Сохранение исторической среды – важная миссия. В Самаре её взяли на себя в том числе волонтёры «Том Сойер Феста». Это люди, влюблённые в город. Они не боятся грязи, тяжёлой и ответственной работы. Наша редакция тоже попробовала себя в роли волонтёров и провела один день на строительной площадке дома Кожевникова. Рассказываем, как это было, и насколько это интересно.
Строительная площадка дома Кожевникова. Фото: Виталий Шабинский
Фестиваль сохранения исторической среды «Том Сойер Фест» появился в Самаре в 2015 году. Идейным вдохновителем его является нынешний директор музея Алабина Андрей Кочетков. Первый опыт с деревянными домами возле филармонии оказался удачным, проект стал выходить за пределы Самары. Фестиваль побывал в более 80 городах и сёлах страны. Сейчас в общероссийской волонтёрской команде состоит около 10 тысяч человек.
Купеческий дом и его секреты
Первым делом на строительной площадке нам провели экскурсию. Здесь есть туалет, уютная беседка, умывальник, контейнер для мусора и рабочие зоны. Координатор площадки Антон Черепок подробно рассказал про дом купца Кожевникова. Это здание всегда выделялось среди уличной застройки, его фасад украшали необычные резные настенные часы с инициалами владельца. Сейчас их сняли, чтобы защитить от вандалов и восстановить. Так как дому не уделяли должного внимания, он начал разрушаться. В итоге был расселён и признан аварийным. Дом находился под угрозой сноса, но в 2022 году за здание взялись волонтёры «Том Сойер Феста». Им удалось сберечь одну из самых старых построек в Самаре и начать её восстановление.
Первым делом на строительной площадке нам провели экскурсию. Фото: Виталий Шабинский
«Дом с часами» уже был городской достопримечательностью. Однако благодаря фестивалю его популярность возросла. Место по праву считается таинственным и мистическим. Его окутывают легенды. Одна из них связана со временем, которое показывали фасадные часы. Якобы стрелки зафиксировали момент смерти дочери купца Кожевникова.
Место по праву считается таинственным и мистическим. Фото: Виталий Шабинский
Волонтёрская команда изучила архивы, чтобы пролить свет на судьбу бывшего владельца. Известно, что Андрей Кожевников имел поташное и винокуренное производства. Он обанкротился из-за введения монополии на спиртное. Обе его внучки погибли. Старшую убило половой доской во время строительства ещё одного дома, а младшая умерла во младенчестве. Эти события породили вокруг дома купца множество слухов. Например о том, что в этом доме погибла дочь Кожевникова. Люди верили, что эта девушка была странной и обладала необычными способностями, кто-то даже считал её ведьмой. До сих пор отсутствуют факты, которые могли бы подтвердить эти сплетни.
Мы прогулялись по мрачному зданию, аккуратно ступая на половые доски. Фото: Виталий Шабинский
Тем не менее, в прошлом веке самарцы считали, что на семье Кожевниковых лежит проклятье, потому что трагедии преследовали её членов. Ещё одна странность в том, что не сохранилось ни одной фотографии купца и его близких родственников. Правда похоже на сюжет для мистического триллера или фильма ужасов с местным колоритом?
Мы прогулялись по мрачному зданию, аккуратно ступая на половые доски. Осмотрели комнаты, в которых когда-то жила чета Кожевниковых. Сейчас это полуразрушенные помещения, где не осталось и следа былой роскоши. Только облезлые стены, скрипучий пол и мутные стёкла в окнах. Волонтёры шутят, что здесь до сих пор обитает дух прежнего владельца или его дочери. В одной из комнат они оставляли манекен с фарфоровой головой, чтобы отпугивать мародёров. Однажды ребята проверяли помещения и заметили, что голова куклы упала и разбилась. Волонтёры решили, что это проделки духа.
Во время обследования дома, волонтёры обнаружили замурованные двери. Фото: Виталий Шабинский
Также во время обследования дома, они обнаружили замурованные двери. Но в этом нет ничего мистического. Скорее всего, их заложили в советское время с появлением коммунальных квартир. Планировка в доме была совсем другой, о чём свидетельствуют перегородки, разные слои обоев и краски.
Планировка в доме была совсем другой, о чём свидетельствуют перегородки, разные слои обоев и краски. Фото: Виталий Шабинский
Искатели сокровищ и старинных гвоздей
Дому около 150-170 лет. Состояние постройки оставляет желать лучшего. В позапрошлом году волонтёры оборудовали временную крышу, а в прошлом – частично укрепили конструкции.
В новом сезоне планируют провести противоаварийные работы на доме: заменить сгнившие несущие конструкции, перебрать кирпичный цоколь, возвести подпорную стенку по периметру, сделать гидроизоляцию, отреставрировать существующие и восстановить утраченные элементы. Команде предстоит почти полностью разобрать дом и собрать его заново, чтобы сделать его пригодным для использования в качестве волонтёрского штаба. Каждую доску будут фиксировать и вносить в каталог. Все работы проведут под надзором реставраторов.
В новом сезоне волонтёры планируют провести противоаварийные работы на доме. Фото: Виталий Шабинский
Физический труд – это то, чем каждый способен помочь зданию. Поэтому важно, чтобы к проекту присоединились неравнодушные люди. На строительной площадке всегда есть чем заняться: здесь можно перебирать доски – оставлять пригодные для использования и ликвидировать гнилые, сортировать целые и битые кирпичи, убирать мусор, красить скамейки, работать молотком и ломом, а также общаться с другими волонтёрами.
Физический труд – это то, чем каждый способен помочь зданию. Фото: Виталий Шабинский
Координатор сразу дал нашей редакции ответственное задание – выдёргивать гвозди с помощью инструментов и сохранять дореволюционные экземпляры. От советских гвоздей они отличаются большим размером, острыми гранями и неровной шляпкой. В основном они ржавые и кривые, но ценные. Возможно, в будущем эти гвозди станут музейными экспонатами в доме Кожевникова и будут напоминать о его истории. А пока нам нужно было активно работать руками, иногда прилагая немалые усилия. Каждый раз победа над коварным и упрямым гвоздём приносила искреннюю радость. Кстати, занятие это весьма медитативное – помогает отвлечься от проблем и освоить новые навыки.
Координатор сразу дал нашей редакции ответственное задание – выдёргивать гвозди с помощью инструментов и сохранять дореволюционные экземпляры. Фото: Виталий Шабинский
Гвозди здесь – не единственные экспонаты. О насыщенной истории здания говорят и другие находки. После революции дом Кожевникова также был жилым, поэтому в нём продолжают «всплывать» артефакты из разных эпох. Например, возле окон цокольного этажа, которые со временем погрузились в грунт, раскопали ржавый пистолет. Оказалось, что эту модель выпускали ещё в дореволюционное время. На место пришлось вызвать полицию, чтобы передать огнестрел на экспертизу. В печи обнаружили тайник со свёртком, в котором хранились военные пуговицы и инструменты. Также в здании нашли обёртку от конфеты «Ну-ка, отними!» 1958 года и тюбетейку. А сколько ещё тайн хранят эти стены и что можно обнаружить во время очередных «раскопок»? Это можно узнать самому, присоединившись к расчистке помещений дома от хлама и мусора. Мы решили, что обязательно вернёмся сюда, чтобы вновь стать отчаянными искателями и исследователями старины.
Здесь также можно красить скамейки, которые добровольцы создают во время мастер-классов по деревянной резьбе. Фото: Виталий Шабинский
Кстати, работа у «Том Сойер Феста» есть не только грязная и пыльная. Здесь можно покрасить скамейки, которые добровольцы создают во время мастер-классов по деревянной резьбе под руководством мастера Сергея Пимахина. Скамьи планируют установить в общественных пространствах города и у дома Кожевникова. Также волонтёры занимаются арт-консервацией, закрывая окна и двери других расслённых домов с помощью щитов, оформленных рисунками. В этом году команде доверили четыре объекта, которые будут готовы к осени. Желающие заняться арт-консервацией могут обратиться к координатору Андрею Седых.
Также волонтёры занимаются арт-консервацией, закрывая окна и двери других расслённых домов с помощью щитов, оформленных рисунками. Фото: Виталий Шабинский
Присоединиться к команде «Том Сойер Феста» может любой желающий. Фото: Виталий Шабинский
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий