04 марта 2024, 13:29

Что такое дрейф «Заварки» и как он привёл в парк Дружбы

Музей-галерея «Заварка» запустил новый формат – дрейфы. Это не просто прогулки и экскурсии по городу, а нечто большее. Участник не только наблюдает за окружающим пространством, но и фиксирует собственные эмоции и мысли. Побывали на дрейфе по парку Дружбы, который провели в рамках выставки «Человек и дерево» (12+).

Дрейфы от музея-галереи «Заварка» – новый формат прогулки и экскурсии по городу. Фото: Жанна Скокова

В «Заварке» до 1 марта можно было взглянуть на экспозицию, которая состоит из деревянных работ Сергея Ключникова. Скульптор уже много лет трудится в парке Дружбы. Здесь у него находится мастерская. Он превратил прилегающую территорию в галерею под открытым небом. Чем вдохновлялся автор? Как изменился парк за последние годы и что в нём стоит увидеть? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы с сотрудниками «Заварки».

Кирилл Гуров и Анастасия Волынкина совместно с социологом и городским исследователем Марией Бабуриной разработали специальные книжечки-бродилки, которые должны были служить ориентирами во время дрейфа. В них даже были несложные задания, которые участники выполняли по мере преодоления маршрута.

Одна из деревянных работ Сергея Ключникова. Фото: Жанна Скокова

Стартовали от входа в парк на пересечении улиц Советской Армии и Гагарина рядом с деревянным храмом. Перед участниками стояла задача – изучить окружающее пространство, вспомнить о том, что его связывает с ними, найти ассоциации и образы в скульптурах и архитектуре.

Схема парка Дружбы. Фото: Жанна Скокова

Первое, что бросилось в глаза – схема парка напоминает планировку старой части города. Это выверенные квадраты, в которых находятся различные объекты: кафе, лавочки, газоны, деревья и прочее. Среди всего этого выделяются скульптуры Сергея Ключникова. Но во время дрейфа работы художника не были основным объектом внимания.

Организаторы дрейфа сделали упор на психогеографию. Фото: Жанна Скокова

Упор сделали на психогеографию – направление, которое изучает, как город и его отдельные части влияют на поведение людей. То есть каждое место и каждый предмет должны были откликнуться в душе посетителей. Например, люди описывали то, что увидели в узорах дерева, абстрактных и конкретных скульптурах. Черепаха из сказки «Золотой ключик» превратилась в лох-несское чудовище, скульптура с крыльями стала рогатым существом. Участники по-своему интерпретировали композицию «Мать и ребёнок». Ассоциировали колонны, оставшиеся от летнего кафе и сцены, с локациями из фильмов Андрея Тарковского. Писали и зачёркивали грустные мысли.

Композиция «Мать и ребёнок». Фото: Жанна Скокова

В середине парка Кирилл предложил повторить его детскую фотографию, сделанную в этом месте. На ней он прыгает с покосившегося дерева на землю. Потом все помечтали о том, что могли бы показывать в бывшем кинотеатре «Дружба», если бы он работал до сих пор.

Детская фотография Кирилла Гурова, сделанная в парке Дружбы. Фото: Жанна Скокова

Затем участники переместились в другую часть – заброшенный парк аттракционов «Мави-Ленд». Здесь до сих пор сохранились ржавые американские горки, которые уже давно планируют демонтировать. Однако конструкция всё ещё напоминает о былых временах, когда здесь собирались толпы детей и взрослых, желающих прокатиться на чудо-аттракционе. Кирилл и Мария предложили собравшимся разделиться на две группы, одна должна была издавать звук движущихся вагончиков, а другая имитировать крики посетителей горки.

Ещё одна работа скульптора Сергея Ключникова в парке Дружбы. Фото: Жанна Скокова

Для меня этот парк родной. Здесь прошло моё детство. Сюда ходила моя бабушка в кинотеатр «Дружба». Здесь мои родители гуляли на второй день свадьбы. В начале 2000-х годов парк был заросший и полузаброшенный, мне было интересно приходить в него на прогулки и представлять, будто тут живут какие-то великаны или драконы. Это было сказочное место. Затем оно изменилось. Остались руины воспоминаний, а где-то всё ещё сохранились объекты.

художник и старший научный сотрудник музея-галереи «Заварка» Кирилл Гуров

Здесь нет заборов как в привычном парке советского периода. Тут есть огромная доминанта – церковь. Если посмотреть на схему парка, то можно увидеть, что он построен квадратами. Из-за этого кажется, что ты гуляешь по улицам, не осознавая, что находишься внутри парка. Такое первое впечатление у меня сложилось.

социолог и городской исследователь Мария Бабурина

Команда музея планирует продолжить необычный формат прогулок в рамках других выставок и в новых локациях города. 

Фото обложки: Жанна Скокова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    По уши в... грязи
    15 июля 2021, 11:15
    По уши в... грязи

    Вязовские озера на окраине Похвистнева давно притягивают тех, кто желает испытать на прочность себя и своё авто. Здесь проводят «Болотную авантюру», организаторы который предоставили нам кучу крутых фото.

    Попасть в кино: как проходит кастинг в Самаре
    27 сентября 2024, 09:15
    Попасть в кино: как проходит кастинг в Самаре

    Режиссёр Владимир Сухов вместе со своей командой готовит новый проект. Это короткометражный фильм «Мой гараж» (16+) – история о противостоянии жителей ветхого жилья и застройщиков, добре и зле, новом и старом укладе жизни. Побывали на актёрских пробах и рассказываем некоторые истории тех, кто на них пришёл, а также чем интересен этот проект и как развивается независимое кино в Самаре.

    Новости из другой реальности, дизайн из игр и творчество нейросети на выставке «Искусство будущего»
    28 декабря 2022, 15:29
    Новости из другой реальности, дизайн из игр и творчество нейросети на выставке «Искусство будущего»

    В галерее «Виктория» можно увидеть лучшие работы первой международной биеннале «Искусство будущего» (12+). Это событие объединило 60 проектов российских и зарубежных художников, использующих новейшие технологии: нейросети, 3D-анимацию, виртуальную и дополненную реальность.

    Из стекла и бетона: как устроен проект «Ламповый блок»
    21 марта 2023, 16:10
    Из стекла и бетона: как устроен проект «Ламповый блок»

    Простые формы, грубость материалов и интерьерные решения в виде мозаики, витражей и стеклоблоков – это всё про советский модернизм. Дмитрий Майоров вместе с командой изготавливает светильники. Для этого используют стеклоблоки и бетон. Такие изделия пользуются популярностью не только в России. Узнали про ценность стекла, которое продают за 50 рублей на «Авито», бетонный мини-элеватор и непонимание со стороны архитектурного сообщества.