29 апреля 2022, 19:21

Арт-захват: муралы и скульптуры

Самара начала 2020-х - огромные рисунки на фасадах, причудливые фигуры необычной формы, буквально взрывающие мозг при попытке понять, что хотел сказать художник. Все эти детали стали частью паблик-арта - искусства, которое направлено на местных жителей. С помощью муралов и скульптур художники могут влиять на наше настроение, на привлекательность места и его смыслы. Практически авторская колонка Жанны Скоковой, в которой она вспоминает, как муралы ворвались в Самару и постепенно её захватили. А ещё речь пойдёт о современной скульптуре, которая только-только стала отвоёвывать себе место в городе.

С чего всё начиналось

В конце 1990-х и начале 2000-х годов в Самаре трудно было найти полностью расписанные фасады. Тогда было в моде граффити. И оно было практически нелегальным. Можно сказать, что тогда не существовало паблик-арта в нашем привычном понимании. Однако он был, но другим. К нему можно отнести советское наследие - мозаики на фасадах и скульптуры. Они несли функцию политической и социальной пропаганды, стремились привить нашим предкам актуальные ценности. После распада Советского Союза появилось больше свободы. Художники стали экспериментировать, они видели, чем занимаются авторы в других странах.

В Самаре сохранилась раритетная работа художника Романа Коржова на улице Молодогвардейской. Она была создана в 1998 году и по праву считается уже культовой, ведь немногие муралы проживают столько времени. Про эту геометрическую абстракцию давно забыли. Вспоминают о ней лишь во время экскурсий, посвященных истории современного искусства в городе, что даже к лучшему. Возможно, она будет украшать здание ещё десятки лет.

Как такового бума на муралы в 2000-х годах не случилось. Причиной тому могла быть кажущаяся сложность в организации процесса, ведь нужны автоподъемники, строительные леса или люльки, большой объём краски. Такое могли позволить себе не все. Настоящий расцвет муралов пришелся на время подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Тогда вся Самара узнала слово «мурал».

Больше стен

В тот момент существовало несколько проектов. Один из них продвигал Фонд капитального ремонта. Огромные портреты знаменитых земляков переносили из интернета на торцы многоэтажных домов. Их было много, все они должны были напоминать нам о высоких ценностях и идеалах, к которым нужно стремиться. Но выходило местами скучновато. 

Вторая волна муралов от Фонда была более творческой: на Красной Глинке появилась золотая рыбка в лампочке, в Куйбышевском районе - птица, на Ново-Садовой - девочка на шаре. Но все эти изображения были очень простыми. Они совершенно не отражали авторского стиля. Их смысл был понятен даже трёхлетнему ребенку. Советские мозаики на домах на улице Осипенко, по сравнению с этими муралами, казались таинственными символами и загадочными знаками от предков или инопланетян. 

Ещё несколько больших муралов в Самаре создала пара художников - Оксана Гладкова и Семен Маверский. Один был посвящён сборной России, которая победила в матче с Испанией на ЧМ-2018. В 2021 году на улице Советской Армии появилась их работа, посвящённая отдалению Луны от Земли.

Искусство на фасаде несёт в себе не только эстетическую, но и некоторую информационную составляющую. Когда художник через своё творчество передаёт свои мысли и мысли других людей. Это такой своеобразный диалог. Для многих городов этот вид искусства - достаточно новое направление, и большая картина на фасаде вызывает бурный интерес зрителя. Думаю, каждый человек в мурале найдет что-то интересное, вызывающее эмоции. Это предмет для дискуссий, восхищений, негодований, восторгов, критики.

художник Оксана Гладкова

Смена ориентира

Не идеальный, но уже живой и гармоничный проект «Истории чемпионов» показал другую сторону паблик-арта. Благодаря ему Самару посетили художники с собственным видением и уникальным стилем: Вова Nootk, Миша Most, Слава Ptrk и другие.

На улице Лесной даже появился арт-объект - инсталляция на опорах от Миши Most, посвященная прыжку Робина ван Перси. Его длина - около 32 метров, высота - 6 метров. Возможно, именно этот проект дал толчок дальнейшему развитию согласованного уличного искусства.

Конечно, муралов стало ещё больше после эпичного запуска фестиваля Samara Ground в 2020 году. Важно, что организаторы вспомнили и про существование скульптур. Ведь к этому моменту город был уже заполнен портретами выдающихся конструкторов, врачей, героев войны, сюжетами из истории и спорта. Многим хотелось увидеть что-то новое и необычное. То, что можно ощутить, потрогать. 

В 2021 году на четвертой очереди набережной появилась скульптура «Дыхание» питерского автора Антонины Фатхуллиной.

При её создании художница вдохновлялась образом молодой Нефертити. Работы Антонины можно увидеть за рубежом и в других городах России. Своим самым удачным проектом она считает чернореченских львов на набережной в Санкт-Петербурге. Они хорошо смотрятся на фоне исторических зданий и своей формой подчёркивают тонкость пейзажа.

Объёмные арт-объекты намного сложнее в плане производства и, следственно, дороже. Требуются отдельные согласования на место установки, фундамент и прочее. Часто это искусство неоднозначное, непонятное, а большинство людей предпочитают понятные и простые вещи. Часто получается так: чем больше работа нравится специалистам, художникам, искусствоведам, тем меньше она нравится неподготовленному зрителю. Муралы не так сложны в исполнении. Основа уже есть. Если итог не понравится, его можно закрасить.

скульптор Антонина Фатхуллина

Ещё один объект Samara Ground 2021 принадлежит известному во всем мире художнику Покрасу Лампасу. Это его скульптура в районе набережной, на Волжском проспекте, 33. Композиция называется «Ученье - свет» и состоит из конструкции с прорезанными в ней каллиграфическими письменами.

Нужно сказать, что в районе набережной и до этого появлялись необычные, непривычные для многих скульптуры. Они приковывают взгляд и заставляют задуматься об их смысле. Например, в 2014 году на Первомайском спуске установили композицию «Колыбель человечества». Её автор - Владимир Смирнов. В основе два силуэта людей, которые сомкнули руки над Землёй. Этот образ символизирует не только объединение всех людей на планете, но и хрупкость жизни.

В 2015 году вблизи стелы Ладья установили необычную скульптуру «Идущая Клио». Она символизирует идеал женщины древних славян и напоминает первобытные фигурки времен палеолита. Сейчас не совсем понятно, будут ли появляться в городе новые необычные скульптуры или мы постепенно вернёмся к чему-то без смелых экспериментов и глубинных подтекстов. Но можно сказать точно - центр города переполнен муралами. Их количество на один Самарский район зашкаливает. Напрашивается вопрос: а как же другие места в городе? Впереди у нас новые фестивали и проекты. Городскую среду могут менять сами самарцы, выходя к местным властям и художникам с предложениями.

Мурал - это неотъемлемая часть архитектурной ткани современного города, монументальное городское искусство. Не надо думать, что мурал - новое модное веяние в урбанистике. Направление развивается около ста лет, и его родиной считают Мексику.  Действительно, мурал стал очень востребованным направлением именно в последние годы. Мне кажется, главная причина в острой социальной направленности и большом охвате аудитории. Уличное искусство обязательно должно быть разным. Не забывайте, что для самовыражения художника в условиях города существует много проблем. В первую очередь, административных. Непросто получить фасад для росписи, ещё сложнее договориться о размещении арт-объекта в городе. Можно вспомнить историю со скульптурой «Глина номер 4» и ГЭС-2 в Москве. У горожан есть запрос на качественную городскую среду в разных социальных слоях и возрастных группах. А она невозможна без искусства. Проект ГЭС-2 можно назвать маяком для нашей страны. Системный и многогранный проект.

руководитель проектного бюро «АртПро» Дмитрий Анпилогов

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Едем в Красноглинский район: Вертолётка, колокольня из водонапорной башни, Сокские штольни
    29 февраля 2024, 19:29
    Едем в Красноглинский район: Вертолётка, колокольня из водонапорной башни, Сокские штольни

    Чтобы посмотреть на дом, построенный в XIX веке, не обязательно ехать в Обшаровку. Чтобы забраться на гору, не нужно добираться до Жигулёвска. Достаточно сесть на электричку или автобус и доехать до Мехзавода. Оттуда – с пересадкой в Управленческий и завершить путешествие на Красной глинке. Мы так и сделали. Найти самые интересные места Красноглинского района и составить нескучный маршрут нам помог краевед Валерий Григанов.

    На развалинах деревянной церкви в Ломовке
    07 марта 2023, 11:29
    На развалинах деревянной церкви в Ломовке

    Когда-то на возвышенности в излучине реки Тёплой стоял внушительных размеров двухкупольный храм архистратига Михаила – прекрасный образец деревянной архитектуры. Вмещал он до восьмисот человек. Сейчас же от него остались только мощные деревянные стены. Вадим Карасёв с помощью краеведов Пестравского района рассказывает о пока ещё существующей старинной достопримечательности Самарской области. Найти её можно в селе Ломовка.

    «Гуляем по Самаре» с Сергеем Баландиным: озёрное место, «графские развалины» и пляж НФС
    06 июня 2023, 14:43
    «Гуляем по Самаре» с Сергеем Баландиным: озёрное место, «графские развалины» и пляж НФС

    В самую жару отправились на прогулку с Сергеем Баландиным – куратором галереи «Виктория» и художником. Почему-то были уверены, что встретимся с ним где-то в историческом центре Самары и пойдём гулять по классическим местам. А когда увидели предложенный Баландиным маршрут, удивились. За час узнали про бывший санаторий для иностранцев, увидели тайную тропу у дачи со слонами и посмотрели на «царя горы» на пляже.