«Шанхай» – так называют в народе наследие советского модернизма – длинную «змейку» из домов с 209 по 217 по улице Молодогвардейской. Необычна эта достопримечательность не только своими длинными «ногами»-арками, но и огромными панорамными окнами на самом верху. Там находятся художественные мастерские. Познакомились с некоторыми художниками, и даже побывали у них в гостях. Короткие зарисовки и множество атмосферных фотографий – в нашем материале.
Дом «Шанхай» на Молодогвардейской. Фото: Виталий Шабинский
Художественная мастерская Александра Репина
Художник Александр Репин. Фото: Виталий Шабинский
Александр Репин
Родился в Горьковской области (сегодня – Нижегородской) в 1950 году. В 11 лет переехал в Самару вместе со своей семьёй, а с 1965 по 1969 учился в Пензенском художественном училище. Сегодня Александр – член Союза художников России и постоянный участник городских и областных выставок. Его картины приобретают известные коллекционеры России и зарубежья. Главная тема творчества последних лет – волжские лирические пейзажи и продолжение реалистических традиций русской и зарубежной живописи конца XIX-начала XX веков.
Я работаю в этой мастерской около семи лет. Помещение досталось мне по распределению Союза: обычно на мастерские стоит очередь, как на квартиру. С хорошими студиями по всему городу проблемы: с советского времени их в Самаре крайне мало. И этот вариант – лучший в городе. За аренду мы не платим: только за тепло, свет и воду.
Художественная мастерская Александра Репина. Фото: Виталий Шабинский
В год, когда только переехал в «Шанхай», сделал в мастерской небольшой ремонт: побелил стены, обновил проводку и наклеил плёнку на окна, чтобы солнечный свет попадал в комнату не так сильно. Хотя летом, когда солнце особенно яркое, я в основном не сижу в мастерской – много времени провожу на Бахиловой поляне. Раньше у Союза художников там была дача. А сейчас я приезжаю на «Бахилку» к другу в частный дом, чтобы порыбачить, отдохнуть и поработать. Эта любовь к Волге у меня с молодости: 20 лет подряд по три месяца жил на острове Голодный вместе с женой и собакой. До сих пор меня это вдохновляет на различные этюды.
Александр Репин за работой. Фото: Виталий Шабинский
В моей мастерской около 25 квадратных метров: я не пишу огромные работы, так что мне хватает. Да и за счёт высоких потолков, которые достигают четырёх с половиной метров, здесь просторно и светло.
Я прихожу в мастерскую пять дней в неделю: работаю, пью чай, в перерывах – разгадываю кроссворды, иногда играю на балалайке и сочиняю частушки. Здесь великолепные закаты, но сейчас я их не застаю – прихожу в «Шанхай» к семи утра, а ухожу после полудня.
Александр Репин: « Картин, которые я никогда никому не продам и не подарю, нет – я к ним не привыкаю».Фото: Виталий Шабинский
В небольшом помещении удаётся уместить много работ. Салонов сейчас практически нет – картины никуда не уходят. Изредка продаю их знакомым, а иногда работы находят покупателей на выставках. Картин, которые я никогда никому не продам и не подарю, нет – я к ним не привыкаю. В последнее время часто отдаю пейзажи детям на благотворительность и участникам специальной военной операции. Ещё хочу передать им книги по истории искусства и рисунку.
Открывающиеся виды из окон художественных мастерских. Фото: Виталий Шабинский
Художественная мастерская Владимира Романова
Художник Владимир Романов. Фото: Виталий Шабинский
Владимир Романов
Родился в 1953 году в Благовещенске Амурской области. В 1980 году закончил живописно-педагогическое отделение Пензенского художественного училища, а в 1988 году – художественно-графический факультет Магнитогорского педагогического института. Владимир – неоднократный участник международных, всероссийских и региональных выставок, член Международной федерации художников при ЮНЕСКО и Союза художников России. Основные направления в работе – живопись и акварельная графика, преобладающие темы – история, библейская тематика, пейзажи и натюрморты.
Моя мастерская побольше – занимает около 55 квадратных метров. Я заехал сюда восемь лет назад. Помещение не ремонтировалось, кажется, с того момента, как было построено в 1972 году. Сразу немного освежил студию: покрасил стены и полы, поставил стеллажи и полки. Помню, что до моих картин здесь висела огромная работа во всю стену: вынести её через дверь не смогли, пришлось спускать на тросах с балкона.
Художественная мастерская Владимира Романова. Фото: Виталий Шабинский
Картины, которыми заполнена моя мастерская, я продаю в художественном салоне по знакомству или желающим после выставок. Мои живописные и графические работы находятся в музеях и частных собраниях многих стран мира. На заказ в основном просят портреты – знают меня больше, как художника-портретиста. Вот, например, у меня на стене висит работа с Аллой Шахматовой – действующим директором Художественного музея. Интересно, что Алла – моя ученица: мы с ней часто выставлялись в других городах и странах, были в Париже и Израиле.
Владимир Романов: «Мои живописные и графические работы находятся в музеях и частных собраниях многих стран мира». Фото: Виталий Шабинский
Эта мастерская – моё основное место работы. С 1980-го около 15 лет я проработал в художественной школе Зингера, а сейчас пишу только для себя и на заказ. Могу прийти в 10 утра, а могу и позже, к обеду. Вот такой ненормированный рабочий график, по которому живу уже несколько десятилетий. Здесь я «зимую»: прихожу в мастерскую чаще всего в холодное время года, а летом – уезжаю на Проран. Это моё любимое место в области. И вообще любовь к Волге у меня в крови.
Мастерская является основным местом работы художника. Фото: Виталий Шабинский
Зимой, весной, осенью я каждый день здесь, без выходных. В дни, когда есть срочные заказы, работаю с утра и до позднего вечера. Считаю, что моя мастерская – одна из лучших в городе. Здесь правильное освещение: когда я работаю, не загораживаю свет рукой. И мне совсем не дуют северные ветры – не холодно. А главное – здесь мне никто не мешает. Жену в мастерскую не приглашаю: она у меня тоже художник, и когда приходит, начинает критиковать мою работу. Так вышло, что у нас разные взгляды на многие вещи в искусстве. А вот внучки гостят здесь часто! Одна из них рисует аниме – делает такие качественные вещи, что я в шоке. Но навязчивого желания, чтобы они шли по моим стопам, у меня нет. Пусть занимаются тем, что им действительно нравится. Мы их не заставляем.
Объединённый балкон у мастерских. Фото: Виталий Шабинский
Художественная мастерская Алексея Князева
Художник Алексей Князев. Фото: Виталий Шабинский
Алексей Князев
Родился в 1962 году в городе Бирск в Башкирии. В 1981 году закончил Уфимское училище искусств, в 1989 стал выпускником художественно-графического факультета Чебоксарского государственного педагогического института имени Яковлева. Сегодня Алексей Князев – известный скульптор, художник декоративно-прикладного искусства в технике резьбы по дереву, член-корреспондент Российской академии художеств, член Международной федерации художников при ЮНЕСКО и Союза художников России. Произведения Алексея Князева находятся во многих галереях и частных собраниях по всему миру и регулярно выставляются на международных, всероссийских и региональных выставках.
Наша мастерская занимает около 60 квадратных метров. Почему наша? Она уникальна тем, что здесь с 2010 года трудятся два художника: я занимаюсь резьбой по дереву, а моя жена – Ирина Князева – живописец, работает в технике темперной живописи.
Редко, когда в мастерской уживаются два художника. Но у нас это здорово получается. Наши рабочие места находятся рядом друг с другом. Секрет в том, что мы не делим пространство на «моё» и «твоё». Мы дышим одним воздухом везде: и дома, и в путешествиях, и, в том числе, на работе.
Художественная мастерская Алексея и Ирины Князевых. Фото: Виталий Шабинский
Для нашего творчества здесь идеальное пространство. Мастерская позволяет сосредоточиться на процессе, уйти полностью в работу и ни на что не отвлекаться. Любим работать в тишине – полное погружение в искусство. Летом устраиваем чаепитие на балконе и даже иногда провожаем закаты.
Виды из мастерской действительно захватывающие: горы, соседние острова и, конечно, Волга, которую я очень люблю. Мы с женой часто путешествуем по Самарской области: проехали всю Самарскую Луку, Сызранский и Сергиевский районы, бывали в Рачейских Альпах и заезжаем в Кашпир – местечко за Сызранью. Пейзажи там как будто сошли с полотен Петрова-Водкина – сферическая линия горизонта точь-в-точь, как на его картинах.
Алексей Князев параллельно работает ведущим художником-скульптором Центра литейных технологий в Самарском техническом университете. Фото: Виталий Шабинский
А ещё мы любители Августовки, Большой Черниговки и Большеглушицкого района. Юг области по-своему прекрасен: мне нравится чувство, когда ты въезжаешь в степь, и тебя почти сбивает с ног резкий, но очень приятный запах полыни. И все свои впечатления и ощущения мы везём в свою мастерскую.
У нас нет точного графика или режима работы. С одной стороны, это удобно, а с другой – требует высокой самодисциплины, так как мне необходимо совмещать работу в мастерской и работу в Самарском техническом университете, где я тружусь на должности ведущего художника-скульптора Центра литейных технологий.
Алексей Князев: «Летом устраиваем чаепитие на балконе и даже иногда провожаем закаты». Фото: Виталий Шабинский
Меня часто спрашивают, почему в мастерскую не заглядывают мои ученики. Отвечаю всегда примерно одинаково: для меня творчество – это слишком интимный процесс. Именно в этой мастерской родились произведения, которые удостоены высоких наград, таких как Золотая медаль Российской академии художеств.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий