06 декабря 2022, 18:16

Авторская колонка. Архитектор Орлов о реставрации театра драмы

Это один из символов Самары. Театр драмы с его оригинальной архитектурой притягивает внимание туристов и жителей города. Уже несколько лет здание готовят к реставрации. Мы попросили одного из авторов проекта рассказать о нём в авторской колонке. Слово самарскому архитектору Дмитрию Орлову. 

Проект реставрации - это исследование, очень похожее на детективное расследование. Здание театра драмы – памятник архитектуры федерального значения, один из символов Самары. Ему сейчас 134 года, и всё это время в нём жил театр и ничего больше.

Мы изучали само здание, собирали улики, проводили лабораторные экспертизы и вели поиски в архивах. Часто вновь открытые обстоятельства требовали пересмотра и уточнения данных, полученных ранее. В результате получилась довольно последовательная и убедительная история жизни здания театра, которая помогла найти легитимное (с точки зрения закона) и эффективное (с точки зрения функции) решение.

Нам удалось познакомиться с большим объемом проектной документации прошлых лет. Нашлись несколько листов изначального проекта Михаила Чичагова 1888 года и полный проект электрификации здания, разработанный через 10 лет после его открытия. Мы получили доступ к проекту реконструкции 1967 года и нереализованному проекту реставрации 2007-го. Чертежи 1898 года были выполнены по обмерам, поэтому можно было увидеть, насколько постройка соответствовала проекту. Сопоставив эту информацию с результатами натурных обследований, мы смогли точно определить те части здания, которые сохранились от изначальной постройки.

Оказалось, что реконструкция 1967 года была гораздо более щадящей, чем нам казалось. Не от любви к старине, а для экономии. Практически все стены 1888 года постройки оказались физически целы. Боковые башенки тоже уцелели, потеряны только их шатровые завершения.

В архивах обнаружились документы XIX века на закупку материалов и контракты на выполнение работ. Мы взяли образцы кирпича, кладочного раствора, штукатурки, лепного декора, древесины, металла и подвергли их лабораторному анализу. Теперь мы точно знаем химический состав всех конструкций здания, их состояние, а также историю всех ремонтов с колерами всех красочных слоёв.

Фасады театра XIX века – это открытый керамический кирпич с многоцветными вставками в технике гипсо-цементного литья. Как и положено для кирпичного стиля. Исходный «пряник» был наряднее нынешнего, не тульский бело-хлебный, а архангельский -  цветастая «козуля». Самарское ухо слово «козуля» не может не ласкать, ибо таков наш герб.

Мы долго не могли понять, почему почти нет фотографий фасада напротив дома Поплавского – а этот фасад был не менее выразительным, чем главный. Ответ обнаружился, когда мы собрали модель здания театра и окружающей застройки. Оказалось, во-первых, что там просто негде поместиться фотографу, нет хороших ракурсов, а во-вторых – улица не была замощена и там находилась выгребная яма, выступающая над землей и портящая настроение фотографам и их моделям. Поплавский, построивший там свой дом, цитирующий башенки театра, очевидно, рассчитывал на будущий прогресс в благоустройстве города и был готов терпеть временные неудобства.

Время с 1917 до 1950-х в архивах отражен очень скупо. Тут нам очень помогло развитие интернета. Мы обратились за помощью к жителям Самары. Удалось собрать сотни фотографий. Внимательно изучив по ним изменения здания, мы выстроили фотографии в хронологический ряд. Выяснилось, что в начале 1930-х была проведена значительная реконструкция здания, сильно изменившая его фасады.

Закулисная часть здания театра перестраивалась постоянно. Уже на чертежах Чичагова ясно читалась характерная для эпохи эклектики разница подходов к «главным» и «второстепенным» фасадам. Основная, парадная или зрительская часть здания была решена более детально и почти не менялась. «Задние» фасады выходили на неблагоустроенные пустыри – Пушкинский сквер появился только в начале ХХ века. А вот к реконструкции 1967 года были проведены десятки перестроек и ремонтов, при которых менялась этажность и стилистика этой части здания.

Пушкинские павильоны - небольшие деревянные постройки на месте нынешнего хоздвора театра в сквере - были достопримечательностью Самары начала ХХ века. Их можно увидеть, как минимум, на четырёх открытках, три из которых прямо посвящены Пушкинскому скверу и первому павильону. Это достойный образец самарской деревянной архитектуры. Есть основания считать (но нет пока железных доказательств), что эти постройки разработали в мастерской Александра Щербачёва.

История павильонов сама по себе является поводом для их воссоздания, но для театра это ещё и единственный легитимный способ расширения площадей для развития. Регенерация ценной окружающей застройки в подлинном и достоверном виде – единственный допустимый законодательством вариант нового строительства в охранной зоне объекта культурного наследия. Воссоздание павильонов позволит нам решить вопрос с размещением второй сцены театра, никак не затрагивая облик здания драмы.

Примерно половина исторического здания сохранилась, она подлинная, её можно раскрыть и восстановить. От первоначальных интерьеров сохранились единичные фрагменты лепнины, наброски Чичагова и пара фотографий. Этого слишком мало, чтобы можно было вернуться к отделке XIX века. Но интерьеры 1967 года сохранились практически полностью. Мы детально знаем исходное цветовое решение, и оно покажется нашим современникам очень неожиданным.

Важно понимать, что научная реставрация отрицает любые фантазии и субъективную вкусовщину. Восстанавливать можно только то, что несомненно было. Современные представления о прекрасном тоже не являются аргументом.

Наш проект лишён всяких стилистических домыслов и предположений - 95% всех конструкций здания театра сохранят подлинность. Историческая часть здания 1888 года будет расчищена от позднейших наслоений, вернутся кованые и лепные детали, крыльца, витражи и шатры малых башен. У самарцев появится возможность увидеть авторское архитектурное решение здания, город вновь получает аутентичный образец кирпичного русского стиля высочайшего уровня, который уверенно займёт своё место рядом с постройками Шервуда, Шехтеля и Щербачёва. Советский пристрой и интерьеры 1967 года также сохранятся в своей исторической подлинности.

Наш проект реставрации и приспособления к современному использованию здания Самарского театра драмы успешно прошел историко-культурную экспертизу. В 2021 году его отметили дипломом Союза архитекторов России на прошедшем в Калининграде Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие».

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Армия мертвецов» – вредно для мозгов?
    10 июня 2021, 15:41
    «Армия мертвецов» – вредно для мозгов?

    «Что может пойти не так?», - думал я, готовясь к просмотру новинки от режиссера Зака Снайдера. Каждый раз, когда некие уважаемые мною киноделы выпускают свой очередной хит, я упрямо продолжаю задавать себе этот вопрос. Так и в случае с «Армией мертвецов»...

    Парк дружбы народов. Гуляем по национальным домам.
    12 сентября 2021, 11:28
    Парк дружбы народов. Гуляем по национальным домам.

    В Самаре открыли этнокультурный комплекс «Парк дружбы народов». Находится он в Куйбышевском районе. Это архитектурный ансамбль из 20 подворий, посвящённых этносам, проживающим на территории Самарской области. Парк уникален, его аналогов в России нет. Мы прогулялись по комплексу и сейчас проведём экскурсию для вас.

    «Кусочек Питера в Тольятти». Чем живёт Центр современной культуры на Голосова, 20
    12 февраля 2024, 16:15
    «Кусочек Питера в Тольятти». Чем живёт Центр современной культуры на Голосова, 20

    «Голосова, 20» – это не просто адрес в Тольятти, а название культурной площадки. Здесь можно погрузиться в современное искусство: познакомиться с поэзией и театром, узнать что-то новое о музыке. Мы отправились туда и узнали, почему людей так тянет на улицу Голосова, и что тут можно посмотреть.