Что такое Самара? Город с четырёхсотлетней историей? «Русский Чикаго»? Промышленный Куйбышев? Хлебная, «запасная», космическая столица? Город-курорт? Скорее - все вместе. Так или иначе все местные смыслы нашли своё отражение в монументальном искусстве. На мозаиках 1950-1990-х годов встречаются изображения знаковых для города объектов и речная тема - неотъемлемая часть волжской идентичности.
В 1966-1967 годах на новых пятиэтажках появилась серия мозаичных панно, посвященных волжской теме: яхта и теплоходы (улица Воронежская, 252),
Фото: Андрей Савельев
плывущее на фоне солнца судно на подводных крыльях (проспект Кирова, 200),
Фото: Андрей Савельев
парусники и летящая чайка (оба на улице Магистральной, 135а).
Фото: Андрей Савельев
Еще одно панно с чайкой частично сохранилось на улице Воронежской, 196.
В 1968 году в Куйбышеве началось строительство 4-го микрорайона. Через год на улице Осипенко возвели три крупнопанельных девятиэтажных дома. Выходящие на улицу торцы декорировали мозаичными керамическими панно. Все три выполнил художник Анатолий Завьялов в едином стиле с использованием псевдоантичных образов.
Анатолий Завьялов (1930-2018) - выпускник Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства, жил и работал в Куйбышеве с 1964 по 1971 год. В 1972-м переехал в Новгород.Помимо трёх панно на улице Осипенко по эскизам Завьялова выполнили мозаику «Гражданская авиация» в сквере «Три вяза», панно в интерьере магазина «Сюрприз» на улице Красноармейской, 23. Последнее сейчас скрыто за фальшстеной.
Фото: ВООПИиК
На центральном торце дома №24 на Осипенко сверху изображены капители ионического и тосканского ордеров. Внизу - мост через реку, напоминающий ныне демонтированный Сокский на въезде в Самару. В центре на фоне ладони расположена одна из башен московского Кремля с девятиэтажным модернистским зданием за ней. Это изображение нереализованного проекта куйбышевского Дома Советов. В 1969-1972 годах архитекторы Алексей Моргун, Ваган Каркарьян и Валентин Черняк разработали несколько вариантов, один из которых Анатолий Завьялов зеркально разместил на мозаичном панно. Согласование проекта и строительство местного Дома правительства заняли два десятилетия. В итоге реализовали другой вариант, а этот проект сохранился лишь на бумаге и фасаде жилого дома.
На ближнем к Волге доме №20 на улице Осипенко изображён портрет девушки (возможно, богиня красоты Афродита с завивающимся локоном, отсылающим к «Рождению Венеры» Сандро Боттичелли) и предметы, связанные с массмедиа - кинокамера, радиомикрофон и передающая сигнал антенна. На доме, выходящем на улицу Ново-Садовую (улица Осипенко, 22), - освещенный солнцем профиль юноши (возможно, образ лучезарного Аполлона - древнегреческого покровителя искусств, олицетворяющего мужскую красоту), цветы и конь, выполненный в духе городецкой игрушки.
Фото: ВООПИиК
В 1877 году во время Русско-турецкой войны самарская делегация вручила болгарским ополченцам знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря. Этот стяг является одним из символов болгарской армии. В 1958-м Куйбышев и Стара-Загора стали городами-побратимами.
Позже в нашем городе появилась улица Стара-Загора, а новый кинотеатр на ней назвали «Шипкой». В 1977 году в честь 100-летия передачи Самарского знамени на торце девятиэтажки по эскизу художника Рудольфа Баранова создали панно на тему дружбы двух городов.
Фото: Андрей Савельев
В центре композиции двое мужчин держатся за руки. Над ними изображены куйбышевский монумент Славы и памятник Свободы на перевале Шипка, советский и болгарский флаги. Возле торца дома - шесть отделанных мозаикой каменных беседок, на части которых изображена болгарская роза.
Важным для Куйбышева событием стало масштабное празднование 400-летия города в 1986 году. Об этой дате напоминает мозаичная надпись, выполненная на торце жилого дома №48 на улице Владимирской.
Фото: Андрей Савельев
Еще одна работа, созданная к юбилею, расположена на фасаде бывшего здания редакции газеты «Куйбышевский железнодорожник» возле главного городского вокзала. Мозаика, выполненная московским художником Петром Васильевым. Это не просто декоративный элемент, но архитектурное и градостроительное произведение, которое формирует образ здания и восприятие Комсомольской площади. На рельефной поверхности изображены знаковые для истории города объекты - утраченная крепость Самара 1586 года, монумент Славы, новая филармония, строительство которой завершалось в то время, башни экспериментального элеватора и костел, где в 1980-х располагался областной краеведческий музей.
Фото: Армен Арутюнов
Пётр Васильев (1942-2009) работал в Республиканском комбинате монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР. Помимо масштабной работы возле железнодорожного вокзала художник создал в Куйбышеве занавес и элементы интерьера Клуба имени революции 1905 года (авторы реконструкции ДК Железнодорожников - архитекторы Михаил Макридин и Сергей Мишин), два панно на здании управления метрополитеном на улице Гагарина и мозаику фонтана «Парус» на набережной (утрачена в 2012-м, композицию воссоздали из металла).
Комментарии ()
Написать комментарий