14 февраля 2024, 13:54

Не просто «жилой дом» на Фрунзе: фахверк, флюгер с козлом и летательный аппарат

Если телепортации не существует, как можно объяснить появление в Самаре фахверкового дома на улице Фрунзе? Забрели вместе с экскурсоводом и автором проекта «Старой Самары послѣдній сонъ» Леонидом Копыловым во двор дома №75 и попали в маленькую Баварию. Долго рассматривали причудливую резьбу под крышей, общались с местным жителем и даже залезли на полузаброшенный чердак. Там, кстати, нашли настоящий летательный аппарат, который так и не смог взлететь. Звучит безумно – от этого и круто.

Фахверковый дом. Фрунзе, 75. Фото: Виталий Шабинский

«Чужой» дом, эркер и «волны» из-под крыши

Фахверковый дом на Фрунзе можно назвать одним из самых противоречивых и загадочных зданий всей Самарской области. О нём нет полной и достоверной информации. Неизвестен даже конкретный год постройки. Понятно лишь одно – единственный и оригинальный фахверковый дом появился в Самаре в конце XIX-начале XX века.

Немного известно и про первого владельца дома Осипа Гиршфельда. Он родился в городе Ровно в семье немецких евреев, был адвокатом и редактором некоторых самарских газет. Например, в 1904 году работал редактором-издателем «Самарского курьера». Со временем, став не только крайне авторитетным, но и богатым, приобрел нескромный дом на Саратовской улице – сейчас Фрунзе. Как писал краевед Павел Попов, слуги Гиршфельда, немцы, как раз и построили для него в его дворике ещё один дом – фахверковый. 

Фото: Виталий Шабинский

А так ли важен точный год постройки этого здания? Для меня больше важна его неповторимость. Раньше в Самаре придерживались принципа гипподамовой застройки –  способа планировки городов с ровными прямоугольными площадями и кварталами. И вот внезапно в этом единообразии линий, когда каждый домик стоит чётко рядом с другим, во дворе Саратовской улицы появляется совершенно иное здание. Оно ориентировано не на улицу, не на прохожих, а на что-то внутреннее. Фахверковый дом – точно индивидуальный проект. Он такой единственный в Самаре.

Леонид Копылов

Методика строения дома в стиле фахверк заключается в создании вертикального несущего каркаса. В идеале он состоит из устойчивых деревянных стоек, горизонтальных балок и диагональных раскосов. В «жилом доме» на Фрунзе эти вертикальные стойки уже начали гнить от времени, погодных условий и банального невнимания. От этого дом деформировался и стал немного «танцующим».

Рекомендуем погулять вокруг. Это добавит впечатлений. Фото: Виталий Шабинский

Дом-памятник архитектуры действительно выглядит, как на картинке, которую сгенерировала нейросеть по запросу «волшебный деревянный домик в самом центре Самары». Однако в глаза не сразу бросаются довольно причудливая резьба, волнами «стекающая» из-под крыши, деревянная «шестерёнка» прямо под её основанием, круглая, что не совсем привычно для фахверка, башня и эркер. Сначала обращаешь внимание на общую, во многом неутешительную картину, затем задаёшься вопросом: «Как так вышло?» и только после этого начинаешь присматриваться и изучать всё до мельчайших деталей.

Клеймо завода Вырыпаевых в Самаре. Фото: Виталий Шабинский

То, на чём точно останавливается взгляд – самая верхушка здания. Как оказалось, козёл появился тут только в 1980-х годах, когда местные жители решили восстановить утраченный флюгер и поместить на него изображение с дореволюционного герба Самарской губернии.

Да, дом выбивается среди остальной застройки. Но пока мы представляем его чужеродным, он таким и остаётся. Нам нужно попытаться его осмыслить, осознать и понять. Мне кажется, он мог бы стать крутым общественным пространством.

Леонид Копылов

Жилые квартиры, экскурсии и старинные часы

На фасаде виднеется чёрная табличка: «Жилой дом. Конец XIX века», и тут же напоминание, что это здание – объект культурного наследия и памятник архитектуры регионального значения. Заходим внутрь дома через деревянную дверь и вспоминаем про фотографию из фонда музея Алабина. Прямо перед этими же дверьми стояли ученицы второго женского приходского училища вместе с городским головой Василием Ушаковым. Вот только стёкол над дверью уже нет. Рамы заколочены деревянными вставками.

На фотографии ученицы второго женского приходского училища с городским головой Василием Ушаковым у фахверкового дома. Фото: Виталий Шабинский

Пройти дальше нам всё-таки удалось. Мы прозвонили практически все квартиры, и, в итоге, к нам вышел житель одной из них Александр. Он согласился провести для нас небольшую экскурсию и даже помог подняться на чердак. Такие гости, как мы, в фахверковый дом заглядывают часто, особенно в летний сезон. Тогда, как рассказал Александр, в Самару приходят целые пароходы с туристами, которых ведут смотреть на спрятавшийся во дворе необычный дом. Иногда Александр стоит рядом с гидами и слушает, говорят они правду или где-то всё же ошибаются. Но чаще не поправляет – устаёт.

Леонид Копылов на чердаке. Фото: Виталий Шабинский

Я и сам часто вожу экскурсии, показываю людям фахверковый дом, люблю им удивлять. Самый частый вопрос, который мне задают: «Неужели здесь живут люди?» Особенно это беспокоит гостей города. После того, как дом сфотографируют со всех сторон, уходят от него обычно с грустными чувствами.

Леонид Копылов

Внутри всё выглядит как-то по-домашнему и по-соседски: общий шкаф на первом этаже, рядом с которым припаркован детский велосипед, плакаты с котами на стенах, календари и подкова с лошадью над одной из квартир. Всего жилых помещений здесь шесть, и все заселены. Самому пожилому жителю скоро исполнится 90 лет, а самому молодому – около 30. Видят последнего здесь, как рассказал Александр, нечасто.

Исследуем внутренности фахверкового дома. Фото: Виталий Шабинский

По лестнице, на совесть прикрученной к деревянным перилам, лезем на чердак, а попадаем в какую-то полузабытую мастерскую. Отсюда здорово видно большую хоральную синагогу и совсем небольшой фрагмент улицы Фрунзе. Изнутри башня, которую мы уже разглядывали во дворе, напоминает ветряную мельницу. Прямо рядом с окном стоит стол. Он полностью завален строительными материалами, правда на них уже образовался немалый слой пыли. Под ногами среди пластиковых бутылок и вёдер – старинные часы. Они, как нам объяснил Александр, давно не ходят. Механизмы пришли в негодность. Вместе с ними, кажется, на этом чердаке остановилось и время.

Перед уходом заметили огромную конструкцию, напоминающую спутниковую антенну. Только сделана она была не из пластика, а из газет.

Знакомый изобрёл якобы летательный аппарат. И я по чертежам его смастерил из бумаги и клея, в технике папье-маше. Но он так и не полетел. Так что об этом можно и не рассказывать. Толку в нём никакого.

житель фахверкового дома Александр

Окно в Самару. Фото: Виталий Шабинский

Летательный аппарат, завёрнутый в порванную клеёнку, продолжает стоять в углу чердака фахверкового дома и, кажется, ждёт своего «случайного случая». Как и стрелки часов, которым вдруг когда-нибудь удастся сдвинуться с места. Конечно, если кто-нибудь вдруг всё же обратит на них внимание и починит вышедший из строя механизм.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Пять любимых текстов журналиста Ксении Якурновой: про книги о Безымянке, персики на гриле и затёртый нос Буратино
    06 января 2024, 09:45
    Пять любимых текстов журналиста Ксении Якурновой: про книги о Безымянке, персики на гриле и затёртый нос Буратино

    Посчитать, сколько раз за год я сказала: «Теперь это точно мой любимый текст на “Кому на Волге”» – просто нереально. Как и нереально было выбрать пять из них. Но в голову сразу пришли именно эти: о «Безымянлаге», зимнем трипе на «Верблюд» и логотипщике, который реально любит своё дело. Эффект «вау», конечно же, только в тандеме с кадрами от наших фотографов – никак иначе.

    Подземелья на Баумана, «Ак Барс Арена», швейная фабрика и экстрим-парк. Чем запомнился фестиваль медиаискусства в Казани
    08 июня 2024, 12:45
    Подземелья на Баумана, «Ак Барс Арена», швейная фабрика и экстрим-парк. Чем запомнился фестиваль медиаискусства в Казани

    С 24 по 26 мая в соседнем городе на Волге проходил международный фестиваль медиаискусства «НУР». Мы отправились в Казань, чтобы посмотреть работы современных художников и городские локации, которые погружают зрителей в новую уникальную реальность. Делимся впечатлением и даём полезные советы.

    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства
    25 июля 2022, 13:49
    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства

    Уличное искусство имеет огромную силу. Оно может создавать точки притяжения людей, менять наш взгляд на привычное окружение, заставлять думать и наслаждаться эстетикой наших городов. Мы нашли пять мест в Самаре - примеры паблик-арта, который стал удачным коммерческим оформлением пространств.

    Что такое дрейф «Заварки» и как он привёл в парк Дружбы
    04 марта 2024, 13:29
    Что такое дрейф «Заварки» и как он привёл в парк Дружбы

    Музей-галерея «Заварка» запустил новый формат – дрейфы. Это не просто прогулки и экскурсии по городу, а нечто большее. Участник не только наблюдает за окружающим пространством, но и фиксирует собственные эмоции и мысли. Побывали на дрейфе по парку Дружбы, который провели в рамках выставки «Человек и дерево» (12+).