В уличном пространстве «Соседский огород» при самарской Третьяковке установили инсталляцию «Фонтан». Это скульптура является и парковым фонтаном, и ёмкостью для полива растений, и отсылкой к истории пищевой промышленности. Подробнее о концепции и смыслах нового арт-объекта рассказал его автор Андрей Сяйлев.
В уличном пространстве «Соседский огород» при самарской Третьяковке установили инсталляцию «Фонтан». Фото: Андрей Савельев
Андрей Сяйлев
Современный художник и куратор. Он трансформирует объекты из повседневной жизни в произведения искусства и свои работы называет «социальной скульптурой». Произведения художника находятся в собраниях крупнейших музеев, в том числе в Третьяковской галерее
Игра со смыслами
Чтобы понять, почему «Фонтан» имеет такой внешний облик, стоит обратиться к предыдущему опыту художника. Он активно занимается городскими интервенциями. В 2013 году появилась работа «Усиление контраста». Она находилась на фасаде публичной библиотеки и представляла собой стопки книг, вложенные в стену вместо кирпичей. Так Андрей Сяйлев решил подчеркнуть, что могут «скрывать» внутри себя архитектурные детали. Таким образом книги стали укреплением библиотеки, то есть её строительным материалом. Этот простой жест зародил разные теории в умах прохожих. Некоторые думали, что арт-объект создали сами сотрудники библиотеки.
Андрей Сяйлев старается в своём творчестве усилить определённые свойства объектов. Фото: Андрей Савельев
Андрей Сяйлев старается в своём творчестве усилить определённые свойства объектов. В 2013 году художник создал следующую инсталляцию, которая называлась также «Фонтан». Представляла она собой пластиковые украшения, насаженные на трубы реального неработающего фонтана. Благодаря этому создавалось ощущение, что из сопел вырываются полупрозрачные струи. Здесь уже можно заметить отсылки к ЖЭК-арту – низовому искусству, которым занимаются горожане в своих дворах. Сяйлев использовал приём «оживления» чего-то забытого и нефункционирующего. Этот жест оценили даже работники коммунальных служб во время субботника.
Художник трансформирует объекты из повседневной жизни в произведения искусства. Свои работы он называет «социальной скульптурой». Фото: Андрей Савельев
А ещё художник решил, что можно вплести дополнительные смыслы в уже существующие уличные скульптуры. Например, вместе с сыном они слепили из снега маски для «Девушки с ракеткой» и «Солдата Швейка». Снеговики – это ирония. Свидетельство того, что искусство на улицах не всегда должно быть серьёзным и бронзовым.
Вместе с сыном Андрей Сяйлев слепил из снега маски для городских скульптур «Девушка с ракеткой» и «Солдат Швейка». Фото: Андрей Савельев
Но самарцы знают Сяйлева больше по проекту «Тетрис», который реализовали в рамках «Том Сойер Феста» в 2016 году. Это плиточки, приклеенные к стенам зданий. На них изображены окна самарских домов. Но одним из самых популярных арт-объектов автора на сегодняшний день всё-таки является «Птичий квартал» на Ленинградской. Большая инсталляция, состоящая из старых почтовых ящиков в количестве 150 штук. Сейчас их обвивают лианы дикого винограда. Идея состоит в том, что некогда пустая стена должна стать местом обитания растений и птиц, то есть особой экосистемой.
Проект Андрея Сяйлева «Тетрис», реализованный в рамках «Том Сойер Феста» в 2016 году. Фото: Екатерина Ершова
Источник воды и горы посуды
Инсталляции «Фонтан» – это также максимально простое произведение. Оно понятно даже неподготовленному зрителю. Благодаря тому, что художник стремится к минимализму, отвергает вычурность и использует знакомые многим предметы, его арт-объекты запоминаются. А иногда даже вызывают чувство ностальгии по прошлому.
В «Фонтан» художник вкладывает идею трансформации. Советские ванны и кухонная утварь олицетворяют то, как могут меняться предметы. Они остаются артефактами, но приобретают новые функции. Например, волонтёры, которые трудятся в «Соседском огороде», могут использовать воду из инсталляции для полива растений. Это важно, ведь здесь поддерживают традицию, которая появилась в далёком прошлом на Фабрике-кухне, когда работники выращивали собственные овощи и ухаживали за плодовыми деревьями.
Советские ванны и кухонная утварь олицетворяют то, как могут меняться предметы. Они остаются артефактами, но приобретают новые функции. Фото: Андрей Савельев
Одновременно каскад из кастрюль и стекающие струи воды отсылают к труду поваров и посудомоек, которые работали на огромном предприятии по приготовлению еды. Ведь за день они должны были накормить сотни голодных заводчан, поэтому закономерно появлялись горы посуды.
Одновременно каскад из кастрюль и стекающие струи воды отсылают к труду поваров и посудомоек, которые работали на огромном предприятии по приготовлению еды. Фото: Андрей Савельев
Мне пришла идея сделать фонтан – структуру: от большего снизу к меньшему вверху. Такой самоомывающийся фонтан-«шутиху», когда видишь, что посуда как будто бы сама себя омывает. Плюс, это малая архитектурная форма, похожая на типичные советские дворовые «фонтанчики».
Главная художественная практика, к которой я апеллирую – это социальная скульптура. Когда я собирал посуду по объявлению, звонил и встречался с людьми, мне было важно донести до них, зачем нужен этот арт-объект. В нём есть идея взаимодействия через игру и апелляции к идеям Йозефа Бойса и Марселя Дюшана. Бойс говорил, что каждый человек – художник. И для меня важно пережить творческий момент в созидании с другими людьми, и тем самым посеять зерно в виде мысли: «Я тоже так могу – я тоже художник».
художник Андрей Сяйлев
Андрей Сяйлев: «Мне пришла идея сделать фонтан – структуру: от большего снизу к меньшему вверху. Такой самоомывающийся фонтан-«шутиху», когда видишь, что посуда как будто бы сама себя омывает». Фото: Андрей Савельев
«Фонтан» будет находиться во внутреннем дворе филиала Третьяковской галереи в Самаре до начала ноября. Сейчас он доступен для волонтёров «Соседского огорода». А все желающие смогут свободно рассмотреть арт-объект в начале следующего тёплого сезона.
Фото обложки: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий