Здание хоральной синагоги - одна из главных достопримечательностей города. Несмотря на почти 30 лет запустения, она привлекает внимание и самарцев, и туристов. Рассказываем, почему синагогу построили в неомавританском стиле, действительно ли она самая большая в Восточной Европе и что её связывает с коммунизмом и батонами.
Самарская хоральная синагога
Самара, ул. Садовая, 49
115 лет спустя
В сентябре 2021 года в Самаре заложили символический камень в честь начала реставрации хоральной синагоги. Очередного начала. Здание на улице Садовой четверть века находится в полуразрушенном состоянии. За восстановление памятника архитектуры брались неоднократно, но каждый раз работы останавливались на полпути. Сейчас в процесс включились не только представители еврейских организаций Самары и Москвы, но и первые лица региона, так что дело должны довести до конца. Восстановить одну из главных городских достопримечательностей планируют к 2023 году - 115-летию со дня открытия молельного дома.
Одна вместо двух
Начало ХХ века - один из самых благополучных периодов для Самары. Город стремительно рос и хорошел. За полвека его население увеличилось примерно в семь раз, с 15 до 110 тысяч жителей.
К 1900 году еврейская община в Самаре насчитывала около полутора тысяч человек. Двух молельных домов, работавших на улице Николаевской (сейчас это Чапаевская), стало недостаточно.
В январе 1903 года община приобрела участок земли на улице Садовой, а уже в ноябре обратилась к властям с прошением о строительстве новой синагоги. «Существующие помещения недостаточно обеспечены в гигиеническом и пожарном отношениях и, кроме того, содержание двух молелен вызывает двойные расходы», - объяснялось в заявлении. Власти аргументы приняли, разрешение выдали, но с условием, что после окончания работ две старых молельни закроют.
Проект синагоги оценивали в 50 тысяч рублей. Строили её на пожертвования с 1904 по 1908 год, с перерывом. Торжественное открытие прошло 31 августа 1908 года в присутствии вип-персон, в том числе городского главы и вице-губернатора. В синагогальный ковчег (специальное хранилище в восточной части здания) поместили двенадцать свитков Торы. Про самарскую синагогу писали и столичные газеты:
«Ознакомившись с внутренним расположением, нужно признать, что здание синагоги производит впечатление своими внушительными размерами, прекрасною архитектурою, солидной постройкой и выдержанностью стиля, внутренней отделкой деталей… Отныне Самара украсилась ещё одним зданием, выдающимся по изяществу архитектурного замысла, и наша еврейская колония по справедливости может гордиться красотой своего храма, первого по всему Поволжью», - писала газета «Русское слово».
Неомавританский стиль, хоры и «звёзды Давида»
Проект синагоги выполнил известный самарский архитектор Зельман Клейнерман. Это единственное его произведение, созданное в неомавританском стиле.
Неомавританский стиль долгое время называли «стилем синагог». Примеры его использования в строительстве еврейских молельных домов можно встретить по всей Европе - от Праги до Санкт-Петербурга. Восточные мотивы в архитектуре синагог начали использовать в Пиренеях еще в эпоху Средневековья. Этот период называют «Золотым веком» евреев в мусульманской Испании. Обращение к неомавританскому стилю в XIX и начале ХХ века - напоминание о славном европейском прошлом народа.
Неф - продолговатая часть здания, ведущая от главных входных дверей до хора и покрытая сводами.
Самарскую хоральную синагогу построили в виде трехнефной базилики. Центральный неф завершался куполом с навершием в виде шестиконечной звезды. Аналогичным образом венчались и башенки на центральном фасаде. Шестиконечная "звезда Давида" - наиболее часто встречающаяся на здании декоративная деталь. Она присутствует в оконных заполнениях, кирпичном обрамлении некоторых окон. В форме шестиконечной звезды расстекловано и большое круглое окно на главном фасаде.
Центральный вход в здание находится по традиции с западной стороны центрального нефа. Входы в боковых нефах вели к лестницам, по которым можно было попасть на хоры в виде открытых галерей.
На момент постройки здание вмещало 1000 человек. Самарская синагога - одна из значительных религиозных построек не только Самары, но и России. Но мнение, что она была или остаётся второй по величине в Европе (по другой версии - в Восточной Европе), не соответствует действительности. Крупнейшей в Старом Свете считается Большая синагога в Будапеште (вместимость 3000 человек), а второй по величине - Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (вместимость 1500 человек).
От ДК до хлебозавода
Как синагога здание на Садовой прослужило всего лишь около 20 лет. В 1929 году молельный дом закрыли.
«В тихом и голом квартале на Садовой улице больше 20 лет стоит большое, нелепой формы здание, - писала «Средневолжская Коммуна» в марте 1929 года. - Тяжелая медная доска, прибитая в вестибюле, близ широкой, как ворота, двери вовнутрь, свидетельствует об этом: «…Храм заложен в 1904 году и закончен постройкой в 1908-м…» Дальше на доске записаны фамилии «членов правления» - имена богатейших самарских евреев. Крапчатые серые марши лестницы поведут вас из вестибюля наверх. Там - балкон и боковые галереи, точно в уютном небольшом театре. Внизу - длинные коричневые ряды кресел напирают к востоку, к лепному монументальному шкафу. В шкафу хранились священные свитки торы. С востока ждали Мессию…»
Сносить синагогу не стали. Здание приспособили под Дом культуры имени III Коммунистического Интернационала. Недавно реставраторы обнаружили под слоями краски над главным входом надпись этого периода.
Спустя несколько лет вместо ДК в бывшем молельном доме оборудовали хлебозавод. Внутри провели перепланировку. В центральном нефе возвели дополнительные перекрытия, соединяющие боковые галереи. Завод работал до начала 1990-х.
Здание вернули еврейской общине в середине 1990-х. С тех пор хоральная синагога ждёт второго рождения.
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий