Научно-технический прогресс был одной из актуальных тем в советском искусстве. Естественно, это отразилась на внешнем виде Самары. В очередном нашем материале про мозаики рассказываем, где можно увидеть мирный атом, фрагмент микроавтобуса и телефонный аппарат.
Одновременно с космосом, о котором мы уже рассказывали,в монументальном искусстве Самары, а тогда ещё Куйбышева, 1950-1980-х стала часто появляться тема науки и техники. Одна из первых таких работ «Молодёжь в науке и производстве» на улице Антонова-Овсеенко,53, состоит из двух мозаичных панно. В каталоге автора - художника Бронислава Кураго - это произведение, расположенное на стенах бывшего учебно-производственного комбината, датируется 1971 годом. На мозаиках - портреты юношей, девушек и характерные различные предметы. Раскрытые книги, колба, циркуль с транспортиром, шахматная доска - на панно, посвященном науке.
Фото предоставлено ВООПИК
Швейная машинка, манекен и женская обувь, циферблат торговых весов и телефонная трубка, фрагмент микроавтобуса и логотип службы быта - на второй части, посвященной производственным специальностям.
Фото предоставлено ВООПИК
Ещё два произведения Кураго появились в 1975-1976 годах на новом здании междугородной телефонной станции на улице Мичурина, 54. В глухой части главного фасада, выходящего на площадь Памяти (бывшая площадь Митрофанова), расположен барельеф «Связь» с мозаикой из керамической плитки.
Фото: Армен Арутюнов
В центре композиции - девушка, которая зовёт кого-то, приложив руку ко рту. Форсированный голос волнами разлетается по округе. В работе над этим произведением принимал участие самарский художник Василий Ларионов.
Второе панно «Международная телефонная связь» находится на первом этаже здания со стороны улицы Мичурина.
Фото:Армен Арутюнов
Оно выполнено в той же технике, что и работа на главном фасаде: рельеф с мозаикой из керамической плитки. Здесь изображены приёмная станция спутниковой связи, аббревиатура «МТС», дисковый номеронабиратель телефона и радиоволны.
Бронислав Кураго (1937-2017)
Учился у Гелия Коржева на отделении монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (сейчас МГХПА имени Строганова). В Куйбышеве работал с 1969 по 1977 год, потом переехал в Вологду. Был членом республиканской комиссии по монументально-декоративному искусству. В числе известных работ Кураго в Самарской области - панно «Строители» в Новокуйбышевске, выполненное в 1970- 1971 годах в соавторстве с Галиной Суздальцевой.
В 1970-х годах в интерьере техникума промышленных технологий появилась масштабная мозаика, посвященная достижениям науки. Панно размещается возле лестницы так, что левая его сторона занимает вертикальный отрезок стены между двумя этажами, а правая расположена на уровне верхнего этажа.
Фото: Дмитрий Недыхалов
Здесь использовали традиционный набор сюжетов. Молодой ученый держит в левой руке укрощенный атом, правой показывает на кристаллическую решетку. Его коллега в развевающемся платье прижимает к груди книгу, другой рукой держит колбу с некой темной жидкостью. Над ними изобразили планеты и летящий в безвоздушном пространстве космонавт. Персонажи в левой части панно парят в воздухе, в отличие от юноши справа, который стоит на островке земли в окружении флоры и фауны - ласточек, растений и водорослей. В руке натуралист держит ветку с крупными листьями.
В апреле 1978 года завершилась отделка первого этажа в седьмом корпусе Куйбышевского политехнического института (сейчас Самарский государственный технический университет) на улице Первомайской, 1. По эскизу московского художника-монументалиста Владимира Замкова создали композицию «Наука» площадью 200 квадратных метров. Она состоит из рельефов и мозаик из смальты.
Работу выполнила группа художников Республиканского комбината монументально-декоративного искусства: Шевелев, Мурашкин и Бандорин. Барельефы, изображающие ученых, перфокарты, молекулы, ракеты, звезды и другие объекты дополнили мозаичными вставками разных цветов. Золотым выложили ленту Мёбиуса и фон для формулы Эйнштейна E=mc2.
«Текучую» атмосферу планет выполнили с использованием синего, серого и белого.
Владимир Замков (1925-1998)
Один из ведущих художников-монументалистов страны, действительный член Академии художеств, лауреат Государственной премии СССР. Замков был удостоен звания заслуженного художника РСФСР (1970), народного художника РСФСР (1979), народного художника СССР (1991). Замков участвовал в оформлении павильона «Северный Кавказ и Крым» на ВДНХ (1952), советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), помещений посольства СССР в Вашингтоне, олимпийской деревни Олимпиады-80. В Куйбышеве по его эскизам выполнили портрет Ленина в технике флорентийской мозаики в интерьере филиала Центрального музея Ленина (сейчас музей Алабина).
Ещё одно монументальное произведение расположено на лестничной площадке офисного здания на улице Куйбышева, 103. Дом в стиле модернизированной эклектики, построенный в начале ХХ века по проекту архитектора Александра Щербачева, в позднесоветский период занимали отделы горисполкома.
Фото: Армен Арутюнов
Композиция выполнена на деревянной основе в смешанной технике: роспись, аппликация, мозаика. Здесь изображена популярная в 1960-1970-е годы тема «мирного атома»: мужчина держит на ладони ядро с вращающимися вокруг него электронами, а рядом взлетает ракета, оставляющая желтый мозаичный шлейф.
Комментарии ()
Написать комментарий