20 января 2023, 16:29

Как в Питере. Храм Рождества Христова в Волжском

Если вы едете в Самару из Тольятти или аэропорта через Красную Глинку, точно заметите пятиглавый храм у подножия Царёва кургана. Его построили в 1833 году. За практически 200 лет он внешне почти не изменился. Помощник настоятеля церкви Ольга Кудашова рассказала про связь храма с Санкт-Петербургом и о том, чем он привлекает туристов. 

Церковь у дороги

Храм Рождества Христова стоит практически на въезде в Самару рядом с дорогой – ответвлением от трассы М-5. В него часто заглядывают туристы. Служители церкви не против. Его двери открыты для всех каждый день с 8.00 до 19.00.

При посещении храма есть определённые нюансы, о которых точно знают верующие люди. Например, женщине нужно заходить в храм в платке или с покрытой головой, а мужчины, наоборот, снимают шапки при входе. Конечно, никто людей из церкви никто выгонять не будет, но очень желательно, чтобы эти правила соблюдали.

Ольга Кудашова

Подходим к храму и видим величественные колонны и пять массивных куполов церкви. Четыре купола по краям символизируют апостолов, а центральный, самый большой, – Иисуса Христа. 

Рядом – колокольня, которую построили уже в новое время, в 1990-е. С неё в ясный день видно Волгу, Жигулёвские горы на другой стороне реки и находящийся рядом Царёв курган. В пасхальную неделю (во второй половине апреля) подняться на колокольню может любой желающий.

Двери в храме, по православной традиции, находятся с трёх сторон. Глухая стена только у восточной стены, где расположен алтарь. Снаружи на ней фреска – икона Рождества Христова.

Рядом с храмом – трапезная. Здесь продают местные пирожки и квас. Но особой популярностью у гостей трапезной пользуются постные вареники или клюквенный морс.

Связи с Питером

Храм построили в 1833 году в стиле русского классицизма по проекту Михаила Коринфского. И это первый факт, который связывает церковь Рождества в Волжском с северной столицей России. Архитектор учился в Петербурге. Там же проходил практику, участвовал в строительстве Казанского собора. После столичных проектов Коринфский и подготовил проект храма в Волжском.

Русский классицизм или неоклассицизм в XIX веке был характерен для столицы Российской империи – Санкт-Петербурга. Именно поэтому многие отмечают сходство храма в Волжском с питерскими церквями. Это вторая отсылка к северной столице.

Третья - посёлок Волжский – ровесник Петербурга. Его также основали в 1703 году. 

Ну и четвёртый факт связан с архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвом). Он в конце 1980-х помог возобновить работу храма. После служения в нашем городе владыка Иоанн возглавил Петербургскую кафедру Русской православной церкви. После смерти его похоронили в Александро-Невской лавре. 

Символизм христианства

Интерьер храма соответствует канонам православия: поперечный и продольный нефы образуют крест. В центре – аналой (специальная подставка с наклонной поверхностью для икон, книг)

Алтарь. Он «спрятан» за иконостасом и Царскими Вратами. На них – икона «Благовещения». Царские Врата открывают только во время богослужения. Посторонним за них проходить запрещено.

Внутри храма кажется, как-будто вся конструкция держится только на четырёх столпах. Основной купол лежит на барабане. Он олицетворяет Царство Небесное. Его как бы поддерживают святые, изображения которых нанесли на столпы, и четыре апостола, изображённые под потолком на слиянии столпов. 

С северной стороны на стене под потолком изображён Иисус, на южной – Отец, а в центре – голубь, символизирующий Святой Дух.

Ольга Кудашова

Спасение храма 

После революции 1917 года храм закрыли. С 1931-го его пытались использоваться как зернохранилище. Говорят, что элитное зерно, которое ссыпали на месте алтаря всегда портилось. Зернохранилище закрыли. В здании заколотили двери, заклеили окна.

Церковь приходила в запустение, на крыше проросли берёзы. Но в 1969 году московские учёные забили тревогу: в посёлке Волжском разрушается один из немногих в тогда Куйбышевской области памятников архитектуры эпохи классицизма. Тогда власти приняли решение о восстановлении храма. Но отреставрировали его только снаружи. Внутри остались груды мусора. 

Новая жизнь храма началась в конце восьмидесятых, когда настоятелем назначили отца Владимира. Он с помощником штукатурил стены, занимался росписью, реставрировал иконы. Через пару месяцев после благословения, которое отец Владимир получил от Куйбышевского и Сызранского архиепископа Иоанна, в храме прошли первые молебны. 

Ольга Кудашова

Полностью церковь Рождества в Волжском отреставрировали к 1996 году. А за год до этого его включили в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Для тех, кто не сидит на месте: что делать первого января
    31 декабря 2022, 08:45
    Для тех, кто не сидит на месте: что делать первого января

    Конечно, в первый день года после праздничной ночи можно проспать или смотреть сериалы. А можно придумать что-нибудь повеселее. Бодрым и готовым выйти на улицу предлагаем шесть идей для начала 2023 года. Внутри: сеансы в кино, разговоры по душам с барменами, плотный ужин, а для самых отчаянных - незабываемые путешествия на машине и без.

    За чем идти на «ВолгаФест» в 2021 году
    09 июня 2021, 11:23
    За чем идти на «ВолгаФест» в 2021 году

    Фестиваль проходит в Самаре с 7 по 20 июня. Рассказываем, на что обратить внимание на самом масштабном за всю его историю «ВолгаФесте».

    Кастомайзинг. Самарские художники превращают одежду в произведения искусства
    11 апреля 2022, 15:02
    Кастомайзинг. Самарские художники превращают одежду в произведения искусства

    Не просто роспись одежды, а превращения обычной вещи во что-то особенное, индивидуальное. Это кастомайзинг. Каждый автор ищет свой подход, чтобы сделать из обуви, маек, рубашек, аксессуаров предметы искусства. Мы поговорили с самарскими художниками и дизайнерами о том, зачем рисовать на одежде, чем это лучше делать и кто всё это носит.