Особняк купцов Курлиных появился в Самаре в 1903 году. Работа московского зодчего Александра Зеленко считается самым ярким в городе образцом стиля модерн. Рассказываем, копировал ли Зеленко чужие решения, почему так много образов бабочек в декоре, и что особенно выделяло здание на углу улиц Фрунзе и Красноармейской.
Особняк купцов Курлиных на углу улиц Фрунзе и Красноармейской в Самаре. Фото: Виталий Шабинский
Чем вдохновлялся Александр Зеленко
Некоторые самарские исследователи считают, что Александр Зеленко проектировал особняк Курлиных в 1900-м, когда жил и работал в Самаре. Однако даты прошения о постройке (лето 1902-го) и завершения работ через год в сочетании с искусствоведческим анализом говорят о том, что архитектор создавал чертежи, вернувшись в родную Москву.
Начало московского периода творчества Зеленко связано с работой в мастерской выдающегося русского архитектора Фёдора Шехтеля. В 1902 году по проекту известного зодчего построили особняк Рябушинского (сейчас Музей-квартира Максима Горького) – один из самых ярких примеров раннего модерна. Дом на столичной улице Малой Никитской справедливо сравнивают с особняком Курлиных. Очевидно, Зеленко вдохновлялся произведением старшего и более опытного коллеги во время работы над самарским проектом.
Лепнина на потолке. Фото: Екатерина Ершова
Образы бабочек и цветочные мотивы в декоре, керамическая плитка в отделке интерьеров и фасадов – характерные черты раннего модерна. Отдельные элементы отсылают не только к московской, но и к бельгийской архитектуре. Например, одно из кованых ограждений в виде бабочки со сложенными крыльями напоминает решётку балкона в собственном особняке пионера европейского ар-нуво Виктора Орта в Брюсселе. Однако Зеленко не копировал буквально чужие решения. На их основе он создал собственное произведение с оригинальной объёмно-пространственной композицией, цветовыми решениями и декором.
Асимметрия объёмов, природные мотивы и принцип «изнутри наружу»
Самой узнаваемой чертой архитектуры раннего модерна справедливо считают асимметрию объёмов, криволинейность и декоративность, активное использование зооморфных и природных мотивов. Новый язык архитектуры, объединивший в себе разные виды искусств, противопоставлялся традиционному копированию классических образов прошлых веков. Однако новизна модерна заключалась не только в этом. Например, одна из особенностей этого направления – использование новых строительных материалов – бетона, металла и стекла.
Лестница на второй этаж. Фото: Екатерина Ершова
К важным чертам модерна, определившим дальнейшее развитие мировой архитектуры, относится и принцип «изнутри наружу». Если раньше фасады, планировки и интерьеры зданий могли никак не зависеть друг от друга, то теперь внешний облик дома должен был исходить из его внутреннего наполнения. В архитектуре рационализма и модернизма рубежа XIX-XX веков похожий принцип – «форма следует за функцией» – сформулировал американский зодчий Луис Салливан.
Коридор второго этажа особняка. Фото: Екатерина Ершова
Часто по «изнанке» дома в стиле модерн можно узнать о его назначении и даже угадать, какие помещения находятся внутри. Об этом говорят объёмы частей здания, размеры и ритм оконных заполнений, декоративные элементы. Все внешние атрибуты подчиняются внутренней структуре и функциям. Соответственно, планировка – это не классическая анфилада комнат, а чётко спланированный алгоритм перемещения людей по пространству.
Бывший центральный вход в особняк, выполненный в форме традиционной для модерна латинской «Омеги». Фото: Екатерина Ершова
В гостях у Курлиных
Заходя в особняк Курлиных с центрального входа, выполненного в форме традиционной для модерна латинской «Омеги», посетители оказываются в небольшом фойе. Справа от него находился кабинет хозяина, слева – гостиная. Таким образом деловые гости сразу могли попасть в публичные пространства купеческого особняка. Следующий за фойе холл объединяет вокруг себя ещё несколько комнат – будуар хозяйки, ванную, столовую и помещения, выходящие на лестницы и во двор усадьбы.
Фойе. Фото: Виталий Шабинский
В отличие от шехтелевского особняка Рябушинского, где роскошная мраморная лестница служит центром первого этажа, в доме Курлиных она предназначена для хозяев. Соответственно, решена она скромнее и находится в задней части дома. Ещё одна лестница (с неё сегодня начинают осмотр дома посетители) предназначалась для прислуги и соединяла подвал, первый и второй этажи.
Комната хозяйки. Фото: Екатерина Ершова
Всего в особняке, включая подвал, 26 комнат, каждая из которых имеет размеры и оформление в соответствии со своими функциями: строгий кабинет хозяина с деревянными кессонами, будуар Курлиной с цветным витражом и плафоном в виде полуобнажённой девушки в развевающихся одеждах, «акварельная» керамика по периметру стен в столовой и разветвлённый цветочный декор потолка гостиной, разный рисунок наборного паркета, живописные панно над входами в хозяйские комнаты, изразцовые камины и так далее. На момент постройки ультрасовременной была не только архитектура особняка, но и его инженерное наполнение: калориферная система отопления с воздушными каналами в стенах, электричество, телефон.
Кабинет хозяина. Фото: Виталий Шабинский
«Нелепо роскошный, выложенный зелёными изразцами»
В трилогии «Хождение по мукам» (18+) Алексей Толстой называет дом «нелепо роскошным, выложенным зелёными изразцами». В контексте архитектуры начала ХХ века особняк никак нельзя назвать нелепым, а вот фасады его действительно оформлены с применением керамики двух типов – прямоугольных голубых и квадратных зелёных плиток. Последние, предположительно, выполнены в знаменитых абрамцевских мастерских по эскизам художника Михаила Врубеля. Аналогичные декоративные детали встречаются в Москве – на фасадах особняка Якунчиковой в Пречистенском переулке и на камине в доме Носова на Электрозаводской улице.
Столовая. Фото: Виталий Шабинский
Ещё одна керамическая деталь, отсылающая к наследию великого русского художника, находится в столовой особняка Курлиных. Здесь на стенах можно встретить рельефные мужские маски. Это плоскостное изображение майоликовой скульптуры Врубеля «Пророк» («Ассириец»).
Отдельного внимания заслуживает кованый декор. Городскую усадьбу Курлиных по всему периметру украшают металлические ограждения. Если в особняке Рябушинского Шехтель использовал в ковке разные образы (совы, богомолы, медузы), то Зеленко в Самаре сосредоточился исключительно на бабочках. Здесь они представлены в разных проекциях и ракурсах: со сложенными и расправленными крыльями, в профиль и анфас.
Ворота во дворе особняка. Фото: Виталий Шабинский
За 120 лет существования особняк Курлиных несколько раз менял пользователей и функцию. После революции в разные годы в нём размещались чешская контрразведка, детский сад, музей революции, губернский отдел труда, миссия Королевства Швеции, филиал краеведческого музея. В 2008-2012 годах особняк вместе со всеми усадебными постройками отреставрировали, после чего в нём открыли Музей модерна – филиал областного историко-краеведческого музея имени Алабина.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий