Это главный символ нашего города. Четыре очереди набережной в Самаре строили несколько десятилетий. Мы начинаем серию материалов «Променад на Волге», посвященную истории её создания. В тексте, кроме материалов газеты «Волжская коммуна», использовали исследования архитектора Виталия Самогорова и архивиста Андрея Удинцева.
В дореволюционной Самаре берег Волги имел огромное экономическое значение. Здесь располагались пристани, заводы, ярмарка, яхт-клуб и железнодорожная ветка. Большую часть идущих вдоль воды улиц использовали в промышленных целях. Реку ничего не стесняло, так что она периодически разливалась, доходя до стоящих на первой линии зданий или даже затопляя их часть. О капитальном благоустройстве заговорили лишь в советские годы.
В числе укреплённых подпорными стенками участков была, например, территория Жигулевского пивоваренного завода.
Решение о строительстве первого участка набережной между Вилоновским и Красноармейским спусками приняли в 1935 году. Вскоре её продлили до Некрасовского спуска. В 1935-1936 годах там построили деревянный речной вокзал по проекту архитектора Леонида Волкова .
Проект променада разработал в 1936 году архитектор Бузин, но о его реализации заговорили спустя три года.
В мае 1939 года куйбышевский горсовет обсудил технический проект благоустройства набережной. Докладывали архитектор Носин и инженер Попов. По результатам совещания постановили:
- Технический проект основных сооружений благоустройства набережной Волги в Куйбышеве от Некрасовской улицы до Вилоновской улицы 1-й очереди, с вариантом откосного крепления (без подпорной стенки), разработанного АПУ и рассмотренного отделением Союза Советских архитекторов, одобрить.
- Учитывая особое значение набережной реки Волги в архитектурном отношении, как основного фасада Куйбышева, президиум считает целесообразным строительство лестниц производить по дополнительному варианту, разработанному АПУ.
- Просить облисполком рассмотреть данный технический проект благоустройства набережной и представить его на утверждение Наркомхоза и Совнаркома РСФСР. Технические проекты 2-й очереди благоустройства набережной (верхняя часть, озеленение, благоустройство откоса городского сада, Красноармейский спуск и откос против Станкозавода, а также освещение, водоснабжение) разработать в течение 1939 года полностью.
- При разработке технического проекта на 2-ю очередь учесть все замечания Критической секции отделения Союза советских архитекторов.
- Отметить недопустимость задержки со стороны АПУ составления технического проекта благоустройства набережной.
Срок для составления установлен Постановлением ЦК ВКП(б) с СНК СССР от 25.03.1939 г. - 1 мая с.г.
Несмотря на детальную проработку и многочисленные совещания, проект, как и многие другие в предвоенном Куйбышеве, так и не реализовали. К благоустройству берега вернулись уже после Великой Отечественной.
В 1956 году завершили строительство первой очереди набережной, запланированное еще в середине 1930-х.
А в 1953 году специалисты взялись за проект второй очереди набережной.
У масштабного проекта, разработанного коллективом архитекторов, была нелегкая судьба. О нём читайте в следующем материале.
Комментарии ()
Написать комментарий