06 декабря 2021, 08:21

История Софийской церкви в Абашево

Его построили в XIX веке. В советское время храм пришёл в запустение. Сейчас его восстанавливают настоятель и прихожане.

Храм святой великомученицы Софии построили в русско-византийском стиле в 1865 году. Снаружи здание имеет форму креста. Нижний, теплый придел был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Верхний - во имя святой мученицы Софии и трех ее дочерей - Веры, Надежды и Любови.

Кирпичный завод находился неподалёку. Карьеры, где добывали глину, обжигали кирпич и готовили раствор для кладки, можно увидеть и сегодня. Местный кирпич был очень крепким. Для пущей надёжности при возведении церкви в раствор добавляли ещё яичный белок, мел и песок, который на лошадях привозили с Волги.

В советское время храм закрыли и использовали для хранения зерна. В 1990-е годы здание вернули православной церкви. Двадцать с небольшим лет назад началась реставрация. Многое делают отец Олег и настоятель самарского храма Веры, Надежды и Любови отец Виталий. 

Входим в нижний придел. Алтарь с Царскими вратами, престол, подсвечник с семью лампадами, иконы Спасителя и Божией Матери. На боковых дверях - изображения архангелов Михаила и Гавриила. Несколько старинных икон, которые в свое время вернули местные жители. У северной стены - распятие. Его, а также Царские врата и несколько икон привезли из самарского храма Веры, Надежды и Любови. Четырёхугольный панихидный столик (канун) и киот для одной из икон (с золотистым ангелочком и гипсовыми украшениями) сделал сам батюшка. Вдоль стен - батареи. Но централизованной системы отопления нет.

- В прошлом году храму подарили котел, - говорит отец Олег. - Я сварил всю систему к нему, повесил батареи и теперь топлю храм дровами. Егерь выделяет нам делянку в лесу. Я беру двух друзей, и мы едем, пилим. Потом тракторист привозит спиленные деревья. Колем их и - в топку. Закладку надо делать каждые четыре часа. Так что за ночь мне нужно дважды сюда приходить. Благо дом рядом. В соседней комнатке - личная библиотека батюшки, которой охотно пользуются прихожане. По словам отца Олега, два десятилетия назад этот придел представлял собой печальное зрелище.

- Полов вовсе не было. Огромные залежи земли и мусора, которые пришлось выгребать, чтобы начать восстановительные работы. Сейчас помолиться сюда приезжают православные со всего района, иногда из Самары.

Настоятелю продолжают помогать местные верующие - полы помыть, сделать что-то по хозяйству. Верхний придел уже много лет находится в стадии ремонта. Слышно воркование голубей, которые давно здесь обосновались. В щелях над входной дверью поселились летучие мыши. Вместо фресок по евангельским сюжетам - один с трудом различимый фрагмент с изображением Рождества Христова. Тут надо заново штукатурить стены, белить, вставлять окна.

Снаружи сделали многое. На дубовых плашках колокольни - пять колоколов, привезенных с Урала. Верхнюю маковку купола несколько лет назад полностью заменили. Прежняя прогнила, и трехметровый чугунный крест в любую минуту мог рухнуть. Обновленная маковка покрыта новым металлом с золочением, на ней укреплен крест.

Большую помощь оказал храму самарский офтальмолог Сергей Бранчевский . В 2013 году он за свой счет отремонтировал кровлю и установил новые главки на церкви.

- Как-то мы с ребятами устанавливали столбы возле ворот, и тут подъезжает машина, - вспоминает настоятель. - Выходит мужик и спрашивает: «Можно с вами поработать?» Я ему: «Давай». Понятия не имел, кто он такой. Мужик переоделся и стал работать с нами. Потом перекусили. Он спрашивает: «Чем вам помочь?» Я в шутку: «Видишь, крыши нет. Никогда, наверное, не смогу её построить. Это такие деньги большие. Хочешь - помоги». И представляете, через неделю приезжает бригада. И начинает делать всё, что нужно. Оказалось, это был Бранчевский.

Вместе с друзьями батюшка вырыл колодец, построил трапезную, которая служит также гостиницей. Посадил елочки и другие деревья. Рядом с храмом возвышается кованый крест, словно проросший из груды камней. Он символизирует Голгофу. Отец Олег сам сварил железные ворота. Территорию вокруг храма прихожане помогли огородить добротным кирпичным забором.

- На будущий год буду сажать с южной стороны яблони и груши, - говорит настоятель. - Хочу, чтобы здесь, как и прежде, был сад - с плодовыми и хвойными деревьями, с цветами.

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Молодецкий курган зимой: зачем ехать на гору в период стужи и ветров
    11 февраля 2025, 12:54
    Молодецкий курган зимой: зачем ехать на гору в период стужи и ветров

    Хорош он в любую погоду и неизменно удивляет видами с высоты его более чем 200-метровой вершины. Волга, Усинский залив, пейзажи Самарской Луки и очертания Тольятти на горизонте – его круглогодичные спутники. Зимой же есть возможность поменять точку обзора, добраться пешком туда, куда в тёплое время сделать это невозможно из-за воды, и добавить новых впечатлений в свою копилку путешественника. Рассказываем, что такое Волжский Байкал, как найти гроты и можно ли встретить рысь на Молодецком кургане.

    Якобы усадьба Генко
    30 ноября 2021, 18:46
    Якобы усадьба Генко

    Недалеко от села Шилан в Красноярском районе есть так называемая барская усадьба. Кто-то называет её усадьбой Генко - известного в прошлом учёного-лесовода. А местные жители окрестили это место питомником. Информации об усадьбе немного. Рассказываем, что стало известно нам и как её найти в лесу, которому больше ста лет.

    Едем в Жигулёвск: сталинский ампир, берёзовая роща и гора Отважная
    11 сентября 2023, 16:10
    Едем в Жигулёвск: сталинский ампир, берёзовая роща и гора Отважная

    Правый берег Волги, город посреди гор. Это Жигулёвск. Прогулялись по его центру, обошли все горы и узнали об особенностях местной архитектуры. А теперь рассказываем для чего стоит сюда ехать, и куда обязательно надо сходить.

    Много мельниц, богатства и адский труд – хлебная Самара 1912 года
    24 января 2024, 15:28
    Много мельниц, богатства и адский труд – хлебная Самара 1912 года

    На выставке «Хлебная лихорадка» (16+) в музее Алабина в роли столичных журналистов, приехавших в Самару, мы совершили путешествие в начало прошлого века. Узнали, почему жители были против строительства паровых мельниц рядом с их домами, за что могли уволить рабочего, и как на Самару повлияло то, что она была «хлебным местом».