Эпоха освоения космоса совпала с развитием архитектуры «советского модернизма». Одним из средств выразительности этого стиля стала мозаика. Монументалисты создавали произведения на фасадах и в интерьерах зданий. Тема космоса в творчестве художников занимала особое место, тем более в Куйбышеве, имевшем непосредственное отношение к этой сфере.
На торцах пятиэтажек
В конце 1950-х Куйбышев стал одним из важнейших центров ракетно-космической отрасли. Тема побед и достижений советской космонавтики нашла свое отражение в работах художников и скульпторов. Монументалисты несколько десятилетий обращались к ней по заказу местных властей. Первые изображения появились во второй половине 1960-х на торцах пятиэтажных домов. В это время в городе активно возводили новые микрорайоны. Несмотря на тотальную экономию средств, типовые хрущёвки украшали тематическими мозаиками - спорт, Волга, война и мир, космос.
Декоративные панно собирали на заводе железобетонных изделий с применением керамической плитки размером 5х5 сантиметров. Во время строительства домов готовые панели с изображениями монтировали на месте. Эскизы рисовали молодые архитекторы, занимавшиеся планировкой микрорайонов. Иногда они сами участвовали в раскладке мозаик на заводе.
На советских открытках и плакатах часто можно встретить изображение серпа и молота, где серп является еще и траекторией полета ракеты. Мозаичное панно с аналогичным сюжетом расположено на торце дома №250 на улице Воронежской. След, оставляемый ракетой, здесь не совпадает с серпом, а идет параллельно ему.
Фото: Андрей Савельев
Вертикальный полет аппарата к звездам можно встретить по адресу: улица Тухачевского, 239. Там ракета выложили синей плиткой, а фон на контрасте выполнили в коричневом цвете.
Фото: Андрей Савельев
К этому же времени относятся панно на двух торцах жилого дома №149 на улице Победы. Эти работы отличаются по технике исполнения и стилю от всех остальных. Их собрали из осколков керамики. Панно покрывают не всю площадь бетонной плиты, а являются декоративными вставками. Использованы четыре сюжета: первый искусственный спутник Земли, полет советской ракеты к Луне, а также рабочие со спутником в руке и, сидящий на серпе и молоте, белый голубь мира.
Фото: Андрей Савельев
Фото: Андрей Савельев
Оформление жилых районов мозаиками не ограничивалось торцами домов. Например, в 1985 году во дворе дома №41 на улице Гастелло появилась масштабная работа, выложенная керамической плиткой с ракетой, звездами, планетой и космическим пространством.
Фото: Андрей Савельев
Полёт Гагарина
Юрий Гагарин был в Куйбышеве не один раз. Первый его визит был незадолго до полета, в середине марта 1961-го. Тогда еще не было решено, кто отправится на околоземную орбиту. Два дня в военном санатории «Волга» жили шестеро кандидатов - Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев. Меньше чем через месяц, 12 апреля, ракета-носитель «Восток» вывела космический корабль с Гагариным в космос. После возвращения на Землю его доставили на аэродром завода «Прогресс», а оттуда на обкомовскую дачу на Первой просеке, где он провел два дня. 15 апреля Черновское шоссе, по которому ехал космонавт, переименовали в улицу Гагарина. Позже в начале улицы разбили сквер Первых космонавтов с фонтаном и стелой.
В первоначальном варианте чашу фонтана выложили в виде мозаики из смальты по эскизу художника Бориса Иевлева . Стелу покрывали барельефы: портрет Гагарина был обращен к улице, а надпись «Слава покорителям космоса» размещалась на торце. В конце 1980-х рельефы заменили на мозаику. Смальтовое днище было утрачено во время одного из ремонтов фонтана.
Фото: Андрей Савельев
В начале 1970-х на Волжском проспекте построили здание Дома профсоюзов. Стены отдельно стоящего актового зала декорировали двумя мозаичными панно - «Революция» и «Социалистическое строительство». Автором этого произведения выступил монументалист Вячеслав Герасимов. Он работал над ним с коллегами-художниками - Риммой Герасимовой, Вениром Кныжовым, Альфонсом Кулаковским, Юрием Филипповым и Николаем Пашковым в 1968-1969 годах. В монографии Владимира Вострикова , посвященной творчеству Герасимова, рассказывается, что части панно (примерно 6х6 метров) раскладывали на полу кирхи и уже на месте составляли их в целое произведение. Среди изображенных на здании сюжетов есть и космонавт в скафандре, со звездами и ракетой за спиной.
Фото: Армен Арутюнов
Самарский университет (бывший Куйбышевский авиационный институт) на Московском шоссе - центр подготовки специалистов космической отрасли. Несколько корпусов вуза имеют декоративные вставки с тематическими сюжетами. Здесь встречаются масштабные рельефы, витражи и мозаики. Внутри одного из корпусов,построенных в начале 1980-х, располагается мозаичное панно с портретом Юрия Гагарина и датой его полета в космос. Это работа известного московского художника-монументалиста Андрея Кузнецова (он же является автором флорентийских мозаик на станции метро «Безымянка»).
Фото: Армен Арутюнов
В начале 1990-х возвели административный корпус университета. В нишах по обе стороны от входа расположены тематические панно, выполненные Вячеславом Герасимовым в 1995-1996 годах, - «Аэро» и «Космос». На первом изображён летящий к планете космический корабль «Буран», на втором - космонавт с поднятой вверх рукой.
Фото: Андрей Савельев
Фото: Андрей Савельев
В те же годы Герасимов работал над еще одним крупным тематическим произведением. В 1989-м по проекту архитекторов Юрия Мусатова и Алексея Панина началось строительство станции метро «Гагаринская». С 1991 по 1994 год (станцию открыли в декабре 1993-го) шла работа по её декоративному оформлению. Колонны сделали в виде перевернутых ракетных сопел.На путевых стенах появились мозаики «Миры» и «Аппараты в космосе» Вячеслава Герасимова, выполненные из влагостойкой фаянсовой плитки. Два панно на фасаде Самарского университета стали логическим продолжением этой масштабной работы и одним из последних мозаичных произведений Самары эпохи модернизма.
Фото: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий