19 февраля 2024, 15:52

Ладони с кольцами или шалаш? Дворец бракосочетания в Самаре

Дворец бракосочетания или «Теремок», как его называют в народе, в этом году отметил юбилей – 40 лет. Вместе с самарским журналистом, архитектурным обозревателем и градозащитником Арменом Арутюновым прошлись по пустому, что редкость, Дворцу и увидели почти полувековой витраж из балтийского стекла, гипсовый барельеф во всю стену и внутренний дворик для торжественных регистраций. 

Дворец бракосочетания на Молодогвардейской. Фото: Виталий Шабинский

Зал для показа мод и шалаш

Дворец бракосочетания был когда-то настоящим долгостроем и вот почему: проектом занялись ещё в 1970-х, а официальное открытие здания состоялось только 18 января 1984 года. Причины такого затягивания сроков были разными. 

Началось всё с конкурса внутри проектного института. С идеями выступили три архитектора: Валерий Годына, Алексей Герасимов и Ваган Каркарьян. В итоге выбрали проект Герасимова, а Каркарьян присоединился в процессе и стал соавтором.

Остальные не решались принимать в этом участие. Во-первых, место, на котором должен был находиться дворец, считалось непростым из-за рельефа. Во-вторых, нужно было пристроить ЗАГС к уже имеющимся жилым домам. А это было действительно сложно.

Помимо ЗАГСа здесь «планировались» швейные цеха. Фото: Виталий Шабинский

В то время в провинции реализовать авторский проект было практически невозможно. Средств выделяли недостаточно. Архитекторы шли на хитрость. По бумагам этот дом был пристроем к двум 14-этажкам, комбинатом бытового обслуживания. Помимо ЗАГСа здесь «планировались» швейные цеха. Из воспоминаний авторов известно, что центральный зал в документах был залом для показа мод, комната жениха и невесты - примерочной. Чтобы защитить какой-то авторский проект и необычную архитектуру, нужно было убедить власти, что это действительно кому-то нужно. 

Армен Арутюнов

В советской архитектуре, как и в дореволюционной, помимо идеи было принято предлагать ещё и девизы для каждого конкретного проекта. Так работа Герасимова, напоминающая шатёр, сопровождалась фразой: «С милым рай и в шалаше». В итоге, Дворец бракосочетания стал не простым шатром, а двумя ладонями, которые тянутся друг к другу. Между ними появились обручальные кольца – символ брака. Дворец полностью соответствовал принципам современной архитектуры, когда форма, то есть внешняя архитектура здания, диктуется тем, что находится внутри. 

Идея витража была взята из одного американского журнала. Фото: Виталий Шабинский

Это было супер-смело для того времени. Алексей Герасимов ездил в Минск, чтобы посмотреть на первый Дворец бракосочетания, который появился там ещё в 1960-е годы. Сейчас кажется, что решение со ступенчатыми прорезями для дополнительного освещения навеяно именно минским проектом. Ещё я долго обсуждал с Алексеем Николаевичем вопрос о схожести этого здания с западными церквями. В одной из бесед он всё же признался, что сама идея витража действительно была взята из одного американского журнала. 

Армен Арутюнов

На реализацию проекта ушло много времени. Герасимов вспоминал, что инженеры неохотно брались за работу. Вопросов было много. Ведь любая нешаблонная идея требует индивидуального подхода. Никуда не исчезла и проблема с финансированием. В истории строительства Дворца было около трёх лет паузы, когда металлические конструкции и фундамент попросту простаивали.

В 2015 году во Дворце бракосочетания стартовала реконструкция, которая длилась около года. Фото: Виталий Шабинский

В 2020 году самарское региональное отделение ВООПИиК запустило проект «Лица модернизма». В том числе в нём мы рассказали и про Дворец бракосочетания. Модернистскую архитектуру, несмотря на всю её выразительность и любовь людей, некоторые до сих пор воспринимают как пережиток советского прошлого, часть эпохи массового строительства. А на самом деле многие здания того времени – это выдающиеся объекты, которые достойны стать памятниками архитектуры. Надеюсь, что и Дворец в будущем ждёт такая история.

Армен Арутюнов

Балтийское стекло, «Адам и Ева» и двор-колодец

В 2015 году Дворец бракосочетания ушёл на реконструкцию. Ремонт длился около года. За это время освежили залы для регистрации, коридоры и служебные помещения. Дворец стал более лёгким и минималистичным. Обновили и лестницу, которая ведёт молодожёнов в торжественный зал.

Есть ряд объектов, в которых нельзя трогать даже самые маленькие детали. Например, номерки в гардеробе Филармонии. Моё мнение, перила, которые убрали из Дворца, можно было оставить – они были элементом эпохи. Но не могу сказать, что после ремонта стало хуже. «Теремок» стал свободнее и как будто просторнее. Здесь явно есть понимание, как грамотно работать с пространством.

Армен Арутюнов

Витраж собран из цветного стекла. Фото: Виталий Шабинский

Самое главное, за что молодожёны так любят Дворец бракосочетания, это, конечно, огромные витражи в торжественном зале регистрации браков. Разглядеть можно и дерево, и голубей, и цветы – в общем, те символы, которые обычно ассоциируются с семьёй, любовью и верностью. Особенно красиво всё это выглядит в солнечный день, когда молодожёны и гости поднимаются по лестнице, перед ними открываются тяжёлые шторы и появляются витражи, через которые пробиваются лучи света. «Вау»-эффект обеспечен, даже если ты видишь это не в первый раз.

За витражом, как мы разглядели, есть второй слой остекления. Он помогает с теплоизоляцией. 

Витраж собран из цветного стекла художниками Вячеславом Герасимовым и Александром Нагнибедой. В каждом архитектурном проекте того времени материалы чаще всего привозили из разных концов страны. Это стекло нашли в Прибалтике. Даже несмотря на проблемы с финансированием удалось отыскать качественный материал.  

Армен Арутюнов

Ещё одна важная деталь, которая обычно попадает на фотографии абсолютно всех молодожёнов, – гипсовое панно «Адам и Ева». Барельеф, олицетворяющий семью и продолжение рода, выполнил скульптор Степан Карслян. Именно здесь, у основания лестницы, начинаются торжественные церемонии. 

Гипсовое панно «Адам и Ева». Фото: Виталий Шабинский

После росписи молодожёны с гостями попадают в комнату для поздравлений и фотосессий. Там тоже можно встретить значимую составляющую «Теремка» – большое панно «Стремление» Нурхатима Бикулова. На нём мужчина и женщина провожают пару лошадей, олицетворяющих их путь рядом друг с другом. Тут же – два купидона, которые целятся в них из лука. 

Панно «Стремление». Фото: Виталий Шабинский

Немногие знают, что в «Теремке» действуют сразу два зала для регистрации. Второй –  поменьше, не такой торжественный, но тоже с витражами. Он здорово подходит для тех, кто хочет отметить день создания семьи вдвоём или только с самыми близкими. Гостям попасть туда можно только с улицы Молодогвардейской. Раньше в каминном зале, как мы увидели на архивной фотографии, на стене висел гобелен художника Вячеслава Герасимова. Сейчас работу сняли и оставили просто пустую стену. 

Каминный зал для регистрации брака. Фото: Виталий Шабинский

Отделяет торжественный зал с большими витражами от маленького каминного внутренний двор. Зимой он отдыхает, а летом в выходные принимает гостей. Здорово, что он вообще есть, и особенно важно, что он изолирован от улицы, окружён стенами ЗАГСа. Нам он чем-то напомнил своеобразный питерский двор-колодец.

Как нам рассказали сотрудники ЗАГСа, погостить в «Теремке» и сказать заветное «Да» уже успели не только жители Самары и разных городов России, но и гости из Индии, Мадагаскара, Умана, США, Франции, Германии, Эретрии, ОАЭ, Италии и Турции. Со временем Дворец бракосочетания стал не только местом, в котором создаются семьи. Он стал неотъемлемой частью города и тем местом, которое объединяет людей влюблённых друг в друга, историю, а ещё в действительно необычную и ценную для этой истории архитектуру.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    119 лет спустя. Кухмистерская фон Вакано в Самаре
    10 февраля 2022, 09:03
    119 лет спустя. Кухмистерская фон Вакано в Самаре

    Внутри сейчас - «Гастропаб 1903», ресторан Alfred и The Club Spa by Anne Semonin. Погуляли по кухмистерской и рассказываем, почему здесь не устраивают свадебные фотосессии, чем отличается гастропаб от ресторана, и как с ними соседствует французский  клубный спа.

    Внутри Драмтеатра: 700 кресел, 5000 костюмов и машина
    01 июня 2021, 09:49
    Внутри Драмтеатра: 700 кресел, 5000 костюмов и машина

    Здание театра драмы - один из символов Самары. Покажем вам, что творится внутри, когда там нет зрителей. Пока гуляли по театру, узнали, как в подвал попал автомобиль, и зачем военную форму вымачивали в хлорке.

    Потереть на счастье. Самарские скульптуры, которые приносят удачу, но это неточно
    06 апреля 2023, 16:00
    Потереть на счастье. Самарские скульптуры, которые приносят удачу, но это неточно

    Продолжаем рассказывать про городские локации, которые обращают на себя внимание местных жителей и туристов. В прошлый раз мы подготовили подборку памятников, до которых не дотянуться. Теперь представляем вам скульптурные композиции, которые, наоборот, можно, а кому-то даже нужно трогать руками.

    «Лес. Ангелина» в «Виктории»: стендап, психотерапия и автобиография
    23 января 2023, 15:54
    «Лес. Ангелина» в «Виктории»: стендап, психотерапия и автобиография

    Театр это давно не только вешалка, зрительный зал, кулисы и реквизит. Восприятие этого вида искусства расширяется благодаря новым и смелым проектам. Один из них показали на «Неделе современного театра» в галерее «Виктория». Мы сходили на спектакль «Лес. Ангелина» (18+), на котором прониклись самоанализом и попытались разобраться «кто мы?».