Развитию и пропаганде физической культуры и спорта в Советском Союзе уделяли большое внимание. Это отразилось и в монументальном искусстве. Продолжаем серию публикаций, посвященных мозаикам Куйбышева 1960-х - начала 1990-х. На этот раз рассказываем о произведениях на спортивную тему.
Два дворца
Появление большинства мозаичных произведений на тему спорта в Куйбышеве пришлось на празднование двух важных для Советского Союза дат - 50-летие Октябрьской революции и 100-летие со дня рождения Ленина. К юбилеям планировалось открытие общественных сооружений, ввод нового жилья. Впрочем, некоторые здания сдали раньше сроков. В их числе - Дворец спорта ЦСК ВВС на улице Молодогвардейской, построенный по типовому проекту в 1966 году (снесен в 2017-м). Аналогичные ему «закрытые демонстрационные катки» одновременно возводили по всей стране. Одним из различий между ними служило декоративное оформление фасадов.
На первом этаже куйбышевского Дворца спорта размещалось двенадцать монументальных произведений, в том числе тематические панно, выполненные в технике сграффито и мозаики, - «Хоккей», «Фигурное катание», «Конькобежцы», «Утро», «Художественная гимнастика», «Бокс» и другие.
«Утро». Фото: Дмитрий Орлов
Авторская группа состояла из московских художников-монументалистов Евгения Кожанова, Сергея Тер-Григоряна и Андрея Орловского. Им помогали куйбышевские коллеги Константин Печуричко, Юрий Филиппов, Венир Кныжов, Евгений Горовых, Николай Хальзов и Иван Комиссаров.
Что представляют собой эти панно? Одно из них - «Утро» - у нас перед глазами, именно над ним работают сейчас художники. Его сюжет прост: группа девушек, бегущих к реке. Фигуры решены в несколько условной манере, но условность эта не отвлекает, она подчёркивает пластику движения сильного молодого тела. Это панно, впрочем, как и все остальные, выполнено в технике сграффито (трёхслойная цветная штукатурка) с использованием как фона фактурной цементной штукатурки с мраморной крошкой. Добавочную декоративность ему придает отделка синей и зелёной керамической плиткой
«Волжская коммуна», 30 октября 1996 года
Некоторые панно были утрачены ещё в процессе эксплуатации старого здания, остальные уничтожили во время его сноса. Архитектор Дмитрий Орлов включил сюжеты двух утраченных произведений в отделку нового Дворца спорта. Их выполнили с помощью технологии фиброцементного литья.
В ноябре 1972 года на улице Физкультурной открыли ещё одну арену - Дворец спорта авиационного завода. Сейчас это Дворец спорта лёгкой атлетики. В левой части здания на фасаде - монументальная композиция, изображающая волейболисток, солнце и голубей.
Фото: Андрей Савельев
Работа представляет собой рельеф с использованием мозаики из смальты черного, красного, желтого и синего цветов. Авторами этого произведения также выступили московские художники Александр Дронов и Александр Ухлин.
Корт, бассейн, озеро
Осенью 1967 года построили бассейн на улице Спортивной. Он относится к комплексу стадиона «Локомотив». На обоих торцах здания - тематические панно. Со стороны ЦУМа «Самара» - три купальщицы (фото №1), железнодорожного вокзала - три плывущих кролем спортсмена, а также абстрактная композиция с рыбами. В работах использовали смальту и керамическую плитку разных цветов и оттенков.
«Три купальщицы». Фото: Армен Арутюнов
В это время в Куйбышеве строили несколько бассейнов, в том числе на Волжском проспекте и «Нептун» на Металлурге. Ещё один планировали разместить в Загородном парке ближе к Волге, но проект так и не реализовали.
В 1970 году возле входа в парк открыли крытый корт «Буревестник», фасады которого отделали мозаичными панно, на которых мы видим теннисистов.
Фото: Андрей Савельев
Спортивные сюжеты использовали также в оформлении торцов пятиэтажек. Концентрация тематических мозаичных панелей встречается в 7-м микрорайоне на Воронежских озерах. Здесь представлены четыре вида спорта: парашютный, баскетбол, конькобежный и академическая гребля.
Метро без стадиона
Во второй половине 1970-х годов куйбышевские архитекторы разрабатывали концепцию нового центра города. Объявили всесоюзный конкурс, на котором победил местный проект. Главная ось, вокруг которой формировалась активность, пролегала от Загородного парка к реке Самаре.
Среди прочего планировали построить крупный спортивный комплекс со стадионом на улице Дыбенко. Долгое время место под новую арену пустовало, пока его не стали осваивать. Сейчас на этом месте находится ТРЦ «Космопорт».
В конце 1980-х годов идея с новым спорткомплексом была ещё актуальна, поэтому одну из станций строящегося метро в районе будущего стадиона назвали «Спортивной». Проект интерьеров станции разработали архитекторы Александр Темников и Владимир Блохин. Для художественного оформления пригласили московского художника Андрея Кузнецова. К этому времени его работы уже можно было видеть в Куйбышеве. Например, панно с Юрием Гагариным в одном из корпусов авиационного института. Был у него и богатый опыт работы в московском метро: при его участии оформили станции «Шоссе Энтузиастов», «Проспект Мира», «Шаболовская». В Куйбышеве Кузнецов делал масштабные панно на «Безымянке» и витражи в вестибюле «Победы».
Фото: Виталий Шабинский
В «Московском журнале. Истории государства Российского» за 2008 год опубликовали воспоминания художника, в том числе о работе в Самаре: «Третья станция самарского метрополитена, на которой мне довелось работать, - «Спортивная» (архитектор А. Темников), соответственно, и тема её - спорт. На каждой путевой стене я расположил по три панно флорентийской мозаики размером 4 на 8 метров. В центре каждой композиции - круг с силуэтными изображениями спортсменов - то чёрными на белом, то наоборот, как на античных вазах: хоккей, водное поло, художественная гимнастика, классическая борьба, биатлон, конный спорт. Орнаментальная часть сделана в соответствии с темой изображения».
Об идее строительства стадиона в районе станции «Спортивная» вспомнили в начале 2010-х годов, когда стало известно, что Самара примет матчи чемпионата мира по футболу. Но было уже поздно, поэтому под спортивный объект пришлось искать другую площадку.
Комментарии ()
Написать комментарий