08 июля 2024, 16:15

Наследие архитектора Дмитрия Вернера: что мы знаем о здании Общественного собрания на углу Куйбышева и Шостаковича

Материал посвящён творчеству известного зодчего Дмитрия Вернера и одной из его главных работ – зданию Общественного собрания, в котором сегодня можно посетить Военно-исторический музей ЦВО, а в ротонде в здании скоро появится пространство «Модерн в облаках».

Стремительная карьера Дмитрия Вернера

Дмитрий Вернер родился 23 апреля 1873 года в Орле в дворянской семье отставного штабс-капитана. В Самару Вернеры переехали в 1877-м. Отец будущего архитектора выстроил на купленном участке земли два деревянных двухэтажных дома. Часть помещений в них использовали сами хозяева, остальные сдавали в аренду под квартиры. Эти дома известны самарцам как музей-усадьба Алексея Толстого на улице Фрунзе, 155. В 1898 году Вернер-старший продал городскую усадьбу отчиму будущего писателя Александру Бострому.

Музей-усадьба Толстого. Фото: Екатерина Ершова

После окончания Самарского реального училища Дмитрий Вернер поступил в Горный институт в Санкт-Петербурге, затем перевёлся в Институт гражданских инженеров, который окончил в 1896-м. В том же году поступил на службу в нижегородское губернское правление на должность младшего инженера.

В Нижнем Новгороде зодчий сделал стремительную карьеру. В 1899 году он работал уже городским архитектором кремлёвской части, совмещая службу с должностью архитектора института благородных девиц. За 10 лет жизни в Нижнем Новгороде Вернер построил несколько крупных зданий, включая городскую общественную библиотеку, церковь Иоанна Богослова при детском приюте имени графини Кутайсовой (утрачена), ресторан братьев Розановых, общежитие женской гимназии, собственный особняк.

Самарская ГРЭС. Фото: Юлия Рубцова

В 1907-1908 годах Вернер покинул Нижний Новгород и работал разъездным страховым инспектором. В 1909-м вернулся в Самару, где вскоре сменил на посту городского архитектора Фёдора Черноморченко.

Этот период считается расцветом творчества зодчего. По его проектам построены Новотроицкий торговый корпус (ТЦ «Юность» на улице Молодогвардейской, 57), особняки для братьев Матвеевых (Молодогвардейская, 69) и сына основателя Жигулёвского пивоваренного завода Владимира фон Вакано (Шостаковича, 3), доходные дома Егорова-Андреева (Некрасовская, 61) и Нуйчева (Ленинградская, 45), четырёхклассные училища (Чапаевская, 227 и Неверова, 87), городской ломбард (Арцыбушевская, 145), здания Самарской ГРЭС и другие объекты, а также городские торговые ряды в Бузулуке.

Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Фото: Виталий Шабинский

В 1914 году Вернер уехал в разъезд Иващенково (сейчас Чапаевск). Там он работал главным архитектором Сергиевского самарского завода взрывчатых веществ до осени 1918-го. Проектировал гражданские здания: реальное училище, народный дом, жилые дома. Главная его работа на заводе – храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, одна из самых роскошных церквей губернии с мозаиками и керамикой в стиле модерн.

В 1918-м Вернер уехал с отступающими белогвардейцами в Омск. Работал при Колчаке, затем при советской власти был инженером дорожно-строительного отдела (заведующим отделом благоустройства), с 1922 года – губернским архитектором. В числе его произведений этого периода – нереализованный проект города-сада и концепция переименования улиц. Умер Дмитрий Вернер 10 мая 1925 года от сахарного диабета.

Архитектура и интерьеры здания Общественного собрания

Одной из главных работ Вернера в Самаре стало здание Общественного собрания (Куйбышева, 159/Шостаковича, 1). Собрание служащих казённых и общественных учреждений создавали для того, чтобы «доставить своим членам и их семействам возможность проводить время с удобством, приятностью и пользой». Здание было своего рода клубом. Внутри располагались большой зал для мероприятий, библиотека и читальня, комнаты для карточных игр (преферанса, винта, экарте) и бильярдная, буфет и столовая, помещения для персонала и так далее.

Здание Общественного собрания (Куйбышева, 159/Шостаковича, 1). Фото: архив «Кому на Волге»

Дом имеет три фасада, плавно переходящих один в другой. С улицы Куйбышева выделяются большие окна актового зала с длинным балконом и кованым козырьком на цепях, в угловой части находится входная группа, а фасад по улице Шостаковича украшает декоративный элемент в виде металлической аппликации. Остеклённый купол над зданием просматривается со всех сторон, делая Общественное собрание архитектурной и градостроительной доминантой как улицы Куйбышева, так и площади Чапаева. Кроме того, прозрачный купол выполнял функцию светового фонаря над центральной лестницей.

Вид на здание со стороны улицы Куйбышева. Фото: архив «Кому на Волге»

Специальная комиссия, рассматривая проект Вернера, отмечала, что архитектура здания сравнительно проста, но в то же время изящна. Цокольный этаж дома отделан рустом. Аналогичный приём Вернер использовал в 1905 году при строительстве публичной библиотеки в Нижнем Новгороде. Верхняя часть фасадов Общественного собрания покрыта зелёной майоликой. Решётки на окнах полуподвального этажа и ограждения балконов с замысловатыми растительными формами выполнены по эскизам Вернера.

Ограждения балконов с замысловатыми растительными формами выполнены по эскизам Вернера. Фото: Виталий Шабинский

6 (19) декабря 1912 года газета «Волжское слово» опубликовала обширный репортаж. Автор статьи, подписавшийся псевдонимом Мрачный, в деталях описывал интерьер здания. Приведём некоторые выдержки из текста:

«При входе с угла Дворянской и Почтовой улиц посетитель попадает в вестибюль, который одновременно служит и раздевальной. Две четырёхугольные колонны, поддерживающие площадку фойе во втором этаже и часть лестницы, пока окрашены вчерне, а впоследствии будут покрыты большими и дорогими зеркалами. Направо от этих колонн с первой площадки дорогой и красивой мраморной лестницы – вход в столовую, между колоннами – лестница вниз во временную бильярдную, влево от колонн – короткая лестница в комнаты для лото.

Столовая собрания очень изящна, отделана красным и зелёным деревом, лепными украшениями, стильными бра и прочим. Посредине её – кольцеобразный стол с небольшим прорывом, – нечто вроде подковы, в центре которой стоит круглый стол. Прямо против стола, ближе к стене во двор, между колонн, большой аквариум. Он стоит на лепном пьедестале, изображающем волну, из которой вынырнули черепахи, дельфины и другие рыбы и животные. Лепные работы пока не окрашены. Местами в лепку вставлены разноцветные стёкла, которые будут освещаться изнутри электричеством. За аквариумом помещается буфет, сделанный вплоть до медных скоб по рисункам господина Вернера. Южная стена столовой имеет две двери: одну в проходную комнату – нечто вроде передней к выходу во двор. Другую – в маленькую уютную стильную гостиную. Мебель столовой и гостиной тоже исполнена архитектором Вернером, который исполнял вообще все мельчайшие детали обстановки, до надписей на дверях включительно.

Во второй этаж ведёт винтовая мраморная лестница, пока ограждённая временными перилами, так как по вине поставщика мрамора некоторые ступени оказалось возможным поставить лишь до весны, и постоянную очень красивую и дорогую ограду ставить нельзя. Лестница заканчивается в полукруглом фойе, по размерам и форме одинаковом с вестибюлем. Даже без зелени и мебели это фойе очень красиво и оригинально. С лестницы же вход в главный зал, отделанный в стиле empire. Особенно изящны две колонны при входе из зала в открытую гостиную с восточной стороны зала. Капитель колонны исполнена превосходно, основание обложено оксидированной медью. В одном этаже с залом и фойе помещаются комнаты для игры в карты. Близ этих колонн проходит лестница на хоры и далее в особую стеклянную башню на крыше. Из башни открывается единственный в Самаре вид на Волгу и Жигулёвские горы».

Смена поколений и организаций

Пресса 1910-х многократно подчеркивала важность появления нового здания. Самара тех лет нуждалась в хорошо оснащённых лекционных и концертных залах. За пять лет в Общественном собрании прошли десятки различных мероприятий. Здесь выступали поэты Константин Бальмонт и Фёдор Сологуб, скульптор Илья Гинцбург и писатель Аркадий Аверченко, балерина Ольга Преображенская и сопрано Анна Орловская. В апреле 1915 года сюда должен был приехать с концертом Александр Скрябин.

«В Самаре чтение прошло очень хорошо, – писал жене Федор Сологуб. – Пушкинский дом, где я читал прошлый раз, нынче занят лазаретом, и потому Общество народных университетов устраивает лекции в Общественном собрании, у которого свой дом, очень хороший. Зал небольшой, приятный для чтения. Демократической публики меньше, чем тогда, гимназистов не пустили, но было очень много гимназисток. Успех большой, после лекции пришлось прочитать несколько стихотворений».

Вид с крыши. Фото: Виталий Шабинский

В советские годы здание несколько раз меняло функцию. Сначала здесь располагался Красноармейский клуб, которому в 1919 году присвоили имя Карла Либкнехта. В нём работал известный самарский скульптор Василий Акимов. Во время голода в Поволжье в бывшем Общественном собрании разместили детколлектор №2.

В 1925 году в здании открыли областной Дом крестьянина. Следующим пользователем был клуб Осоавиахима, позже – ДОСААФа. В 1930-х происходит коренная перестройка интерьеров, в результате которой была утрачена большая часть роскошной модерновой отделки.

Тематические витражи и мозаики появились в здании после того, как в нём заработал Военно-исторический музей. Фото: Виталий Шабинский

В годы Великой Отечественной войны здание использовали под общежитие. В 1975-м после очередного ремонта в нём заработал Военно-исторический музей, который располагается здесь до сих пор. К этому периоду относится серия монументальных произведений, украсивших объект изнутри. По эскизам художника Рудольфа Баранова создали тематические витражи и мозаики.

На одной из лестниц, ведущих в купол, завершается создание экспозиции, посвящённой жизни и творчеству архитектора Вернера. В остеклённой башне появится пространство «Модерн в облаках», где можно будет узнать об истории и архитектурных особенностях самарских зданий. Над ним работает команда во главе с архитектором Дмитрием Храмовым и автором этой статьи.

 Остеклённый купол над зданием просматривается со всех сторон, делая Общественное собрание архитектурной и градостроительной доминантой улицы Куйбышева и площади Чапаева. Фото: Виталий Шабинский

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Гейши, «плохие рисунки», тайные локации: как прошёл день рождения творческого кластера «Дом 77»
    27 июля 2024, 19:45
    Гейши, «плохие рисунки», тайные локации: как прошёл день рождения творческого кластера «Дом 77»

    Креативному кластеру «Дом 77» исполнилось 7 лет. Создатели легендарного места концентрации творчества пригласили всех в гости 13 июля. Вечером здесь организовали маркет, открыли две выставки, провели лекции и экскурсии. Также свои двери распахнули мастерские и студии резидентов. Рассказываем, как отмечали день рождения и почему «Дом 77» – это большая семья, частью которой может стать каждый.

    На площадках «Чистого Репина»
    11 июля 2022, 19:28
    На площадках «Чистого Репина»

    В Ширяеве 9 июля прошёл эко-арт фестиваль. Наш автор Вадим Карасёв погрузился в «Чистого Репина» и узнал, зачем камням давали имена, увидел как становятся полезными отходы, ну и приложил сам руку к одному из арт-объектов.

    «Лавка букиниста» на Самарской – место, где интересно быть
    18 января 2024, 15:27
    «Лавка букиниста» на Самарской – место, где интересно быть

    Идём в весьма аутентичный локальный магазин – «Лавку букиниста» на улице Самарской. Как нам, кажется, это уже реальный туристический объект. Его владелец Дмитрий Шляков рассказал, как нашли первое издание «Золотого телёнка», о росте интереса к философии, Марксу и Энгельсу и о падающей популярности ужасов.

    Новое место - галерея Space 13 на Куйбышева
    19 мая 2023, 17:46
    Новое место - галерея Space 13 на Куйбышева

    В Самаре появилось ещё одно арт-пространство. На втором этаже на Куйбышева, 81, теперь работает Space 13 Gallery. Из её окон открывается вид прямо на площадь Революции. Побывали внутри и рассказываем про первую выставку, про «Ночь музеев» и немного о планах на будущее.