Виды на Волгу, Птичий остров и переправа на Зелёненький – Лысая гора
Краткий гид по одной из самых популярных смотровых площадок с панорамой Жигулёвских гор и островов: как добраться, что здесь увидите и куда ещё стоит заглянуть.
Самой красивой частью городу считается исторический центр, однако и отдалённые районы могут похвастаться уютными улочками, живописными пейзажами и примерами выдающейся архитектуры. Безымянка – это особой вид прогулок и отдыха. Куда можно сходить в бывшем промышленном городке, на что обратить внимание и почему его сравнивают с Санкт-Петербургом, рассказываем в материале «Кому на Волге».
Обновлённый парк Молодёжный на Безымянке – любимое место для прогулок. Фото: Виталий Шабинский
Безымянка – это неофициальное наименование территории, которая охватывает части Промышленного, Кировского, Советского районов Самары. В 1922 году появился кооператив железнодорожников «Сад-город», благодаря которому началась жилая застройка в этой части города.
Разъезд «Безымянка» в конце 1930-х годов превратился в станцию. Тогда же здесь появились первые многоэтажные дома. Пик развития района начался после эвакуация в Куйбышев авиационных заводов из Москвы, Воронежа, Киева и других городов во время Великой Отечественной войны.

Пик развития Безымянки пришёлся на годы Великой Отечественной войны. Фото: Виталий Шабинский
Интересный факт: вплоть до начала 1960-х годов Безымянка фактически не была частью Куйбышева. С центром её связывали только железнодорожная линия и трамвайная ветка. А в 1945 году руководитель куйбышевского обкома Василий Жаворонков даже предлагал создать на Безымянке отдельный город и назвать его Жигулёвском.
Отличительная черта этого района – стиль ампир. В нём отражены отсылки на античность и классицизм. Такие дома создают особую атмосферу, благодаря своим аркам, лепнине, закрытым дворам и большим окнам на первых этажах. Прогуливаясь тут, можно ощутить дух, присущий Санкт-Петербургу. Кстати, это отмечают и сами гости из города на Неве.

Стиль ампир, присущий зданиям Безымянки, придаёт схожести району с северной столицей. Фото: Виталий Шабинский
Часть зданий здесь построили для рабочих завода «Сажрез» (Самарского железнодорожно-ремонтного завода) ещё во второй половине 1930-х. Это жилые дома в границах улиц Победы, Калинина, Свободы и Ново-Вокзальной. Выглядят они скромно, но имеют особенности: уютные балконы, колонны, стилизованные фасады.
В послевоенные годы ампир приобрёл новую волну популярности. Здания стали украшать богаче. Стали использовать другие материалы и более разнообразную отделку. До того, как было принято постановление о борьбе с излишествами в проектировании и строительстве, архитекторы старались реализовать свои смелые идеи. Они украшали жилые дома разными деталями, характерными для стиля ампир: венками, масками, рогами изобилия, полуколоннами, вазонами, башенками.
«Зелёный Шанхай» (Кирова, 42) на Безымянке. Фото: Виталий Шабинский
На Безымянке есть и свои «Шанхаи». Так прозвали в народе первые длинные многоквартирные дома. Они были густо населены – чаще всего в них были квартиры-коммуналки, поэтому у местных жителей возникали ассоциации с китайским городом.
«Зелёный Шанхай» был построен в 1948 году на проспекте Кирова, 42. Он украшен лепным декором: триглифами, серпами, венками, пятиконечными звёздами и лирой.
«Красный Шанхай» на проспекте Кирова, 143 – кирпичный дом конца 1950-х годов. В советское время он считался огромным, так как был рассчитан на 315 квартир. В здании работал ещё магазин детских промтоваров с интересной внутренней отделкой – колонны в помещении были украшены лепниной в виде животных.
«Красный Шанхай» (Кирова, 143) на Безымянке. Фото: Виталий Шабинский
Дом работников Сажереза (Победы, 94) – одно из первых монументальных зданий Безымянки. Напротив него расположен дом с нестандартной лепниной в виде масок (Победы, 95).

Дом работников Сажереза (Победы, 94) на Безымянке. Фото: Виталий Шабинский
Венки, снопы пшеницы и рога изобилия можно увидеть на здании по адресу: Победы, 105. Его возвели в 1952 году как часть общего архитектурного ансамбля.
Дом с почтой (улица Победы, 98/ Калинина, 6) украшен лепниной в виде растительных гирлянд. На его балконах можно увидеть фигурную ковку. Здание также было построено в 1950-х.
Лепнина и художественная ковка на домах Безымянки. Фото: Виталий Шабинский

Молодёжный был открыт в 1976 году и носил название «Парк имени 50-летия ВЛКСМ». В 1990-х его территория пришла в упадок, заросла кустами и стала выглядеть заброшенной. Однако несколько лет назад парк реконструировали. Здесь появились рекреационные зоны, деревянные настилы для прогулок, детская площадка, арт-объекты в виде букв. При его оформлении использовали современные дизайнерские решения – низкое освещение, лавочки с навесами, клумбы с густой растительностью, зоны для пикника. Место стало уютным и безопасным.
Парк Молодёжный – живописный и современный. Фото: Виталий Шабинский
А самое главное – тут восстановили озеро. Долгое время оно было пересохшим. Во время реконструкции водоёма его берег выложили камнем, а по периметру установили ограждения. В центре озера установили живописный фонтан с подсветкой.
На озере в парке Молодёжный установили фонтан. Фото: Виталий Шабинский
Ещё один уютный благоустроенный уголок на Безымянке. Несколько лет назад его тоже реконструировали и оформили в стиле 1940-х годов. На входе установили беседки с аркой, оборудовали фонтан с подсветкой, высадили кустарники и цветы.

Сквер Самарец на Безымянке. Фото: Виталий Шабинский
Место имеет большую историю. Скорее всего, сквер появился тут ещё в 1930-х годах, когда было построено первое здание заводского клуба. Сейчас на его месте находится недействующий Дом культуры подшипникового завода. Считается, в этом здании в 1987 году состоялся единственный в городе концерт Виктора Цоя. Возможно, известный музыкант прогуливался по улочкам этого сквера.
На Физкультурной, 101 можно найти интересное спортивное сооружение, которое построили в 1972 году по проекту архитекторов Алексея Моргуна и Николая Никитина. Это было многофункциональное здание: внутри дворца находились бассейн для занятий греблей, боксёрский ринг, помосты для штангистов, площадки для волейбола и баскетбола, столы для настольного тенниса, тир.
Мозаика на фасаде Дворца лёгкой атлетики на Безымянке. Фото: Андрей Савельев
Внимание привлекает его фасад, на котором размещено объёмное панно «Волейболистки» – творение московских художников. Оно выполнено в смешанной технике: рельеф из железобетона и мозаичные фрагменты из смальты. Панно имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Это одно из красивейших зданий советского периода. К сожалению, сейчас попасть внутрь него не получится, так как ДК находится на реставрации с 2019 года. После обновления можно будет оценить его богатое внутреннее убранство: галерею, ограждённую парапетом из балясин, живописные панно с мозаикой, монументальную живопись на тему строительства СССР и союзных республик, люстры, двери и другие элементы.
Одно из красивейших зданий Безымянки – ДК имени Литвинова. Фото: Виталий Шабинский
Над входом в ДК находится металлический барельеф, на котором изображены мужчина-учёный и женщина-музыкант.
На Безымянке можно спуститься в станции метро и посмотреть на их оформление. Здесь есть символы советского времени, необычные решения и детали.

Станции метро на Безымянке заслуживают отдельного внимания: можно рассматривать необычные элементы в их архитектуре. Фото: Виталий Шабинский
Платформу на «Победе» украшает витраж, который олицетворяет салют Победы и подсвечивается изнутри. Кстати, витражей на самом деле два. Над действующим западным выходом изображена пятиконечная звезда, а над закрытым восточным – серп и молот. Витражи выполнены по проекту архитектора Алексея Герасимова и художника Андрея Кузнецова.
Станция метро «Победа». Фото: Виталий Шабинский
На станции «Безымянка» находится панно, на котором изображена история трудовых подвигов. Сюжет начинается с символов военного времени и заканчивается иллюстрацией полёта в космос. Также здесь можно увидеть масштабную стройку, сборку самолётов на заводе, салют в честь Победы.
Станция метро «Безымянка». Фото: Виталий Шабинский
На окраине Безымянки расположена станция «Кировская», которая имеет наземный вестибюль необычной круглой формы с панорамными окнами. Тут установлен самый старый в самарском метро эскалатор. Платформу украшает панно из красного туфа, которое раскрывает тему созидательного труда. На нём изображены дети, женщины, рабочие, и персонажи, похожие на ангелов, которые стремятся к центру композиции. Сюжет работы кажется нестандартным для советского времени.
Станция метро «Кировская». Фото: Виталий Шабинский
Это идеальное место для долгих прогулок и катания на велосипеде. Здесь располагается большая пешеходная зона – аллея Трудовой Славы, открытая в 1985 году к 40-летию Победы. Она имеет протяжённость почти два с половиной километра и соединяет два парка – Молодёжный и Металлургов.

Триумфальная арка на проспекте Юных Пионеров, открытая в 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Фото: Виталий Шабинский
В 2015 году на пересечении Юных Пионеров и Кирова открыли новый монумент в виде триумфальной арки. Он посвящён 70-летию со дня окончания Великой Отечественной войны. Арка олицетворяет вклад жителей Куйбышева в общее дело и борьбу с врагом. Автором проекта является художник Иван Мельников.
На Безымянке сохранились некоторые советские артефакты. Среди них вывески и оформление различных мастерских, магазинов, учреждений. В 1970-х годах, например, на дома активно вешали неоновые конструкции и светящиеся инсталляции. Некоторые настолько уникальны, что за их восстановление взялись инициативные люди из команды «Надо сохранить». При поддержке спонсоров они отреставрировали советскую вывеску «Хозтовары» на улице Физкультурная, 96.
Неоновая вывеска на магазине хозтоваров (Физкультурная, 96). Фото: Виктория Старосельская
Также вернули к жизни инсталляцию в виде двух светящихся гвоздик на проспекте Кирова, 44. Здание, на котором они размещены, было построено для работников авиационного завода № 1 имени Сталина (сейчас РКЦ «Прогресс») в 1949 году. Цветы на фасаде появились здесь позже – примерно в конце 1970-х. Они светятся благодаря 320 лампочкам. Чтобы насладиться видом обновлённых вывесок, лучше гулять здесь в тёмное время суток.
Безымянка не славится своими достопримечательностями, и для прогулок как будто не слишком подходит. На самом деле это не так. Пускай Безымянка теперь и спальный район, но у него есть вековая история, непростая и захватывающая. Но даже, если исключить элемент краеведения, прогуляться здесь тоже есть где.
Первой на ум приходит – Аллея Славы. В общем-то это обычная парковая зона, пусть даже и с памятниками заводов, и нет никаких причин выбрать для прогулки её, а не, скажем, набережную. Чтобы познакомиться с настоящей Безымянкой надо пройти по улице Свободы от Ново-Вокзальной до Кирова. Маршрут всего на 20 минут, но это настоящий музей района, посвящённый самому себе. Здесь нет рекламных баннеров и сетевых магазинов, вся улица такая же, как и была 60 лет назад. Тополя и двухэтажки, сталинки с огромными арками и тишина. Осторожно, тротуар здесь тоже не менялся. Но в этом и есть очарование Свободы.
Что еще добавить? К несчастью, это безвременье не вечно, многие из двухэтажек уже стоят в очереди на снос. Скоро эта улица потеряет своё первобытное очарование, и останется только в памяти. Стоит успеть увидеть её своими глазами.
В качестве более доступного варианта можно выбрать классический маршрут от площади Кирова до метро Победа. Здесь и тротуар получше, и сама улица является единственным в городе единым архитектурным ансамблем. Лепнина, арки, скверы каждый квартал. Внушительные и красивые сталинки скоро начнут отмечать свои столетние юбилеи, а по сравнению с современными высотками, они без всяких преувеличений – произведения искусства.
писатель Андрей Олех
Широкие проспекты Безымянки. Фото: Виталий Шабинский
Квартал №680. Отсюда в середине 1930-х годов пошла многоэтажная Безымянка. Квартал застраивался Самарским железнодорожно-ремонтным заводом (позднее – ГПЗ-9). Многие здешние домики строились в стилистике конструктивизма. Они и сейчас выглядят весьма колоритно. Увы, так и стоит заброшенным клуб ГПЗ-9 (Победы, 96а), где не так давно планировали открыть музей Безымянки. Пока же за культуру в этом квартале единолично отвечает джазовая студия «Движение» (Свободы, 89).
Дворец культуры на площади Кирова считают последним памятником сталинского ампира в Самаре. Ждём окончания затянувшейся реконструкции чтобы оценить его обновлённые авиационно-космические интерьеры.
Дома №42 и 143 по проспекту Кирова некогда были крупнейшими на Безымянке и тоже заслуживают внимания любителей советской архитектуры. Радость последнего года – восстановленная проектом «Надо сохранить» световая конструкция «Гвоздика» на доме №44 по проспекту Кирова.
На Аллее Трудовой Славы есть «Кошкин дом». Это ветлечебница в доме №96 по проспекту Кирова. Здесь можно полюбоваться на сидящих на подоконниках котиков и забрать кого-нибудь из них к себе домой.
краевед и журналист Андрей Артёмов
Фото обложки: Виталий Шабинский
Краткий гид по одной из самых популярных смотровых площадок с панорамой Жигулёвских гор и островов: как добраться, что здесь увидите и куда ещё стоит заглянуть.
«Станкозавод» уже целый месяц – самарская локация, которая приковывает к себе внимание. Каждую неделю здесь открывается что-то новое: магазины, студии и, конечно, общепита. Естественно, мы не могли упустить возможность пополнить нашу одноимённую рубрику и сходили в «Зозо» – бистро, которое появилось на «Станкозаводе» первым. Честно рассказываем про открытую кухню, советские стулья, меню и еду.
Можно ли настроить свою жизнь так, чтобы этого самого отдыха в ней стало больше, чтобы до красивейших мест было подать рукой и не нужно было искать время и место для расслабления, да ещё и поближе к природе? Для ответа на эти вопросы мы отправились в коттеджный посёлок «Хутор Пасека».
Не одно десятилетие памятник деревянного зодчества находился в запустении. В этом году наконец-то начались работы по реставрации и приспособлению объекта под современное использование. Завершить восстановление планируют в 2022 году, после чего в здании заработает галерея городских проектов «Заварка».
Комментарии ()
Написать комментарий