Музей-галерея «Заварка» запустил новый формат – дрейфы. Это не просто прогулки и экскурсии по городу, а нечто большее. Участник не только наблюдает за окружающим пространством, но и фиксирует собственные эмоции и мысли. Побывали на дрейфе по парку Дружбы, который провели в рамках выставки «Человек и дерево» (12+).
Дрейфы от музея-галереи «Заварка» – новый формат прогулки и экскурсии по городу. Фото: Жанна Скокова
В «Заварке» до 1 марта можно было взглянуть на экспозицию, которая состоит из деревянных работ Сергея Ключникова. Скульптор уже много лет трудится в парке Дружбы. Здесь у него находится мастерская. Он превратил прилегающую территорию в галерею под открытым небом. Чем вдохновлялся автор? Как изменился парк за последние годы и что в нём стоит увидеть? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы с сотрудниками «Заварки».
Кирилл Гуров и Анастасия Волынкина совместно с социологом и городским исследователем Марией Бабуриной разработали специальные книжечки-бродилки, которые должны были служить ориентирами во время дрейфа. В них даже были несложные задания, которые участники выполняли по мере преодоления маршрута.
Одна из деревянных работ Сергея Ключникова. Фото: Жанна Скокова
Стартовали от входа в парк на пересечении улиц Советской Армии и Гагарина рядом с деревянным храмом. Перед участниками стояла задача – изучить окружающее пространство, вспомнить о том, что его связывает с ними, найти ассоциации и образы в скульптурах и архитектуре.
Схема парка Дружбы. Фото: Жанна Скокова
Первое, что бросилось в глаза – схема парка напоминает планировку старой части города. Это выверенные квадраты, в которых находятся различные объекты: кафе, лавочки, газоны, деревья и прочее. Среди всего этого выделяются скульптуры Сергея Ключникова. Но во время дрейфа работы художника не были основным объектом внимания.
Организаторы дрейфа сделали упор на психогеографию. Фото: Жанна Скокова
Упор сделали на психогеографию – направление, которое изучает, как город и его отдельные части влияют на поведение людей. То есть каждое место и каждый предмет должны были откликнуться в душе посетителей. Например, люди описывали то, что увидели в узорах дерева, абстрактных и конкретных скульптурах. Черепаха из сказки «Золотой ключик» превратилась в лох-несское чудовище, скульптура с крыльями стала рогатым существом. Участники по-своему интерпретировали композицию «Мать и ребёнок». Ассоциировали колонны, оставшиеся от летнего кафе и сцены, с локациями из фильмов Андрея Тарковского. Писали и зачёркивали грустные мысли.
Композиция «Мать и ребёнок». Фото: Жанна Скокова
В середине парка Кирилл предложил повторить его детскую фотографию, сделанную в этом месте. На ней он прыгает с покосившегося дерева на землю. Потом все помечтали о том, что могли бы показывать в бывшем кинотеатре «Дружба», если бы он работал до сих пор.
Детская фотография Кирилла Гурова, сделанная в парке Дружбы. Фото: Жанна Скокова
Затем участники переместились в другую часть – заброшенный парк аттракционов «Мави-Ленд». Здесь до сих пор сохранились ржавые американские горки, которые уже давно планируют демонтировать. Однако конструкция всё ещё напоминает о былых временах, когда здесь собирались толпы детей и взрослых, желающих прокатиться на чудо-аттракционе. Кирилл и Мария предложили собравшимся разделиться на две группы, одна должна была издавать звук движущихся вагончиков, а другая имитировать крики посетителей горки.
Ещё одна работа скульптора Сергея Ключникова в парке Дружбы. Фото: Жанна Скокова
Для меня этот парк родной. Здесь прошло моё детство. Сюда ходила моя бабушка в кинотеатр «Дружба». Здесь мои родители гуляли на второй день свадьбы. В начале 2000-х годов парк был заросший и полузаброшенный, мне было интересно приходить в него на прогулки и представлять, будто тут живут какие-то великаны или драконы. Это было сказочное место. Затем оно изменилось. Остались руины воспоминаний, а где-то всё ещё сохранились объекты.
художник и старший научный сотрудник музея-галереи «Заварка» Кирилл Гуров
Здесь нет заборов как в привычном парке советского периода. Тут есть огромная доминанта – церковь. Если посмотреть на схему парка, то можно увидеть, что он построен квадратами. Из-за этого кажется, что ты гуляешь по улицам, не осознавая, что находишься внутри парка. Такое первое впечатление у меня сложилось.
социолог и городской исследователь Мария Бабурина
Команда музея планирует продолжить необычный формат прогулок в рамках других выставок и в новых локациях города.
Фото обложки: Жанна Скокова
Комментарии ()
Написать комментарий