Самарская «Третьяковка» открыла новый сезон пленэров «Художник в натуре» (16+), во время которых можно взглянуть на город под другим углом. Мы сходили на прогулку с художницей Екатериной Олениной и рассказываем, какие места в районе Хлебной площади похожи на локации из фэнтези, что можно найти по пути в Струковский сад и зачем художники создают свои миры.
Знакомство с городом в сопровождении художника. Фото: Андрей Савельев
«Художник в натуре»
Это серия пленэров и выездов, участники которых гуляют, общаются с художниками и знакомятся с их творческими методами.
Первая точка маршрута – элеватор на улице Григория Засекина – заметная самарская достопримечательность. Что с ним будет дальше неизвестно, пока он стоит пустой, а мы вместе с художницей решили пофантазировать. Кто-то нашёл сходство элеватора с соплами ракеты, направленными в небо – футуристические черты башни напоминают о чём-то космическом и высокотехнологичном. Кто-то заметил, что он похож на сказочную скалу, на вершине которой обитает невидимый дракон и охраняет золото. Если кто-то коснётся богатств, то чудовище тут же проснётся.
Участники пленэра дорисовывали архитектурную реальность. Фото: Андрей Савельев
Про элеватор один самарский художник придумал легенду о том, что внутри сдерживаются силы зла. Здание нельзя ломать, потому что тогда чудовища выползут изнутри и атакуют Самару.
художница Екатерина Оленина
Напротив элеватора находятся бывшие корпуса завода клапанов. Его пустующие площади и массивные ворота напоминают о том, что тут в 1930-х годах кипело производство деталей. А что сейчас за этими дверями? Иное измерение? В этой таинственности есть что-то от фильмов режиссёра Дэвида Линча, который в своих работах раскрывал тему другой реальности.
То ли символ, то ли простое творчество – каждый решает сам. Фото: Андрей Савельев
Далее по маршруту на улице Степана Разина мы увидели деревянный дом, в котором когда-то жил Владимир Ленин. Фасад украшен большим резным кругом, в котором угадывается солярный знак. Некоторые специалисты не советуют искать смыслов в самарской резьбе, так как информации о значении элементов и фигур нет, но пофантазировать по этому поводу никто не мешает.

Затем мы перешли на Алексея Толстого, где стоит дом с необычным деревянным балконом на сваях. Судя по всему, этот пристрой появился в советское время. Сейчас он выглядит как скворечник – только вместо птиц в нём обитают люди.
Дом с балконом на сваях. Фото: Андрей Савельев
Алексея Толстого – одна из старейших улиц в городе, и здесь сохранилось много артефактов в виде заложенных во время перепланировок окон, въездных ворот, бывших каретников, которые стали сараями или жилыми помещениями. Здесь же мы видим здание бывшего Реального училища. Сейчас оно закрыто, и его судьба, также как и будущее элеватора, неизвестна. О былой роскоши напоминают лепнина на фасаде и руинированные скульптуры на крыше. Художница предложила поразмышлять о том, как могли бы выглядеть эти стены сейчас, какая жизнь могла бы кипеть в этом памятнике архитектуры.
Здание Реального училища: реальность и фантазии. Фото: Андрей Савельев
По пути мы находили граффити, заросшие диким виноградом и дома, закрытые расписными щитами в рамках арт-консервации. На стене одного из зданий заметили геодезическую метку – подобные встречаются и в других точках исторического центра. Это реперы государственной нивелирной сети, которые служат опорными пунктами для определения высот земной поверхности и используются в научных целях. Метки устанавливали в 1935-1938 годах служба, работавшая при НКВД СССР.
Находки пленэра. Фото: Андрей Савельев
Конечная точка маршрута – Струковский сад. А до него мы устроили привал и дополнили фотографии знаковых объектов Самары своими ассоциациями. В итоге серые дома преобразились в замки, в них поселились сказочные существа, повседневность окрасилась в яркие неоновые цвета. Миссия была выполнена – мы создали свою реальность.
Неоновыми красками по серой повседневности. Фото: Андрей Савельев
Фото обложки: Андрей Савельев

Комментарии ()
Написать комментарий