27 апреля 2022, 18:30

Cекреты музея Алабина

Скоро музей Алабина закроют на реконструкцию. На время ремонта он переедет в другое здание. Куда именно - официальные лица пока не говорят. Мы же решили прогуляться по пока ещё не обновлённому зданию, чтобы узнать его секреты. Экскурсию провела Яна Травкина, которая показала, что скрывают стены музея, где спрятаны карта-мозаика, панно с Мадонной Рафаэля и вращающаяся стена.

Ленин за 300 миллионов

В 1989 году, после открытия, здание музея Алабина, а тогда ещё Ленинского мемориала, внутри выглядело немного иначе. Не было остекления перед входом на центральную лестницу, слева не стояли павильоны для детских кружков. Большая часть интерьера осталась прежней - мраморная отделка, огромные стеклянные окна, высокие потолки, советские люстры, остатки доперестроечной мебели.

При подъёме по лестнице на второй этаж всех встречает огромный портрет Владимира Ленина. Он похож на иконографический лик. Его высота - примерно с пятиэтажный дом. Портрет изобразили на фоне красных развивающихся полотен.

Несмотря на то, что мы при подъёме по лестнице приближаемся к панно, Ленин всё равно остаётся вдалеке - эффект недостижимости от московских архитекторов института Мезенцева. Сейчас эта художественная работа из мрамора может стоить около 300 миллионов рублей. Такое советское искусство ещё даст фору Энди Уорхолу или Дэмиену Херсту с их дорогостоящими произведениями. Портрет Ленина обязательно сохранят во время реконструкции музея.

У «подножия» головы Ленина - пространство, которое раньше называли залом торжеств. Здесь школьников посвящали в пионеры. Торжественности событию добавляли огромное пространство и хорошая акустика.

Спрятанный ренессанс

Перемещаемся в зал истории Самарского края от древности до современности. Здесь привычная многим посетителям экспозиция.

Рядом зал, который сдают в аренду под выставки. Не так давно здесь в одной из стен обнаружили движущиеся панели. Они закрывают чёрно-белые панно, на которых изображены символы разных эпох и культур.

В коллаже есть статуя Давида, Мадонна Рафаэля, Леонардо да Винчи, носорог Дюрера. Здесь итальянский ренессанс перемешался с классицизмом и множеством других течений.

- Здесь всегда была просто тёмная стена. Оказалось, что её части поворачиваются и складываются в панно. Конструкцию сделали в те времена, когда музей Алабина был Ленинским мемориалом, - говорит Яна Травкина. - Возможно, этот коллаж был стандартным фоном разных выставок. Авторов коллажа пока не установили. Единой истории музея не существует. Информацию о том, кто, как и что делал нужно искать в архивах.

Зеркальные стены и карта из стекла

В следующем зале - этнографическая выставка. Когда-то здесь в самом центре стоял золотистый земной шар. Его со всех сторон освещали прожектора. И в этом зале есть вращающаяся стена. За ней скрывается стекло с витражами и зеркала. На витражах - нарисованные от руки голубь мира и флаги, рядом - одинокая греческая колонна.

В зале природы, где находятся чучела лебедей, за стеклом располагается необычная историческая карта нашей страны. В обычной обстановке её не видно.

Если выключить свет и нажать на кнопку, о которой знает только Яна, то в стене появятся очертания прозрачной цветной мозаики. Она сияет изнутри как старинный витраж в средневековом храме.

- Мозаика разного цвета. Скорее всего, более насыщенные оттенки обозначают территории, где была утверждена Советская власть. Эта карта времён до 1935 года, потому что на ней наш город обозначен как Самара, а не Куйбышев. Нашли её случайно, когда пользовались подсобкой. Я просто раздвинула шторы и увидела мозаику. После того, как Ленинский мемориал стал музеем Алабина про это карту как-то забыли. Лет 30 её никто не включал. После вмешательства наших электриков она снова стала подсвечиваться, - рассказала Яна.

Есть в музее и другие примеры технологичности, но почти всё в нерабочем состоянии. Например, комната, в которой целые стены двигаются и сменяют друг друга. Яна Травкина предполагает, что с их помощью было удобно проводить выставки. На месте одной картины появлялась другая после нажатия кнопки. В то же время в здании устанавливали датчики движения, благодаря которым включалось освещение и начиналась аудиоэкскурсия.

А ещё есть четыре аудиовизуальных комплекса. Они работают до сих пор, выглядят как мини-кинотеатры. В некоторых сохранились старые ламповые телевизоры, которые давно не использовали. 

«Пророк» и закрытые фонды

Кажется, что в здании музея Алабина все растения в зимнем саду остались со времен открытия. Они стоят в правой части холла, на белых постаментах. Раньше деревья и цветы располагались каскадом в специальных кашпо. Конструкцию разобрали, а растения пересадили в отдельные горшки. Их очень много. Ухаживает за зеленью отдельный научный сотрудник, который разбирается в садоводстве.

Музей до сих пор украшают три гобелена художника Вячеслава Герасимова. Их создавали в конце 1980-х и начале 1990-х годов специально для Ленинского мемориала. Высота работ - около восьми метров. Один гобелен под названием «Пророк» можно увидеть на первом этаже в левой части здания. Его специально достали из фондов. Триптих отражает три времени: настоящее, будущее и прошлое нашего города. В центре - физик-теоретик Андрей Сахаров, который предстал в образе мифического героя.

Ещё два гобелена Герасимова скрываются в актовом зале по обеим сторонам от сцены. Здесь можно увидеть дореволюционную Самару и наш город времён перестройки. В самом зале сохранились старая мебель, ковры на полу и деревянная отделка стен. Сейчас эта часть здания, к сожалению, совсем не используется.

Самое секретное место в музее - это его фонды. Они находятся в отдельном пространстве административного крыла, куда можно попасть только со специальным допуском. Фонды хранят за железной дверью. Там соблюдают специальные температурные режимы, а специалисты работают в халатах и перчатках. У каждого сотрудника имеется личный ключ от своего хранилища. Иногда предметы из фондов попадают на выставки. Перед этим их специально реставрируют и готовят.

Реконструкция здания музея Алабина займёт несколько лет. После неё здесь всё должно стать более современным и комфортным. Некоторые пространства сделают двухъярусными. Территорию недавно открывшейся кофейни расширят, сделают террасу. В Алабина появятся новые пространства для семейного досуга. Ведь музеи давно перестали быть местом, где просто хранят экспонаты и рассказывают про историю.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Гуляем по Тольятти» с Евгенией Котляровой и Натальей Козловской: брейк-данс у ДКИТ, «город будущего» и украденная голова Маркса
    25 марта 2024, 11:42
    «Гуляем по Тольятти» с Евгенией Котляровой и Натальей Козловской: брейк-данс у ДКИТ, «город будущего» и украденная голова Маркса

    Рубрике «Гуляем по Самаре» скоро исполнится год, и мы решили расширить географию проекта. Вместе с основателями сообщества «SUP Тольятти», организаторами сплавов на сапах Евгенией Котляровой и Натальей Козловской совершенно по-новому открыли для себя Тольятти. Он оказался разным: андеграундным и молодёжным, с советским модернизмом и «голыми» хрущёвками, а главное – с фантастической природой и местами, которые буквально притягивают к себе туристов.

    119 лет спустя. Кухмистерская фон Вакано в Самаре
    10 февраля 2022, 09:03
    119 лет спустя. Кухмистерская фон Вакано в Самаре

    Внутри сейчас - «Гастропаб 1903», ресторан Alfred и The Club Spa by Anne Semonin. Погуляли по кухмистерской и рассказываем, почему здесь не устраивают свадебные фотосессии, чем отличается гастропаб от ресторана, и как с ними соседствует французский  клубный спа.

    Выставка «Камера сенсорной депривации» - мечты и дыхательные практики
    09 марта 2023, 14:22
    Выставка «Камера сенсорной депривации» - мечты и дыхательные практики

    «Нулевая комната» предлагает гостям погрузиться в иные реальности и глубину собственного сознания. Художница из Тольятти Вероника Проценко представила здесь выставку о вымышленном устройстве – камере сенсорной депривации, которая как будто бы поможет расширить грани сознания или позволит просто побыть наедине с собой (12+). Разбирались, что же это такое.