Самара играла важную стратегическую роль с момента своего основания. Сначала это была крепость для защиты границ от набегов кочевников. Спустя триста с лишним лет купеческий город стал одним из центров военной промышленности. В годы Великой Отечественной Куйбышев был «запасной столицей» Советского Союза. В очередном обзоре мозаик Самары расскажем о произведениях на тему войны и мира.
В эвакуации
В конце 1987 года в Куйбышеве открыли три первые станции метро. Все они находились в районе Безымянки, где в 1940-х расположились основные оборонные заводы. Проект одноимённой станции подземки разработали архитекторы Алексей Моргун, Александр Темников и Дмитрий Моргун . Оформлением путевых стен занимался московский художник Андрей Кузнецов. Двое из этой четверки - Алексей Моргун и Андрей Кузнецов - в 1941 году оказались в нашем городе в эвакуации. Их личные воспоминания потом отразились во внешнем облике станции.
«Везшую нас теплушку я изобразил в посвященной эвакуации мозаике на станции метро «Безымянка» в Куйбышеве, - писал Кузнецов в статье «Облик метро», опубликованной в «Московском журнале. Истории государства Российского». - Безымянка - пригородный полустанок, куда прибывали эшелоны с эвакуированными авиационными заводами из Москвы, Воронежа и других мест».
Фото предоставлено ВООПИИК
На путевых стенах разместили фризы, выполненные в технике флорентийской мозаики. На каждом Кузнецов изобразил по четыре сюжета с общим названием «Крылья Победы»: авиационный праздник в Тушино, «Вторжение», эвакуация заводов, «Все для фронта! Все для Победы!», «Фронту надо - сделаем!», атака штурмовиков Ил-2, торжество победителей и салют, реактивная авиация и космос.
Эхо войны
К 30-летию Победы в Куйбышеве открыли Военно-исторический музей. В интерьерах бывшего Общественного собрания на улице Куйбышева, 157 появились монументальные произведения. Дверной проём в коридоре первого этажа обрамляет мозаика, изображающая двух защитников - воина в кольчуге и современного солдата. Панно выполнено по эскизу Рудольфа Баранова . В реализации принимал участие художник Николай Тяпков.
Фото предоставлено ВООПИИК
В 1967 году молодые архитекторы создали серию работ на торцах пятиэтажек №148-160 на улице Советской Армии. Альфред Хахалин выполнил два сюжета. Это стоящие плечом к плечу витязь и солдат и мальчик с девочкой, выпускающие в небо белого голубя . Копию второй композиции, но в других цветах, также можно встретить на проспекте Кирова, 202. Владимир Алексушин взял пять тем: морской флот , танковые и ракетные войска, авиация, революция 1917 года и Великая Отечественная война.
- Это было буквально в первые годы, когда мы приехали в Самару, - рассказал Хахалин. - Как раз была эпопея со строительством пятиэтажных домов. Работа над торцами была для нас чистой самодеятельностью. Не были задействованы художники-профессионалы. В институте кинули клич, чтобы каждый взял какую-то тему. Участвовали почти все архитекторы, распределили между собой торцы. Строил всё завод железобетонных изделий, который выпускал панели для пятиэтажек. Плитка была типовая, пять на пять сантиметров, её делали нескольких цветов. Это как вышивка крестом, только были строго заданные размеры. Как хочешь, так и выкладывай, но чтобы можно было потом что-то увидеть со стороны - лицо, меч, одежду.
Ещё два панно, связанные с названием улицы, появились на Партизанской, 70 и 72. На первом торце изображены профили героев, прячущихся среди деревьев, - бородатого мужчины с ружьем и его молодого товарища. На втором - лес пронизывает яркое солнце.
Фото предоставлено ВООПИИК
Голубь мира и милосердие
В 1949 году Пабло Пикассо нарисовал эмблему для Всемирного конгресса сторонников мира - белого голубя. Образ одного из символов мирной жизни часто появлялся на торцах жилых домов в Куйбышеве. На проспекте Карла Маркса, 330, например, он изображён на фоне поднятой вверх ладони и абстрактного жёлтого пятна, напоминающего клубящийся из заводской трубы дым.
Фото: Андрей Савельев
Мозаику с одиноко сидящим голубем также можно встретить на улице Авроры, 129. Два панно с защитниками, выполненные неизвестными художниками, расположены на фасадах бывшей военной части на улице Николая Панова.
Фото: Андрей Савельев
Мозаикой отделан торец Самарского областного клинического госпиталя для ветеранов войн на улице XXII Партсъезда, 43. Композицию «Милосердие» на здании, построенном в 1993 году, выполнил художник-монументалист Вячеслав Герасимов. На стене - чаша со змеёй, портреты врачей, дата основания госпиталя (1943) и год постройки нового здания. Из-за некачественного монтажа через десять лет панно получило множество повреждений. В 2006 году поверх него натянули баннер, так что судьба мозаики неизвестна.
Фонтан в честь Победы
В 1975-м на Самарской площади открыли фонтан в честь 30-летия Победы. Его авторами стали архитекторы Владимир Борисов и Ваган Каркарьян. Эскизы мозаичного оформления принадлежат Рудольфу Баранову. В 2017 году во время ремонта первоначальное покрытие чаши и георгиевской ленты разрушили, заменив смальту и крупноразмерную керамику на мелкую и более яркую плитку. Владимир Борисов и Тамара Каркарьян (вдова архитектора) в судебном порядке добились возвращения фонтану первоначальной отделки. И хотя результат оказался далёк от идеала, последняя версия все же ближе к оригинальному замыслу художника. При этом был создан важный прецедент защиты авторских прав на монументальные произведения эпохи модернизма.
Фото: Андрей Савельев
Комментарии ()
Написать комментарий