25 мая 2022, 09:30

Авторская колонка: «Если бы режиссёры познакомились с фольклором, то выдали бы такие триллеры, что люди из кино выходили бы седыми»

Просто задумайтесь: много ли вы знаете о культуре тех народов, которые живут в Самарской области и в Поволжье. Уверены, что нет, точнее, почти ничего. А вот наш колумнист Антон Черепок погрузился в тему и раскладывает по полочкам, что народное - это не только тётушки в кокошниках, волынка - не исключительно шотландский инструмент, а в Поволжье столько мифов и легенд, которым позавидуют всем известные истории из Древней Греции. Обо всём этом в его авторской колонке.

«Земля плоская и квадратная. Когда океан размоет её и останется только Чувашия, настанет конец Света!» - это не бред перегревшегося на пляже автора статьи, а древний миф волжского народа, который вроде бы знают все, но на самом деле у большинства знание ограничивается столицей Республики.

Увлёкшись фольклором Поволжья, я вдруг обнаружил, что вокруг меня фантастически интересная история Волги и жителей её берегов, о которой я не догадывался. Я рассказывал о своих находках друзьям и коллегам, и каждый раз они изумлялись, слыша в первый раз даже о традициях своего народа. И я пришёл к выводу, что мы ничего не знаем о самих себе.

Например, что марийцы раньше назывались черемисами и было целых четыре войны, в которых они боролись за свою независимость, а однажды даже сожгли Москву. Что чувашам до XIX века было запрещено заниматься металлообработкой, чтобы не выковали себе оружие, а между владимирскими и нехеретскими музыкантами-народниками до сих пор идут жаркие баталии по поводу того, чьим считать пастуший рожок - владимирским или нехеретским.

Или вот, например, волынка. Мы считаем этот инструмент шотландским, потому что часто видели его в кино. Помните, они такие идут в килтах на битву с англичанами, волынка заунывно поёт, и там ещё внезапно Мэл Гибсон, и все это называется «Храброе сердце»?! А в это время чуваши спокойно себе играли на своей волынке под названием Шапар, притом играли везде, даже на похоронах и танцевали. Потому что у чувашей было поверье: «Кто не радуется, тот скоро умрет!»

Только в конце XIX века, когда в России высший свет вдруг решил кроме французского выучить ещё и язык местного населения, многие представители интеллектуальных кругов внезапно обнаружили, что народ в деревнях играет на балалайках, а татары пляшут под тальян-гармун. Да, гармошка-тальянка вообще называется так в честь безымянных итальянцев, которые якобы на ней где-то играли.

Так при Дворе выступил рожечный хор из Владимира, а нехеретские рожечники с тех пор бьются за то, что их пастуший рожок аутентичнее и называть инструмент владимирским нельзя!

В советское время этнографы развели бурную деятельность, и им удалось не только собрать потрясающе богатый материал песен, сказаний, былин и обрядов, но и возродить почти утерянные. Листая отчеты 1950-х, представляешь, сколько восторгов было у ученых, когда они выяснили, что Нижегородская область - это кладезь сказок, а под мелодичный перебор Кусле - марийских гуслей, можно медитировать и вообще потерять счет времени.

Но почему тогда мы сегодня ничего не знаем обо всём этом, а чувашскую волынку вообще пришлось воссоздавать по деталям, которые сохранились в Самарском краеведческом музее? Во-первых, научные труды пишутся для ученых, и неподготовленный человек после пары страниц уже держится за виски. Во-вторых, у нас слово «народное» почему-то ассоциируется с деревнями, женщинами в кокошниках и хоровым пением фальцетом. На сцену Дома культуры выходят тётеньки чуть старше среднего возраста, мужичок поправляет гармонь - и понеслась…

Это заходит далеко не всем, а так как рассказ про традиции у нас принято пропускать, то и непонятно, зачем вот эти хороводы и чего все так разодеты. Но есть, как мне кажется, еще одна причина. Мы уже говорили про шотландцев, их волынку и юбки-килты. Спасибо, кино, мы не забудем подвиг Уильяма Уоллеса. Даже про американских индейцев мы больше в курсе благодаря вестернам, а вот про то, откуда пошло название Астрахань и при чём тут какой-то паломник хаджи Тархан, уже и не каждый житель города скажет.

Мне кажется, что тут случилась та же история, что и с шоколадками самарской фабрики «Россия» в 1990-е годы. Упаковка была простенькая, коричневый дизайн, всем надоевшая за десятилетия форма. А по ТВ вовсю крутилась реклама с не тонущими в молоке шоколадными батончиками в яркой этикетке. И вкуснейший натуральный шоколад проиграл нуге с карамелью и «райскому наслаждению» кокосовой стружкой.

Если бы голливудские режиссёры познакомились, например, с татарским фольклором, то не переснимали бы римейки старых картин, а выдали бы несколько таких триллеров, что люди выходили бы из зала седыми! Вот, например, татарский аналог домового - Бичура. Это такая маленькая тётка в красной рубашке, что живет в укромном уголке дома и любит шутить над людьми: мусор раскидать, посуду перебить. А может и просто задушить человека во сне из-за плохого настроения. То есть удачу она принести может, но это только до первого косяка проживающих на вверенной ей жилплощади. Татары придумали и весьма интересные способы борьбы с Бичурой. Можно разобрать дом и построить его в другом месте, а можно привести с собой медведей, с которыми по неизвестным нам причинам у Бичуры отвратительные отношения. Тут как в том кино: «План надёжный, как швейцарские часы!». Чем не сюжет для пары-тройки сезонов сериала…

А теперь представьте - только в Самарской области живет более 140 национальностей, и у каждой есть свои легенды, обряды, своя музыка и своя история, порой куда  интереснее, чем тот же День святого Патрика или Хэллоуин - хотя ведь и это народные традиции, которые просто стали популярны во всем мире благодаря тем, кто сберёг их и, главное, правильно популяризировал.

А у нас неизведанная Астрахань, Волгоградская область, которая была территорией войска Донского, Саратовская, Самарская и Ульяновская области, огромный пласт культуры Татарстана и даже кряшенов, которые вроде и татары, а вроде и нет! Марий Эл, Чувашия. Нижний Новгород с его сказками, росписью и легендой о граде Китеже, что ушёл под воду, но иногда на озере Светлояр слышны со дна колокола!

В Поволжье можно путешествовать от города к городу, и жизни не хватит, чтобы познакомиться со всей нашей общей историей, её героями и легендами. Просто нужно, во-первых, захотеть узнать что-то новое о себе и соседях, а во-вторых - легко обо всем это рассказать!

Я вот подумал. Мы с вами в школе даже мифы Древней Греции проходили. Пусть поверхностно, но были в курсе, в каких богов верили тысячи лет назад в Средиземноморье. А собственную историю, своего города, республики или области, почти не знаем…

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства
    25 июля 2022, 13:49
    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства

    Уличное искусство имеет огромную силу. Оно может создавать точки притяжения людей, менять наш взгляд на привычное окружение, заставлять думать и наслаждаться эстетикой наших городов. Мы нашли пять мест в Самаре - примеры паблик-арта, который стал удачным коммерческим оформлением пространств.

    Мозаики Самары о городе и Волге
    29 ноября 2021, 16:04
    Мозаики Самары о городе и Волге

    Что такое Самара? Город с четырёхсотлетней историей? «Русский Чикаго»? Промышленный Куйбышев? Хлебная, «запасная», космическая столица? Город-курорт? Все местные смыслы нашли своё отражение в монументальном искусстве. На мозаиках 1950-1990-х годов встречаются изображения знаковых для города объектов и речная тема - неотъемлемая часть волжской идентичности.

    За стрит-артом – в Оренбург. Плиточки от Кубика, «Истлевший угол» и сравнение с Самарой
    10 января 2024, 11:35
    За стрит-артом – в Оренбург. Плиточки от Кубика, «Истлевший угол» и сравнение с Самарой

    Жанна Скокова отправилась в Оренбург и привезла оттуда классный материал про местную уличную культуру. В поисках арт-объектов она нагуляла не один километр, а ещё поговорила с местным художником под псевдонимом Жёлтый Кубик и искусствоведом Эльвирой Карповой.

    История одного экспоната: диван Альфреда фон Вакано
    20 апреля 2022, 11:34
    История одного экспоната: диван Альфреда фон Вакано

    Часто нам попадаются истории отдельных предметов, которые теряются внутри материалов об отдельных локациях или персонах. Мы решили выделить их в отдельную серию текстов, которую назвали «История одного экспоната». И сейчас расскажем вам про диван, который когда-то принадлежал Альфреду фон Вакано.