29 ноября 2021, 16:04

Мозаики Самары о городе и Волге

Что такое Самара? Город с четырёхсотлетней историей? «Русский Чикаго»? Промышленный Куйбышев? Хлебная, «запасная», космическая столица? Город-курорт? Скорее - все вместе. Так или иначе все местные смыслы нашли своё отражение в монументальном искусстве. На мозаиках 1950-1990-х годов встречаются изображения знаковых для города объектов и речная тема - неотъемлемая часть волжской идентичности.

В 1966-1967 годах на новых пятиэтажках появилась серия мозаичных панно, посвященных волжской теме: яхта и теплоходы (улица Воронежская, 252),

Фото: Андрей Савельев

плывущее на фоне солнца судно на подводных крыльях (проспект Кирова, 200),

Фото: Андрей Савельев

парусники и летящая чайка (оба на улице Магистральной, 135а).

Фото: Андрей Савельев

Еще одно панно с чайкой частично сохранилось на улице Воронежской, 196.

В 1968 году в Куйбышеве началось строительство 4-го микрорайона. Через год на улице Осипенко возвели три крупнопанельных девятиэтажных дома. Выходящие на улицу торцы декорировали мозаичными керамическими панно. Все три выполнил художник Анатолий Завьялов в едином стиле с использованием псевдоантичных образов.

Анатолий Завьялов (1930-2018) - выпускник Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства, жил и работал в Куйбышеве с 1964 по 1971 год. В 1972-м переехал в Новгород.Помимо трёх панно на улице Осипенко по эскизам Завьялова выполнили мозаику «Гражданская авиация» в сквере «Три вяза», панно в интерьере магазина «Сюрприз» на улице Красноармейской, 23. Последнее сейчас скрыто за фальшстеной.

Фото: ВООПИиК

На центральном торце дома №24 на Осипенко сверху изображены капители ионического и тосканского ордеров. Внизу - мост через реку, напоминающий ныне демонтированный Сокский на въезде в Самару. В центре на фоне ладони расположена одна из башен московского Кремля с девятиэтажным модернистским зданием за ней. Это изображение нереализованного проекта куйбышевского Дома Советов. В 1969-1972 годах архитекторы Алексей Моргун, Ваган Каркарьян и Валентин Черняк разработали несколько вариантов, один из которых Анатолий Завьялов зеркально разместил на мозаичном панно. Согласование проекта и строительство местного Дома правительства заняли два десятилетия. В итоге реализовали другой вариант, а этот проект сохранился лишь на бумаге и фасаде жилого дома. 

На ближнем к Волге доме №20 на улице Осипенко изображён портрет девушки (возможно, богиня красоты Афродита с завивающимся локоном, отсылающим к «Рождению Венеры» Сандро Боттичелли) и предметы, связанные с массмедиа - кинокамера, радиомикрофон и передающая сигнал антенна. На доме, выходящем на улицу Ново-Садовую (улица Осипенко, 22), - освещенный солнцем профиль юноши (возможно, образ лучезарного Аполлона - древнегреческого покровителя искусств, олицетворяющего мужскую красоту), цветы и конь, выполненный в духе городецкой игрушки.

Фото: ВООПИиК

В 1877 году во время Русско-турецкой войны самарская делегация вручила болгарским ополченцам знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря. Этот стяг является одним из символов болгарской армии. В 1958-м Куйбышев и Стара-Загора стали городами-побратимами.

Позже в нашем городе появилась улица Стара-Загора, а новый кинотеатр на ней назвали «Шипкой». В 1977 году в честь 100-летия передачи Самарского знамени на торце девятиэтажки по эскизу художника Рудольфа Баранова создали панно на тему дружбы двух городов.

Фото: Андрей Савельев

В центре композиции двое мужчин держатся за руки. Над ними изображены куйбышевский монумент Славы и памятник Свободы на перевале Шипка, советский и болгарский флаги. Возле торца дома - шесть отделанных мозаикой каменных беседок, на части которых изображена болгарская роза.

Важным для Куйбышева событием стало масштабное празднование 400-летия города в 1986 году. Об этой дате напоминает мозаичная надпись, выполненная на торце жилого дома №48 на улице Владимирской.

Фото: Андрей Савельев

Еще одна работа, созданная к юбилею, расположена на фасаде бывшего здания редакции газеты «Куйбышевский железнодорожник» возле главного городского вокзала. Мозаика, выполненная московским художником Петром Васильевым. Это не просто декоративный элемент, но архитектурное и градостроительное произведение, которое формирует образ здания и восприятие Комсомольской площади. На рельефной поверхности изображены знаковые для истории города объекты - утраченная крепость Самара 1586 года, монумент Славы, новая филармония, строительство которой завершалось в то время, башни экспериментального элеватора и костел, где в 1980-х располагался областной краеведческий музей. 

Фото: Армен Арутюнов

Пётр Васильев (1942-2009) работал в Республиканском комбинате монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР. Помимо масштабной работы возле железнодорожного вокзала художник создал в Куйбышеве занавес и элементы интерьера Клуба имени революции 1905 года (авторы реконструкции ДК Железнодорожников - архитекторы Михаил Макридин и Сергей Мишин), два панно на здании управления метрополитеном на улице Гагарина и мозаику фонтана «Парус» на набережной (утрачена в 2012-м, композицию воссоздали из металла).

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    По усадьбам: куда отправиться за эстетикой дворянских развалин в Самарской области
    19 марта 2025, 16:31
    По усадьбам: куда отправиться за эстетикой дворянских развалин в Самарской области

    Поросшие плющом стены, одичавшие сады и осколки разбитых окон. Мы подобрали для вас самые красивые усадьбы Самарской области. Вернее, то, что от них осталось. Некогда это были роскошные поместья аристократов. Сегодня – живописные руины. Рассказываем, где искать следы былого величия самарского дворянства и ощутить на себе атмосферу ускользающего прошлого.

    Новое место – музейная галерея «История типографии в Самаре»
    08 апреля 2024, 14:50
    Новое место – музейная галерея «История типографии в Самаре»

    В историческом центре города продолжают появляться новые арт-пространства. Мы побывали в готовящейся к открытию музейной галерее «История типографии в Самаре» (0+). Она находится в колоритном здании на Куйбышева, 103.

    Четыре комнаты – четыре мира: о чём выставка «Новый символизм. Гиперборея и киберпространство»
    22 октября 2024, 16:44
    Четыре комнаты – четыре мира: о чём выставка «Новый символизм. Гиперборея и киберпространство»

    В Музее модерна работает выставка «Новый символизм. Гиперборея и киберпространство» (12+). В неё входят произведения 14 самарских, петербургских, нижегородских и московских авторов. Как художники совместили символизм и виртуальную реальность? Что находится в четырёх комнатах? И почему игры – это тайные порталы? Узнали об этом в музее.

    Как устроен бункер Сталина в Самаре
    05 декабря 2024, 18:50
    Как устроен бункер Сталина в Самаре

    Его построили в рекордные сроки – за 8,5 месяцев 1942 года на невероятной для того времени глубине в 37 метров. В самом центре города, в условиях секретности. Бункер носит имя того, кто там никогда не был. Вокруг него до сих пор ходит много легенд, потому что даже сейчас не со всех его документов снят гриф «совершенно секретно». Мы побывали на «Объекте №1», заглянули туда, куда нет доступа посторонним, расспросили служащих о секретах строительства бункера и постарались развеять несколько мифов.