20 января 2023, 16:29

Как в Питере. Храм Рождества Христова в Волжском

Если вы едете в Самару из Тольятти или аэропорта через Красную Глинку, точно заметите пятиглавый храм у подножия Царёва кургана. Его построили в 1833 году. За практически 200 лет он внешне почти не изменился. Помощник настоятеля церкви Ольга Кудашова рассказала про связь храма с Санкт-Петербургом и о том, чем он привлекает туристов. 

Церковь у дороги

Храм Рождества Христова стоит практически на въезде в Самару рядом с дорогой – ответвлением от трассы М-5. В него часто заглядывают туристы. Служители церкви не против. Его двери открыты для всех каждый день с 8.00 до 19.00.

При посещении храма есть определённые нюансы, о которых точно знают верующие люди. Например, женщине нужно заходить в храм в платке или с покрытой головой, а мужчины, наоборот, снимают шапки при входе. Конечно, никто людей из церкви никто выгонять не будет, но очень желательно, чтобы эти правила соблюдали.

Ольга Кудашова

Подходим к храму и видим величественные колонны и пять массивных куполов церкви. Четыре купола по краям символизируют апостолов, а центральный, самый большой, – Иисуса Христа. 

Рядом – колокольня, которую построили уже в новое время, в 1990-е. С неё в ясный день видно Волгу, Жигулёвские горы на другой стороне реки и находящийся рядом Царёв курган. В пасхальную неделю (во второй половине апреля) подняться на колокольню может любой желающий.

Двери в храме, по православной традиции, находятся с трёх сторон. Глухая стена только у восточной стены, где расположен алтарь. Снаружи на ней фреска – икона Рождества Христова.

Рядом с храмом – трапезная. Здесь продают местные пирожки и квас. Но особой популярностью у гостей трапезной пользуются постные вареники или клюквенный морс.

Связи с Питером

Храм построили в 1833 году в стиле русского классицизма по проекту Михаила Коринфского. И это первый факт, который связывает церковь Рождества в Волжском с северной столицей России. Архитектор учился в Петербурге. Там же проходил практику, участвовал в строительстве Казанского собора. После столичных проектов Коринфский и подготовил проект храма в Волжском.

Русский классицизм или неоклассицизм в XIX веке был характерен для столицы Российской империи – Санкт-Петербурга. Именно поэтому многие отмечают сходство храма в Волжском с питерскими церквями. Это вторая отсылка к северной столице.

Третья - посёлок Волжский – ровесник Петербурга. Его также основали в 1703 году. 

Ну и четвёртый факт связан с архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвом). Он в конце 1980-х помог возобновить работу храма. После служения в нашем городе владыка Иоанн возглавил Петербургскую кафедру Русской православной церкви. После смерти его похоронили в Александро-Невской лавре. 

Символизм христианства

Интерьер храма соответствует канонам православия: поперечный и продольный нефы образуют крест. В центре – аналой (специальная подставка с наклонной поверхностью для икон, книг)

Алтарь. Он «спрятан» за иконостасом и Царскими Вратами. На них – икона «Благовещения». Царские Врата открывают только во время богослужения. Посторонним за них проходить запрещено.

Внутри храма кажется, как-будто вся конструкция держится только на четырёх столпах. Основной купол лежит на барабане. Он олицетворяет Царство Небесное. Его как бы поддерживают святые, изображения которых нанесли на столпы, и четыре апостола, изображённые под потолком на слиянии столпов. 

С северной стороны на стене под потолком изображён Иисус, на южной – Отец, а в центре – голубь, символизирующий Святой Дух.

Ольга Кудашова

Спасение храма 

После революции 1917 года храм закрыли. С 1931-го его пытались использоваться как зернохранилище. Говорят, что элитное зерно, которое ссыпали на месте алтаря всегда портилось. Зернохранилище закрыли. В здании заколотили двери, заклеили окна.

Церковь приходила в запустение, на крыше проросли берёзы. Но в 1969 году московские учёные забили тревогу: в посёлке Волжском разрушается один из немногих в тогда Куйбышевской области памятников архитектуры эпохи классицизма. Тогда власти приняли решение о восстановлении храма. Но отреставрировали его только снаружи. Внутри остались груды мусора. 

Новая жизнь храма началась в конце восьмидесятых, когда настоятелем назначили отца Владимира. Он с помощником штукатурил стены, занимался росписью, реставрировал иконы. Через пару месяцев после благословения, которое отец Владимир получил от Куйбышевского и Сызранского архиепископа Иоанна, в храме прошли первые молебны. 

Ольга Кудашова

Полностью церковь Рождества в Волжском отреставрировали к 1996 году. А за год до этого его включили в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Внутри: ледовая арена, кёрлинг, виды на Волгу
    08 января 2022, 13:21
    Внутри: ледовая арена, кёрлинг, виды на Волгу

    Осенью в Самаре открыли новый Дворец спорта. Мы прогулялись по спорткомплексу и сейчас покажем, как выглядит новая ледовая арена. Здесь, кстати, уже играли кёрлингисты, тренируются фигуристы, а скоро пройдёт боксёрский турнир «Буря на Волге».

    Как прошёл барный квартирник «СамАрта», и зачем это было нужно
    15 ноября 2022, 19:49
    Как прошёл барный квартирник «СамАрта», и зачем это было нужно

    Самарский театр юного зрителя вышел за пределы своего здания. Артисты устроили квартирник-марафон с элементами актёрского тренинга в баре «Рюмочка» на улице Ленинградской. Побывали там и рассказываем, почему труппа решилась на эксперименты.

    Как узнать историю дома
    22 марта 2023, 20:13
    Как узнать историю дома

    В так называемом центре Самары много исторических зданий. А об их прошлом широкой публике известно мало. В нашем материале рассказываем о доступных всем инструментах, которые помогут покопаться в истории того или иного дома. Подготовить его помогли эксперты проекта «Сохранить как…», который ведёт музей имени Алабина.

    Шостаковичу посвящается
    05 октября 2022, 13:23
    Шостаковичу посвящается

    В Самаре и Тольятти завершился фестиваль «Шостакович.ХХ век». Под занавес зрители увидели танец на музыку Десятникова в исполнении труппы театра «Урал Опера Балет», услышали Девятую симфонию Шостаковича и письма композитора в исполнении Сергея Маковецкого. О том, как это было и о впечатлениях участников фестиваля рассказывает Ксения Аитова.