Литературный сквер с памятником писателю Алексею Толстому появился в Самаре в начале сентября 2024 года. Расположился он закономерно – на улице Фрунзе, рядом с домом-музеем Толстого. Пространство насыщено разнообразными объектами, каждый из которых продуман до мелочей и имеет определённый смысл. Как устроен сквер и в чём суть и связь всех его элементов, нам помог разобраться автор проекта, архитектор Дмитрий Храмов.
Литературный сквер с памятником писателю Алексею Толстому появился в Самаре в начале сентября 2024 года. Фото: Виталий Шабинский
Концепцию сквера Дмитрий Храмов формулирует так: пространство в целом и его элементы символизируют шаги писателя от детства – личного и «творческого» – к неведомому, к прекрасному будущему. И в этом движении – попытка писателя выразить отношение к своему месту, к Самаре, к истории России и её осмыслению. Поэтому именно «движение» является общим смыслообразующим элементом Литературного сквера. Даже автор памятника Алексею Толстому скульптор Денис Стритович показал писателя в динамике, устремлённым мыслями и позой куда-то вперёд.
«Движение» является общим смыслообразующим элементом Литературного сквера. Фото: Екатерина Жевак
Замысел сквера был такой и до скульптуры, но, когда я её увидел, в голове сразу всё сложилось. Понравилось мне и решение стола, за которым сидит Толстой. Он похож одновременно и на перо, и на бумажный самолётик, который тоже даёт отсыл к устремлению в некую мечту.
Дмитрий Храмов
Автор памятника Алексею Толстому – скульптор Денис Стритович. Фото: Екатерина Жевак
Скульптура писателя располагает к себе гостей. Она размещена так, что проворным посетителям не составляет труда забраться к Толстому на колени или встать вровень. Да и сам его облик позволяет видеть в нём именно человека, а не застывшего классика.
– Толстой здесь непафосный. Это не монумент, до которого не достанешь. Это прежде всего человек, – отмечает архитектор и обращает внимание, что постамент, на котором сидит главный герой сквера, напоминает скомканный лист бумаги. Тот в свою очередь стоит на деревянном фундаменте – символе самарской земли, на которую упал этот лист творчества.
В основу ландшафта сквера легли дерево и белый бетон, что символично, как и всё в этом пространстве. Это единение природы, традиции и города. Поддерживает символизм и окружающий городской контекст. Деревянный забор музея писателя, деревья, уютный дом, заросший зелёный оазис усадьбы – с одной стороны, и белая каменная церковь – с другой, как ощущение уже нечто городского.
Из дерева здесь настилы, скамейки, цветочницы. Во всём прослеживается линейная структура. Это, по задумке автора проекта, своеобразные строчки. Фото: Виталий Шабинский
Из дерева здесь настилы, скамейки, цветочницы. Во всём прослеживается линейная структура. Это, по задумке автора проекта, своеобразные строчки. И каждая такая «строка», а именно деревянная ступень, она же лавочка – определённый блок творчества Толстого и одновременно шаги к памятнику.
Через эти линии сплетается уют дерева с современностью и городом. Формообразование скамеек, их полигональных носиков – метафора движения вперёд.
Дмитрий Храмов
Первый блок, тот, что ближе к улице и с замочной скважиной, – блок литературных сказок Толстого. Здесь появляются явные параллели с произведением «Приключения Буратино» (0+). От лавочки тянется деревянная полоса, которая проходит через замочную скважину, напоминая длинный нос Буратино. Мы видим здесь цитату: «Если есть ключ, то дверь обязательно найдётся».
Цитаты из произведений Толстого рассыпаны по всем скамейкам сквера с обеих сторон. Фото: Виталий Шабинский
К слову, цитаты из произведений Толстого рассыпаны по всем скамейкам сквера с обеих сторон. Внимательные гости могут отследить логику их расположения. И все они с подразумеваемыми пробелами и многоточиями, чтобы сохранить недосказанность и уйти от однозначности трактовок.
Арт-объект «Замочная скважина» имеет несколько отверстий, прильнув к которым можно увидеть фильмы о Буратино, начиная с 1930-х годов. Фото: Виталий Шабинский
В замочную скважину, стоящую как отдельный арт-объект, любой желающий может заглянуть. На ней ещё несколько отверстий, прильнув к которым видишь все анимационные и кинофильмы о Буратино, начиная с 1930-х годов. Всего их четыре. На лайтбоксе основной замочной скважины в сумерках появляются образы деревянного героя в интерпретации художницы Елены Загородневой.
Следующий блок про «Детство Никиты» (6+), где отражается связь писателя с Самарой, с домом и усадьбой. В этой части каждый предмет – своеобразный герой рассказа: круглый стол, за которым проходит жизнь в горе и радости, арт-объект в виде лампы или городского абажура, как олицетворение домашнего уюта. Как раз соединение света, тепла и уюта – доминанта линии «Детства Никиты».
В блоке про «Детство Никиты» (6+) отражается связь писателя с Самарой, с домом и усадьбой. Здесь арт-объект в виде лампы или городского абажура олицетворяет домашний уют. Фото: Виталий Шабинский
Одна из цитат здесь: «Вы куда уходите? – Туда, где меня ещё нет» меня зацепила. И она же пробрасывает дальнейший путь этого сквера. Путь в мечту, где меня ещё нет, некое куда-то с воздушными кораблями, полётами, мечтами о прекрасном будущем. Мотив преодоления, прорыва, стремления вперёд сквозит у Толстого везде, даже в таком государственническом произведении как «Пётр Первый».
Дмитрий Храмов
Автор проекта Литературного сквера – архитектор Дмитрий Храмов. Фото: Екатерина Жевак
Ещё один блок посвящён трилогии «Хождение по мукам» (16+). В нём, по замыслу архитектора, больше всего проявляется дуальность России. Её символизирует полоса из белого стекла, которая как бы разделяет Россию на две части – красных и белых, раскол и возрождение. И упирается полоса в берёзку, заключённую в светящийся квадрат. Этому резонирует цитата на двух ближайших скамейках: « – Ты любишь меня, Даша? – Люблю до самой берёзки». У Толстого тут есть продолжение: «До какой березки? – Разве не знаешь: у каждого в конце жизни – холмик и над ним плакучая берёза».
Блок, посвящённый трилогии «Хождение по мукам» (16+). Фото: Виталий Шабинский
Смысл каждого блока, посвящённого творчеству Толстого, поддерживается даже дендрологически. Например, в «Детстве Никиты» посадили смородину, в части «Хождение по мукам» – кусты красной и белой розы.
У памятника и по бокам от него есть белые стеклянные конструкции. Дмитрий Храмов называет их «кристаллами смысла». Формально, это отсыл к «Аэлите» (12+). Они привносят некую таинственность, хрупкость, особую атмосферу: эти элементы, возможно, не совсем понятны, но именно они и уводят посетителей за грань обыденности, где живёт мечта. «Кристаллы» – основные вместилища жизни толстовских героев. В вечернее время они светятся и в них проявляются графические иллюстрации к произведениям писателя.
Изюминка пространства, которую осознаёшь не сразу, но сталкиваешься с ней моментально, это то, что к скульптуре писателя нельзя пройти прямо. Фото: Виталий Шабинский
Изюминка пространства, которую осознаёшь не сразу, но сталкиваешься с ней моментально, это то, что к скульптуре писателя нельзя пройти прямо. Впрочем, как и к любой мечте. Всё время нужно лавировать, что-то обходить, перешагивать, идти зигзагами или, как говорит Храмов, танцевать. В этом проявляется некая театральность, которая была свойственна самому Толстому – человеку в определённой степени эпатажному.
В толстовском сквере немало и интерактивных деталей. В столе под абажуром – клавиши, нажав на которые, можно услышать фрагменты речи самого писателя и отрывки из фильмов и радиопостановок. «Живым» оказывается и букварь в руках Мальвины. Стеллы толстовских киногероев, расположенные по левую сторону от писателя, тоже в какой-то мере оживают: чтобы чётко увидеть их лица, нужно поймать определённый ракурс.
В толстовском сквере немало и интерактивных деталей, включая букварь в руках Мальвины. Фото: Екатерина Жевак
Литературный сквер с памятником Алексею Толстому активно становится новой точкой притяжения для жителей Самары и туристов, многие уже назначают встречи, говоря «у Толстого». Хотя пространство всё ещё продолжает дополняться некоторыми деталями.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий