05 июля 2024, 09:23

«1884» – выставка об интеллигентах, культурном коде и наборе путешественника конца XIX - начала XX века

18 июня открылся обновлённый «Горький Центр». Команда культурного пространства подготовила для гостей выставку «1884» (12+) с уникальными экспонатами. Казалось, что первый проект будет посвящён главной персоне – Максиму Горькому, но в итоге гости могут познакомиться с самыми разными героями. Кто они и что сделали для Самары? А также о чём говорит культурный код местного жителя и почему Самара – это город кочевников? Узнали на выставке.

Выставка «1884» (12+) в «Горький Центре». Фото: Виталий Шабинский

Четыре личности

В «Горький Центр» вдохнули новую жизнь. Первая выставка – это путешествие по подсознанию сотрудников «Самарской газеты». Четверо из них являются яркими примерами интеллигенции конца XIX - начала XX веков. Это Евгений Чириков, Степан Скиталец, Александр Смирнов и Николай Гарин-Михайловский.

Писатель и драматург Евгений Чириков был родом из Казани. Его юность тесно связана с Волгой. После переезда в наш город он становится сотрудником и членом редакции «Самарской газеты». Его фельетоны и статьи пользуются большой популярностью. Именно здесь писатель находит интересную литературную среду и ведёт насыщенную общественную жизнь. Тут окончательно решается вопрос о публикации его крупных рассказов в толстых журналах.

Выставка – это путешествие по подсознанию сотрудников «Самарской газеты». Фото: Виталий Шабинский

Степан Скиталец для «Самарской газеты» писал очерки, рассказы, фельетоны на злобу дня. Максим Горький был его литературным наставником. Также Скиталец увлекался музыкой, с детства он играл на гуслях и пел в церковном хоре. Их современники вспоминали, что часто Скиталец пел народные песни вместе с Горьким. 

Александр Смирнов перебрался в Самару из подмосковья. Здесь он был нотариусом и гласным городской Думы. В его доме часто бывали творческие люди: самарцы и приезжие. Они создали комьюнити, которое повлияло на культурную жизнь города. 

Александр Смирнов перебрался в Самару из подмосковья, был нотариусом и гласным городской Думы. Фото: Виталий Шабинский

Другой важный герой выставки – Николай Гарин-Михайловский родился в Санкт-Петербурге. Он был инженером и трудился над строительством железных дорог. Гарин-Михайловский исколесил всю страну, участвовал в первой экспедиции в Корею, совершил кругосветное путешествие. Судьба также завела его в Самару, где он играл в карточные игры с фишками. 

Выставка также рассказывает о том, как «Самарская газета» повлияла на общество и составила культурный код местного жителя. Город 140 лет назад славился своими центрами досуга. Здесь работал до 1854 года театр, который находился в доме купца Лебедева. Также горожане могли посещать драмтеатр, открывшийся в 1851 году. Местные жители и туристы были любителями конных соревнований и гонок на велосипедах. А ещё они обожали путешествовать по Волге. Уже тогда была популярна «Волжская кругосветка».

Что в чемодане?

Часть экспозиции свидетельствует о том, что Самара – это город кочевников. Многие писатели прожили здесь лишь несколько лет. Команда «Горький Центра» решила показать жизнь путешественников с помощью настоящей багажной полки. Что же было в чемоданах, корзинах и другом багаже путешественников конца XIX - начала XX века? Это памятные фотографии, печати, рабочие инструменты.

Многие писатели прожили здесь лишь несколько лет. Фото: Виталий Шабинский

Чаще всего люди предпочитали поезда. Первая железная дорога в империи соединила Павловск, Санкт-Петербург и Царское село, и старалась поддерживать высокий уровень сервиса. Но очень скоро к богачам присоединились и пассажиры попроще. Поэтому с появления в России железнодорожного сообщения стали учитываться разные уровни комфорта – эта традиция пришла из Англии. Например, билет на проезд «без крыши и рессор» стоил от 40 копеек. Пассажиры третьего класса и ниже были вынуждены везти свою поклажу при себе, размещая ее на полках. 

Когда появились быстрые и удобные для путешествий вагоны, стала бурно развиваться «багажная индустрия». Первый чемодан с плоской твердой поверхностью изобрёл в 1858 году Луи Виттон. Этот предмет стал набирать огромную популярность – такой багаж благодаря форме можно было устанавливать на полках без ущерба для содержимого.

Часть экспозиции свидетельствует о том, что Самара – это город кочевников. Фото: Виталий Шабинский

Пассажиры, которые нуждались в перевозке большого количества одежды и обуви, использовали кофры – сундуки, которые можно было поставить вертикально, таким образом они заменяли собой гардеробы.

Каждый путешественник первого и второго класса обязательно имел при себе дорожный несессер. Он предназначался для мелких предметов, необходимых во время поездки. В такой сумке было много разных отсеков и отделений, она вмещала расчёски, зеркала, пудреницы, флаконы с духами и лекарствами, помады, носовые платки, манжеты, воротнички и принадлежности для шитья. Несессер, возникший еще в XVIII веке, стал со временем настоящим произведением искусства, мастера состязались между собой в умении расширить его функционал – порой в такой контейнер вмещались сотни разных предметов.

Команда «Горький Центра» решила показать жизнь путешественников с помощью настоящей багажной полки. Фото: Виталий Шабинский

На выставке также есть карта, на которой в дальнейшем будут отмечаться места, где бывали писатели. В экспозиции представлены чемоданы, печатный станок, письменные наборы. Здесь можно пофантазировать о быте героев выставки и даже потрогать некоторые предметы. Пространство создано так, чтобы можно было взаимодействовать с ним.

куратор пространства «Горький Центр» Анна Киселёва

Во втором зале также есть небольшая экспозиция, но уже посвящённая первому хозяину дома, в котором располагается «Горький Центр». Лука Ясенков был предпринимателем, который перебрался в Самару в 1880-х годах. Он работал в тесном сотрудничестве с городским архитектором и занимался важными социальными проектами в составе самарской Думы.

Вид с балкона «Горький Центра» и элементы экспозиции «1884». Фото: Виталий Шабинский

Посетить выставку «1884» можно на Куйбышева, 113. Экспозиция будет постоянной, однако её планируют дополнять различными экспонатами. Также здесь всё же откроют отдельную локацию, посвящённую Максиму Горькому. Ранее мы рассказали о планах культурного пространства «Горький Центр» и о том, что в нём будет происходить. 

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Театр «Самарская площадь»: закулисье, кинорубка и история про таинственного незнакомца
    05 ноября 2024, 16:06
    Театр «Самарская площадь»: закулисье, кинорубка и история про таинственного незнакомца

    Драматический театр «Самарская площадь» находится в старинном здании с вывеской «Фурор». Когда-то здесь находился один из первых электротеатров в городе. Узнали историю здания и появления здесь «Самарской площади», ну и, конечно же, заглянули в скрытые от общих глаз уголки театра.

    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол
    11 ноября 2022, 10:08
    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол

    Узнали у заведующего оркестром и дирижёра театра оперы и балета Алишера Бабаева, зачем в яме камера, кто поднимает и опускает электро-пол, от чего зависит рассадка музыкантов и не обидно ли им, что их не видят зрители.

    Cемь самарских арт-дворов: летающий малыш, звери в телеке и панды из бутылок
    05 августа 2022, 10:15
    Cемь самарских арт-дворов: летающий малыш, звери в телеке и панды из бутылок

    «Двор-арт» – неотъемлемая часть самарской культуры: здесь и лебеди из шин, и клумбы из бочек, и пальмы из бутылок. Нашли семь дворов, которые стоит посетить абсолютно всем, и показываем Змея-Горыныча с пластиковыми головами, волка из крышечек и деревянного коня в шляпе.

    Летающий бальзам «Звёздочка», вышивка на керамике и пеньки в сундуке на выставке «Я дома?»
    06 мая 2024, 10:47
    Летающий бальзам «Звёздочка», вышивка на керамике и пеньки в сундуке на выставке «Я дома?»

    На Куйбышева, 81 проходит групповая выставка «Я дома?» (0+). Художники должны были определить для себя, что такое «дом» через различные медиумы. Рассказываем, как в итоге авторы показали свои «дома» и с чем они ассоциируют безопасное место.