Продолжаем рассказывать о жизни и творчестве архитектора Дмитрия Вернера, который построил не одно здание в Самарской области. Многие из них отличаются своей яркостью и оригинальностью. В этом материале речь пойдёт о последних работах зодчего, включая храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Чапаевске, который является одним из главных его творений.
Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Чапаевске, построенный по проекту архитектора Дмитрия Вернера. Фото: Виталий Шабинский
В годы Первой мировой
В 1914 году Дмитрий Вернер покинул пост городского архитектора Самары и переехал в разъезд Иващенково (сейчас город Чапаевск). Там он занял должность архитектора строящегося Сергиевского самарского завода взрывчатых веществ, который был частью большого оборонно-промышленного комплекса. В Самаре располагался Трубочный завод, где производили трубки для взрывателей, а работы со взрывоопасными компонентами и наполнением ими снарядов решили вынести за пределы города.
Возводить завод начали ещё в 1911 году, а железнодорожный разъезд, где разместилось производство, и появившийся здесь посёлок назвали в честь начальника стройки, генерал-майора Владимира Иващенко. Во время Первой мировой войны темпы строительства возросли, это было крупнейшее в Российской империи казённое предприятие по изготовлению тротила и тетрила.
Вернер работал на заводе до осени 1918-го, то есть на протяжении всей войны. По его проектам строились преимущественно гражданские здания: жилые дома, реальное училище, церковь, народный дом. Последний так и не успели закончить, возвели лишь цокольный этаж. В конце 1920-х на существующем фундаменте вырос ДК имени Чапаева.
Влияние архитектора Леонтия Бенуа
Главной работой Вернера в Иващенково стал храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Это не первая церковная постройка в биографии архитектора. В 1902 году по его проекту в Нижнем Новгороде возвели храм Иоанна Богослова при детском приюте графини Кутайсовой (располагался в районе нынешней площади Горького, снесён в советские годы).
Материалы для строительства и отделки храма заказывались в разных городах. Фото: Виталий Шабинский
У Вернера был очень характерный архитектурный язык. Зодчий часто использовал какие-то находки из старых проектов в будущих своих работах. Например, оригинальный рустованный цоколь на публичной библиотеке в Нижнем Новгороде и общественном собрании в Самаре, керамическая плитка зелёных или болотных цветов на разных домах, кованые венки и так далее. Церковь в Чапаевске стала логическим продолжением его нижегородского проекта начала ХХ века. Обе они созданы под влиянием работ известного архитектора Леонтия Бенуа – церкви Святой Марии Магдалины в немецком Дармштадте и Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном.
Внутри храма. Фото: Виталий Шабинский
Признаки модерна
Храм в Чапаевске построен в неорусском стиле, но его отделка – один из самых ярких в регионе образцов модерна. Все фасады украшены разнообразными керамическими деталями – кирпичами, изразцами, мозаикой, плиткой.
Храм построен в неорусском стиле, но его отделка – один из самых ярких в регионе образцов модерна. Фото: Виталий Шабинский
Материалы для строительства и отделки храма заказывались в разных городах. Керамику запрашивали у московских поставщиков – компании «Артур Перкстъ и Ко», из Оренбурга, в московских Абрамцевских мастерских. Иконостас, который не смогли реализовать из-за войны, должно было изготовить знаменитое Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Кузнецова. Кроме того, в отделке встречаются оттиски клейм харьковского завода барона Бергенгейма и немецкой фирмы Villeroy & Boch.
По всему храму размещались керамические вставки с изображениями двухглавого орла и герба дома Романовых. Почти все они были сбиты в советское время. Сохранился лишь один в верхнем ярусе храма. Великий князь Сергей Михайлович Романов был в то время генерал-инспектором артиллерии и курировал постройку завода. Отсюда родовой герб, приставка «Сергиевский» в названии завода и освящение храма в честь Сергия Радонежского.
На фасадах храма располагается большое количество мозаик на библейские сюжеты и керамические вставки. Фото: Виталий Шабинский
На фасадах храма располагается большое количество мозаик на библейские сюжеты: портреты евангелистов, херувимов, орудия пыток Христа, Спас и другие образы. Изначально изображения святых на храме планировались живописные на цинке, но от этого решения отказались. 9 февраля 1917 года Вернер писал в Москву художнику Швареву, которому были заказаны изображения: «Ввиду состоявшегося постановления Комиссии от сего февраля о замене живописных изображений на фасаде церкви мозаичными, прошу Вас приостановить изготовление Спаса Нерукотворного и Сергия Радонежского в Треугольник, относительно замены каковых новыми Вам будет на днях сообщено дополнительно...».
Майоликовое панно в треугольнике над центральным входом выполнено по картине Александра Новоскольцева «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков», за которую в 1882 году художник получил большую медаль Петербургской Академии художеств.
Майоликовое панно, выполненное по картине Александра Новоскольцева «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков». Фото: Виталий Шабинский
Панно художника Михаила Врубеля
Во втором ярусе церкви над главным входом расположено майоликовое панно, изображающее двух павлинов, склонившихся над кувшином. Аналогичный сюжет есть среди росписей Владимирского собора в Киеве, выполненных Михаилом Врубелем в 1888-1889 годах. Исследователи предполагают, что художник является автором керамического образа. В доходном доме Захарова в Санкт-Петербурге есть печь с аналогичным декором, а в книге Андрея Роденкова и Константина Лихолата «В творческой мастерской П.К. Ваулина» опубликован её эскиз. Кроме того, есть ещё две керамические плитки, рисунок которых можно отнести к работам Врубеля.
Врубель долгое время работал в Абрамцевских мастерских, тесно сотрудничал с техником-керамистом Петром Ваулиным. Одна из майоликовых скульптур художника есть в экспозиции Самарского художественного музея. Керамику по эскизам Врубеля можно встретить и на самарских зданиях, например на фасаде и в интерьере особняка Курлиной (Музей модерна).
После революции
Война и революция не способствовали строительству храма. Останавливалось производство специфических деталей – стеклянных кирпичей Фальконье, задерживались поставки отделочных материалов, процесс шёл с перманентными проблемами. Тем не менее работы продолжались как минимум до конца 1918 года. В ноябре Вернер покинул Иващенково.
Архитектор вместе с семьёй уехал в Омск. Там зодчий занимал руководящие должности сначала в правительстве Колчака, а затем и при советской власти. Был заведующим отделом благоустройства, губернским архитектором. Занимался переименованием улиц, разработал проект города-сада. Работал до последнего.
Дмитрий Вернер умер 10 мая 1925 года от сахарного диабета. Похоронили зодчего на городском Казачьем кладбище (ныне не существует).
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий