёрно-белые фотографии Аллы Кучерявой, «Психотеку» Олега Захаркина, графику Дениса Вертиго, тайные миры Neramozus и работы других перспективных художников. Грехи и борьба с ними здесь выглядят абстрактными. Мы не способны узнать, что конкретно волнует авторов. Можно только интуитивно подобраться к сути через своё внутреннее ощущение. К тому же, работы никак не подписаны - мы не видим ни названия, ни автора.

В экспозиции представлены разные направления: живопись, графика, скульптура, роспись по шёлку, куклы, и даже ювелирные украшения. Фото: Юлия Рубцова

В основном пространстве на первом этаже, наоборот, больше конкретики. Тут представлены мэтры: представители Российской академии художеств Константин Худяков и Дмитрий Санджиев, самарского изобразительного искусства Владимир Терёхин, Александр Мальцев, Евгений Чертыковцев, Николай Ельцов, Сергей Гриднев. Их авторство указано. Почему же этикетаж отсутствует на втором этаже? Неподготовленный зритель просто не сможет понять - кто есть кто.

Некоторые работы на выставке «Семь смертных грехов». Фото: Юлия Рубцова

Что касается стилевого разнообразия, то тут его предостаточно. На выставке можно увидеть и живопись, и графику, и скульптуру, и роспись по шёлку, и куклы, и даже ювелирные украшения. Чтобы подробно рассмотреть все экспонаты, нужно выделить как минимум час. Эта выставка предназначена не для беглого знакомства.

Главная тема проекта - борьба искусства против семи грехов: гордыни, жадности, гнева, зависти, блуда, чревоугодия и уныния. Фото: Юлия Рубцова

Организаторы советуют всем, кто собирается посетить выставку, подготовиться морально. Работы направлены на то, чтобы воздействовать на тонкие струны души и вызвать неподдельное волнение.

Выставка доступна до 9 марта по адресу проспект Ленина, 14А.

Фото обложки: Юлия Рубцова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Топ-пять текстов 2023 года по версии журналиста «Кому на Волге» Анастасии Коротковой
    02 января 2024, 08:15
    Топ-пять текстов 2023 года по версии журналиста «Кому на Волге» Анастасии Коротковой

    У каждого в команде «Кому на Волге» есть личный список материалов, к которым хочется возвращаться спустя время, советовать их друзьям и даже перечитывать самим по несколько раз. Делится подборкой журналист «Кому на Волге» Анастасия Короткова. Там и про шутки от местных стендап-комиков, и про спелестологию, и даже про родник грешников в Ширяеве.

    Камерная галерея «Galo 22» в старинном дореволюционном доме
    07 октября 2024, 14:50
    Камерная галерея «Galo 22» в старинном дореволюционном доме

    Продолжаем рассказывать про самарские арт-пространства, в том числе про новые. В этот раз мы заглянули в уютную галерею «Galo 22». Она расположена в здании, построенном в конце XIX века. Недавно здесь представили выставку «Мենք/Мы» (0+) дуэта художников из Самары и Еревана. Каким задумывалось арт-пространство, почему оно открылось именно в исторической части города, как отбирались художники для нового выставочного проекта – читайте в материале.

    За стрит-артом – в Оренбург. Плиточки от Кубика, «Истлевший угол» и сравнение с Самарой
    10 января 2024, 11:35
    За стрит-артом – в Оренбург. Плиточки от Кубика, «Истлевший угол» и сравнение с Самарой

    Жанна Скокова отправилась в Оренбург и привезла оттуда классный материал про местную уличную культуру. В поисках арт-объектов она нагуляла не один километр, а ещё поговорила с местным художником под псевдонимом Жёлтый Кубик и искусствоведом Эльвирой Карповой.

    В проектах новой самарской набережной: колесо обозрения, речной вокзал и вейк-станция
    02 декабря 2021, 19:08
    В проектах новой самарской набережной: колесо обозрения, речной вокзал и вейк-станция

    Уже несколько лет идут разговоры о том, чтобы сделать территорию у Волги между бассейном ЦСКА и улицей Вилоновской общественно открытой. В Самаре провели конкурс на разработку лучшей концепции этого пространства. Мы отобрали шесть любопытных, на наш взгляд, концепций новой набережной.