В Музее модерна работает выставка «Новый символизм. Гиперборея и киберпространство» (12+). В неё входят произведения 14 самарских, петербургских, нижегородских и московских авторов. Как художники совместили символизм и виртуальную реальность? Что находится в четырёх комнатах? И почему игры – это тайные порталы? Узнали об этом в музее.
В Музее модерна работает выставка «Новый символизм. Гиперборея и киберпространство» (12+). Фото: Андрей Савельев
Для выставки работы предоставили галереи: Марины Гисич, Anna Nova, KZ Gallery, MYTH, Name Gallery, ARTWIN, а также частные коллекционеры. Кураторы проекта: Сергей Баландин и Евгений Кузьмичев.
Символизм считается проявлением утопии, то есть мира, в котором нет социальных и религиозных границ. Подобное можно найти в компьютерных играх, которыми вдохновляются современные художники. Именно они несут в себе эстетику «нового символизма».
Катакомбы
Эта локация отсылает к популярному формату компьютерных игр – «бродилкам». В то же время это подземелья, которые символизируют бессознательное: тайные страхи, сомнения, душевные метания и смущение. Люди часто скрывают личные переживания от посторонних глаз, поэтому диалог с самим собой часто вдохновлял художников, писателей, скульпторов в разные эпохи.
В экспозиции можно увидеть произведения 14 самарских, петербургских, нижегородских и московских авторов. Фото: Андрей Савельев
Если вспомнить первые популярные игры, возьмём настольные, то в них обязательно в качестве локаций были пещеры или катакомбы. Например, Dungeons & Dragons (12+), которая появилась в 1974 году. Её формат и ролевой подход оказали огромное влияние на всю игровую индустрию. Есть и игры, которые полностью состоят из исследования пещер: Colossal Cave Adventure (12+), Ultima Underworld: The Stygian Abyss (12+), Arx Fatalis (18+). Некоторые разработчики ориентировались именно на мир с подземными темницами с мрачными сводами и причудливыми арками. К таким продуктам относится Dark Souls (16+).
Работа «Вход» Кирилла Гурова. Фото: Андрей Савельев
Чтобы найти выход из темницы необходимы ключи, а также нужно отыскать верную дверь, которая приведёт на поверхность к солнечному свету. Об этом работы Вадима Михайлова «Ключ с брелоком» и «Вход» Кирилла Гурова. Центральным экспонатом в этой комнате можно считать цифровую игру автора Kurtis2221. Здесь можно бродить среди кирпичных стен в надежде увидеть какие-то подсказки, которые приведут к кульминации. Но прогулка может затянуться, так как локации похожи друг на друга и в них легко заблудиться.
Таинственный лес
Эта комната открывает для зрителей мир сказок. Здесь можно встретить мифических существ, злодеев, героев и их помощников. Но не только в фольклоре и живописи раскрываются эти истории. Фантастические миры могут быть совершенно разными: мрачными и опасными, населёнными гигантскими деревьями и грибами, наполненными сновидениями. Всё это можно увидеть в компьютерных играх World of Warcraft (12+) и The Elder Scrolls (18+). Лес может быть и проводником в загробный мир, а также источником магии. Во многих древних культурах считается, что травы и определённые сорта растений нужны для приготовления снадобий и зелья.
Работы художников на выставке будоражат фантазию. Фото: Андрей Савельев
Работы художников на выставке будоражат фантазию. Полное погружение в таинственный лес происходит через монитор компьютера. Сказочные пейзажи из игры «Середина лета» (16+) завораживают. Здесь исполинские растения с шипами взмывают ввысь, грибы с огромными шляпами скрывают в своей тени неопознанные артефакты, а скульптуры, будто отлитые из металла, сверкают в лучах цифрового солнца.
Комната «Таинственный лес» открывает для зрителей мир сказок. Здесь можно встретить мифических существ, злодеев, героев и их помощников. Фото: Андрей Савельев
Пустой город
Из сказочного и потустороннего леса мы возвращаемся в реальность. Ничто так не может «приземлить» рассудок как городская жизнь. Урбанизм преследует нас повсюду, в том числе в искусстве. Когда-то всё началось с импрессионистов, а теперь привело к моделированию уличных пространств с помощью компьютерной графики. Она стремится к тому, чтобы максимально напомнить нам реальность. Но часто виртуальный мир представляет город отталкивающим, наполненным фигурами-статистами или совсем безлюдным.
Облик пустых улиц оказал влияние на развитие фотографии и других видов искусства. Яркими примерами в этом плане являются зимний Нью-Йорк из Max Payne (16+) и туманный заброшенный шахтёрский городок из Silent Hill (18+).
Город в компьютерных играх служит лишь декорацией. Фото: Андрей Савельев
Цифровые мегаполисы – это набор повторяющихся алгоритмов, однотипной архитектуры, достопримечательностей, напоминающих реальные. Здесь редко можно увидеть какие-то детализированные места, потому что город в компьютерных играх служит лишь декорацией. Это подчеркнули в своей цифровой работе авторы INFINITE TEARS и Farman. Они создали свой типовой город, погружённый в полумрак. В нём можно управлять фокусом внимания как видеокамерой. Тем самым художники стёрли грань между реальным и нереальным миром.
Элизиум
Последняя комната является кульминацией путешествия сквозь миры. В древнегреческой мифологии Элизиум – это рай, где пребывают души умерших героев. Но, в рамках выставки, он находится на земле. Можно считать, что это то место, где человек может существовать беззаботно в мире и согласии с другими людьми. Здесь души проводят время в беседах, в развлечении и размышлениях.
Элизиум в играх также часто встречается как место основного действия. Его можно посетить в Assassin’s Creed Odyssey (18+) или Hades (18+).
Последняя комната является кульминацией путешествия сквозь миры. Фото: Андрей Савельев
На выставке художники поразмышляли о том, что делают души, когда их земной путь завершён. Ольга Аксёнова изобразила в своих работах прозрачных эфемеров, которые напоминают людей своими очертаниями. Они также продолжают общаться, сбиваются в группы или сливаются с природой.
Nicolas Leray позволил посетителям выставки побыть в роли пушистого облака. Здесь можно играть за тучку, которая парит над городом, дарит людям прохладу и дождь.
По задумке, зритель на выставке не просто созерцает творчество художников, но и может стать его важной частью. Фото: Андрей Савельев
Все цифровые работы, которые участвуют в этом проекте, особенные. Они позволяют получить новый опыт. Благодаря этому зритель не просто созерцает творчество художников, но и может стать его важной частью. Любая игра не имеет смысла, если в ней нет игрока.
Выставка доступна до 8 декабря по адресу: Красноармейская, 15.
Фото обложки: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий