У вас есть желание залезть в чужой телефон и почитать переписку? Нет. А что, если это гаджет художника, и он сам предлагает покопаться в его личных сообщениях и фото. Выставка - откровение с искренними и близкими многим эмоциями проходит в галерее «Виктория».
Игорь Самолёт
Родился в городе Котлас (Архангельская область). Переехал в Москву. Окончил Школу Родченко, дважды провёл персональные выставки в Мультимедиа Арт Музее под кураторством одной из влиятельных персоналий в российском искусстве Анны Зайцевой. Его экспозиции побывали в Париже, Вене, Гамбурге и Афинах. С 2018 года Игорь Самолёт — участник грантовой программы Музея современного искусства «Гараж», в 2019 — лауреат премии для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow.
Московский художник Игорь Самолёт показал в Самаре свои «Вытесненные воспоминания» (18+). В основе - экспозиция, собранная из скриншотов экрана телефона. Электронный носитель предстаёт в образе дневника, заполненного переживаниями, короткими фразами и фотографиями. Они являются отражением нашего времени и событий, близких многим людям: политические вопросы, толерантность, эпидемия, ненависть и любовь.
Чтобы сориентироваться в монохромных инсталляциях посетителям раздают путеводитель по выставке. Но найти всё и понять можно чисто на интуитивном уровне. «Вытесненные воспоминания» делятся на пять частей.
«Я надеюсь каждый день» - это запечатлённое лицо автора с треугольником посередине, который позволяет воспроизводить видео. Инсталляция знакомит нас с самим творцом. У неё есть любопытная предыстория. В 2020 году её разместили во дворе Музея Москвы, это место раньше использовалось как военный плац, на котором маршировали солдаты. Художник установил инсталляцию в виде головы между колоннами, но она упала и затерялась. В 2022 году её нашли и перевезли в Самару.
«Всё, что мы помним» - строение, состоящее из блоков со скриншотами. Его стены испещрены образами и фотографиями из социальных сетей. Это пример того, как наши «истории» оставляют невидимый след в реальной истории. У Игоря они обретают форму и становятся фундаментом, стенами укрытия, в котором можно чувствовать себя безопасно. Но это только сначала. Материал этого дома настолько хрупкий, что может развалиться от толчка или сильного ветра.
На полу жилища лежат банки из-под энергетика и использованные электронные сигареты - вечные спутники современных молодых, и не очень, людей. Курительных устройств на выставке не меньше сотни. Неужели мы оставим после себя только виртуальный след и этот мусор? Такой вопрос машинально возникает, как только в ушах начинает звучать роботизированный голос невидимого рассказчика. Он обращается к будущим поколениям, спрашивает о том, «каково жить 2070-х?», «мир сейчас или война?», «следуют ли люди заветам предков?».
Казалось бы, эти мечты об утопическом будущем больше свойственны советскому времени. Кстати, эту тему автор тоже затронул. На одной из стен разместили монохромное панно, на котором Ленин что-то вещает рабочему народу, накрытому прозрачной плёнкой. Сюжет лишь стал фоном для электронного дневника, на котором текст пробивается сквозь глубокие царапины. Такая многослойность видна по всей выставке.
Наверное, самым сложным для восприятия стала «Политика ненависти» - стена, усыпанная скринами с короткими фразами. Где-то герой делится переживаниями, пытается анализировать своё душевное состояние, выговаривается, получает сообщения от таких же запутавшихся людей. Что делать, когда в мире творится хаос? Куда бежать? А может, и не бежать вовсе? Есть всё-таки же в этой жизни что-то хорошее - например, любовь, общение с близкими, домашние животные. Всё это придаёт сил. У каждого - своя отдушина.
Политический подтекст отражает «Закрытая выставка». У кого-то может возникать страх перед тем, чтобы, что называется, перейти черту. В описании «проект» не подразумевал политического подтекста, но он появился. Поэтому музеи и госучреждения отказались от него. «Открытие выставки не состоится» - наверняка эту фразу слышали или читали многие авторы, которые не подошли по формату институциям, очень переживающим о своей репутации.
«Ветер набирает силу» - история о том, как художник любит кричать. Он использует свой голос, чтобы остановить приближающуюся беду, успокоить тревожность. Его крик на опушке леса сначала был сильным и звонким, но спустя несколько минут перешёл на хрип, писк, а вскоре стал совсем похож на вороний голос. Как рассказал Игорь Самолёт, из-за этого он даже потерял слух. Наверное, многие из нас мечтают так сильно проораться где-то в глуши, снять напряжение, которое копится каждый день из-за жизни в городе, из-за того, что мы читаем и наблюдаем в соцсетях.
Мне нравится думать, что я, как художник, собираю и храню те воспоминания, которые будут утеряны или вытеснены официальной версией.
Скрин - это тоже фотоизображение, но с дополнительными тэгами в виде даты и времени, что делает его неоспоримым документом. Мне нравится эта дополнительная нагрузка, она делает фотографию достоверной не только для чувств, но и во временных координатах.
художник Игорь Самолёт
(из интервью куратору «Виктории» Сергею Баландину)
Выставка будет работать до 27 ноября каждый день кроме понедельника. Адрес: улица Некрасовская, 2.
Фото: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий