04 марта 2024, 13:29

Что такое дрейф «Заварки» и как он привёл в парк Дружбы

Музей-галерея «Заварка» запустил новый формат – дрейфы. Это не просто прогулки и экскурсии по городу, а нечто большее. Участник не только наблюдает за окружающим пространством, но и фиксирует собственные эмоции и мысли. Побывали на дрейфе по парку Дружбы, который провели в рамках выставки «Человек и дерево» (12+).

Дрейфы от музея-галереи «Заварка» – новый формат прогулки и экскурсии по городу. Фото: Жанна Скокова

В «Заварке» до 1 марта можно было взглянуть на экспозицию, которая состоит из деревянных работ Сергея Ключникова. Скульптор уже много лет трудится в парке Дружбы. Здесь у него находится мастерская. Он превратил прилегающую территорию в галерею под открытым небом. Чем вдохновлялся автор? Как изменился парк за последние годы и что в нём стоит увидеть? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы с сотрудниками «Заварки».

Кирилл Гуров и Анастасия Волынкина совместно с социологом и городским исследователем Марией Бабуриной разработали специальные книжечки-бродилки, которые должны были служить ориентирами во время дрейфа. В них даже были несложные задания, которые участники выполняли по мере преодоления маршрута.

Одна из деревянных работ Сергея Ключникова. Фото: Жанна Скокова

Стартовали от входа в парк на пересечении улиц Советской Армии и Гагарина рядом с деревянным храмом. Перед участниками стояла задача – изучить окружающее пространство, вспомнить о том, что его связывает с ними, найти ассоциации и образы в скульптурах и архитектуре.

Схема парка Дружбы. Фото: Жанна Скокова

Первое, что бросилось в глаза – схема парка напоминает планировку старой части города. Это выверенные квадраты, в которых находятся различные объекты: кафе, лавочки, газоны, деревья и прочее. Среди всего этого выделяются скульптуры Сергея Ключникова. Но во время дрейфа работы художника не были основным объектом внимания.

Организаторы дрейфа сделали упор на психогеографию. Фото: Жанна Скокова

Упор сделали на психогеографию – направление, которое изучает, как город и его отдельные части влияют на поведение людей. То есть каждое место и каждый предмет должны были откликнуться в душе посетителей. Например, люди описывали то, что увидели в узорах дерева, абстрактных и конкретных скульптурах. Черепаха из сказки «Золотой ключик» превратилась в лох-несское чудовище, скульптура с крыльями стала рогатым существом. Участники по-своему интерпретировали композицию «Мать и ребёнок». Ассоциировали колонны, оставшиеся от летнего кафе и сцены, с локациями из фильмов Андрея Тарковского. Писали и зачёркивали грустные мысли.

Композиция «Мать и ребёнок». Фото: Жанна Скокова

В середине парка Кирилл предложил повторить его детскую фотографию, сделанную в этом месте. На ней он прыгает с покосившегося дерева на землю. Потом все помечтали о том, что могли бы показывать в бывшем кинотеатре «Дружба», если бы он работал до сих пор.

Детская фотография Кирилла Гурова, сделанная в парке Дружбы. Фото: Жанна Скокова

Затем участники переместились в другую часть – заброшенный парк аттракционов «Мави-Ленд». Здесь до сих пор сохранились ржавые американские горки, которые уже давно планируют демонтировать. Однако конструкция всё ещё напоминает о былых временах, когда здесь собирались толпы детей и взрослых, желающих прокатиться на чудо-аттракционе. Кирилл и Мария предложили собравшимся разделиться на две группы, одна должна была издавать звук движущихся вагончиков, а другая имитировать крики посетителей горки.

Ещё одна работа скульптора Сергея Ключникова в парке Дружбы. Фото: Жанна Скокова

Для меня этот парк родной. Здесь прошло моё детство. Сюда ходила моя бабушка в кинотеатр «Дружба». Здесь мои родители гуляли на второй день свадьбы. В начале 2000-х годов парк был заросший и полузаброшенный, мне было интересно приходить в него на прогулки и представлять, будто тут живут какие-то великаны или драконы. Это было сказочное место. Затем оно изменилось. Остались руины воспоминаний, а где-то всё ещё сохранились объекты.

художник и старший научный сотрудник музея-галереи «Заварка» Кирилл Гуров

Здесь нет заборов как в привычном парке советского периода. Тут есть огромная доминанта – церковь. Если посмотреть на схему парка, то можно увидеть, что он построен квадратами. Из-за этого кажется, что ты гуляешь по улицам, не осознавая, что находишься внутри парка. Такое первое впечатление у меня сложилось.

социолог и городской исследователь Мария Бабурина

Команда музея планирует продолжить необычный формат прогулок в рамках других выставок и в новых локациях города. 

Фото обложки: Жанна Скокова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Lora: первая итальянская остерия в Самаре
    30 ноября 2022, 17:20
    Lora: первая итальянская остерия в Самаре

    На месте «О море море» его владельцы месяц назад открыли новое место - остерию Lora. Протестировали далеко не дешёвое заведение: были не в восторге от соусов, но поняли, почему чек здесь выше, чем в среднем по Самаре.

    Интерстеллар по-самарски: где смотреть на звёзды и планеты
    18 апреля 2024, 15:15
    Интерстеллар по-самарски: где смотреть на звёзды и планеты

    Самара ближе к космосу, чем кажется, особенно, если есть телескоп. Вместе с заместителем директора Самарского клуба любителей астрономии «Астросамара» Владимиром Сидоренко разбираемся, куда ехать, чтобы увидеть Млечный Путь, где смотреть на Луну в пределах города, и какой сезон самый подходящий для астрономических наблюдений.

    Арт-захват: муралы и скульптуры
    29 апреля 2022, 19:21
    Арт-захват: муралы и скульптуры

    С помощью муралов и скульптур художники могут влиять на наше настроение, на привлекательность места и его смыслы. Практически авторская колонка Жанны Скоковой, в которой она вспоминает, как муралы ворвались в Самару и постепенно её захватили. А ещё речь пойдёт о современной скульптуре, которая только-только стала отвоёвывать себе место в городе.

    Самая женская выставка: мебель аристократов, сказочные иллюстрации и мистика
    26 апреля 2022, 13:24
    Самая женская выставка: мебель аристократов, сказочные иллюстрации и мистика

    На выставке «Ах, если бы вы были здесь» (12+) в Музее модерна вы увидите работы Елены Поленовой и Марии Якунчиковой. Просто и доступно рассказываем, почему нужно обязательно обратить внимание на эту экспозицию.