14 марта 2024, 11:56

«Горделивая лань» на улице Куйбышева. Как выглядит внутри особняк Наумова

Особняк Наумова с его массивными дверьми и величественными колоннами – здание, способное остановить около себя даже самых спешащих туристов и жителей города. Вместе со старшим методистом Самарского Дворца детского и юношеского творчества Сергеем Васюткиным изучили памятник архитектуры изнутри: увидели Волгу с балкона, на котором пытались застрелить Александра Наумова, побывали во внутреннем дворике и даже заглянули в трапезную в подвале.

Особняк Александра Наумова (Куйбышева, 151). Фото: Виталий Шабинский

Шкура медведя, «несгораемая» комната и зимний сад

Здание, в котором сейчас находится Дворец детского и юношеского творчества, было построено по желанию Александра Наумова – известного самарского дворянина и министра земледелия Российской империи. Земля, отведённая под особняк, была выкуплена у самарского купца, владельца пивзавода Альфреда фон Вакано. Наумов приобрёл тот участок, который ему действительно нравился: со второго этажа были здорово видны и Волга, и сад, и улица Дворянская – сейчас Куйбышева.

Вид на Струковский сад и Волгу со второго этажа Дома Наумова. Фото: Виталий Шабинский

Проект разработал друг Наумова, архитектор Александр Щербачёв. Изначально планировалось, что особняк будет трёхэтажным, но на этапе строительства от последнего этажа пришлось отказаться. Возможно, из-за того, что здание и так строилось долго – четыре с лишним года. Дом был сдан в 1905 году. Особняк строили с расчётом на то, что он будет семейным: в проект закладывалось много комнат для детей. Площади действительно не пустовали: в семье известного дворянина было четыре дочери и два сына.

Сергей Васюткин

Нынешний балетный зал, с которого мы и начали знакомство с особняком, раньше был разделён на два помещения. В одной части находился кабинет Наумова, в другой – его библиотека. Хозяин дома был заядлым охотником: из воспоминаний и архивных записей известно, что в его кабинете лежала шкура убитого медведя, а еще одно отдельное помещение было отведено под коллекцию мебели из костей и рогов животных. Не убитых им лично, а приобретённых у других охотников и мастеров.   

Здесь же стоял рояль: самарский дворянин любил музыку и даже хотел получить музыкальное образование. Однако тот инструмент, который сейчас находится в хореографическом кабинете, никакого отношения к Наумову не имеет. Он был приобретён уже в советское время. 

Балетный зал – сегодня. Раньше – раздельные комнаты: кабинет Наумова и его библиотека. Фото: Виталий Шабинский

Как оказалось, в этом помещении спрятана секретная дверь. Сейчас она закрыта: площадь за ней отведена под звукорежиссёрский кабинет. А в начале XX века там находилась так называемая «несгораемая» комната. Она была выполнена таким образом, что если бы весь особняк охватил огонь, то этот уголок точно бы уцелел от пожара. Там Наумов хранил все ценные бумаги, деньги и драгоценности. 

Дальнее помещение на первом этаже было комнатой для одного из сыновей самарского дворянина, а в другом крыле располагалась спальня семьи повара. Здесь же находилась кухня. Из того, что заставляет действительно включить воображение: гардероб раньше был комнатой, где жила мама Наумова, а в нынешней библиотеке до рождения наследников размещалась гостевая.

Гуляем по зданию. Фото: Виталий Шабинский

После того, как особняк передали Дворцу пионеров и школьников в 1930-е годы, первый этаж немного расширили: здесь появился пристрой с зимним садом. Одно время там стояли большие аквариумы, работал настоящий фонтан, было много зелени и света благодаря стеклянному потолку. Сейчас представить всё это сложно даже при богатой фантазии: потолок закрашен краской, а помещение, к сожалению, превратилось в склад.

Пятиметровый потолок, стрельба на балконе и «бомба-апельсин»

Представляем себя гостями самого Наумова, которых встретил швейцар, и по огромной мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж. Оказаться в холле наверху – это совершить настоящее путешествие во времени и перенестись в начало XX века. Можно долго рассматривать и потолки, которые достигают пяти метров в высоту, и сохранившуюся лепнину, и уцелевшие деревянные окна, и двери с ручками-рычагами. Кое-что здесь появилось и в 1930-е: например, барельеф с играющими пионерами и колонны. А что-то в это же время было утрачено: например, в бывшей столовой на втором этаже была сбита богатая лепнина. Считалось, что это пережиток буржуазного прошлого. 

Холл на первом этаже Самарского Дворца детского и юношеского творчества. Фото: Виталий Шабинский

После того как гости Наумова поднимались по лестнице, они попадали в два самых больших зала: зал-столовую, где сейчас находится кабинет для занятий хореографией, и гостиную – ныне актовый зал. Судя по фотографиям, вдоль стен здесь стояли пуфики и диваны, а почти в центре – белое пианино «Блютнер», которое Наумов выписал из Москвы. До конца неизвестна судьба мебели, картин и книг, которые раньше хранились в особняке. Возможно, что-то пошло на растопку, а что-то растащили. Всё, что запросто могло бы стать музейными экспонатами, было полностью утрачено.

Эффектный переход на второй этаж. Фото: Виталий Шабинский

Изюминка особняка Наумова – балконы, которые имеют свою историческую ценность. На одном из них на самарского дворянина было совершено покушение: неизвестные стреляли в него из Струковского сада. Три пули прошли мимо. А в 1905-1906 годах Наумов вместе со своими друзьями готовил на балконе крюшон – алкогольный напиток с добавлением фруктов. Один из его гостей выбросил с балкона на улицу Дворянскую подгнивший апельсин, а проходящие мимо жандармы подумали, что круглый предмет на проезжей части – это бомба. Начали медленно красться в его сторону, а друзья Наумова смеялись над ними с балкона.

Сергей Васюткин

Холл второго этажа особняка. Фото: Виталий Шабинский

Раньше с балкона было видно не только Волгу и сад, но ещё и практически всю улицу Дворянскую. Пока у особняка Наумова не появились соседи, например, Крестьянский поземельный банк (дом по нынешнему адресу – Куйбышева, 153) закрыл вид направо, по направлению к пивзаводу. Когда в особняке самарского дворянина гостил Пётр Столыпин, Наумов поделился с ним своим разочарованием по этому поводу. На что тот ответил, чтобы Наумов не переживал: ведь его особняк похож на «горделивую лань», а сосед – на «горбатого верблюда» из-за покатой крыши и общей формы здания.

Существует народная версия про «горделивую лань» и «горбатого верблюда». Она отличается от оригинала. В двухтомнике мемуаров Александра Наумова «Из уцелевших воспоминаний. 1868-1917» (репринт издания 1954 года) говорится так:

«Недаром Столыпин, отойдя с Кривошеиным и Хрипуновым на противоположную сторону улицы, и показывая на эти два смежных здания дал им такое сравнение: «Чистокровная арабская лошадь и вьючный верблюд»

 

Один из балконов особняка. Фото: Виталий Шабинский

Также на втором этаже сейчас находится кабинет художественного творчества, во времена Наумова это была комната одной из дочерей. А самая крайняя принадлежала учителю этикета. Она приехала из Англии помогать семье в воспитании детей.

Мастерская плотника, винный погреб и трапезная в подвале

Побывав на самом высоком этаже особняка, на контрасте спускаемся в подвальные помещения. Лестница, которая ведёт вниз, приобрела такой вид только в 1930-е годы: до этого она была железная, винтовая и узкая. Решение о расширении лестничного пролёта было принято в целях безопасности детей.

Раньше помещения на так называемом минус первом этаже принадлежали жене Наумова: она хранила там свои вещи и сундуки с богатым приданым. Также здесь располагались винный погреб и трапезная для слуг.

В наше время подвал отводится под архив, костюмерную и всё ту же трапезную для сотрудников. Выглядит она действительно нарядно и ярко: с самоваром, пианино и арочными потолками. Здесь же мы нашли одно из интереснейших помещений – мастерскую плотника. Нам она напомнила настоящую волшебную каморку, где можно найти, кажется, вообще всё, что угодно. Разве что не встретить здесь нарисованного на холсте сказочного очага.

Мастерская плотника. Фото: Виталий Шабинский

«Парковка» для карет, здание-морозилка и грот 

У Наумова, как известно из архивных материалов, была богатая коллекция растений – особенно он любил клёны и розы. И внутренний сад с летней верандой, где можно было выпить чай и посидеть в тени деревьев, был как будто само собой разумеющимся. Здесь же был построен и сохранился до нашего времени один из немногих самарских каменных гротов: предположительно он был возведён в то же время, что и грот в Струковском саду.

Грот и здание бывшего ледника, где хранили продукты. Фото: Виталий Шабинский

Во дворе особняка стоит ещё несколько зданий: жёлтое – бывший ледник или, переводя на современный язык, морозильная камера, где хранили продукты. Сейчас там находится служебное помещение. Рядом с ним – дом, в котором раньше располагались комнаты прислуги и конюшня, а сегодня проходят занятия при Дворце детского и юношеского творчества.

Во времена Наумова, как мы говорили ранее, пристроя – зимнего сада – не было. Он выглядит довольно неестественно, перегораживая дорогу с улицы Куйбышева. В начале XX века здесь был свободный проезд: кареты могли «парковаться» прямо внутри двора.

Сергей Васюткин

Внутренний двор особняка Александра Наумова. Фото: Виталий Шабинский

Внутренний двор – это финальная и, кажется, самая запоминающаяся точка нашего маршрута. Именно здесь мы увидели как будто «обнажённый» особняк с его осыпающимся кирпичом и заметными даже невооружённому глазу «трещинками». И та самая величественная «горделивая лань», лёгкостью и красотой которой мы каждый раз любуемся с улицы Куйбышева, здесь кажется нам совершенно другой. Беззащитной и нуждающейся в особом внимании.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Гуляем по Тольятти» с Евгенией Котляровой и Натальей Козловской: брейк-данс у ДКИТ, «город будущего» и украденная голова Маркса
    25 марта 2024, 11:42
    «Гуляем по Тольятти» с Евгенией Котляровой и Натальей Козловской: брейк-данс у ДКИТ, «город будущего» и украденная голова Маркса

    Рубрике «Гуляем по Самаре» скоро исполнится год, и мы решили расширить географию проекта. Вместе с основателями сообщества «SUP Тольятти», организаторами сплавов на сапах Евгенией Котляровой и Натальей Козловской совершенно по-новому открыли для себя Тольятти. Он оказался разным: андеграундным и молодёжным, с советским модернизмом и «голыми» хрущёвками, а главное – с фантастической природой и местами, которые буквально притягивают к себе туристов.

    На турбазу с собакой: где можно и где нельзя отдыхать с питомцами в Самарской области
    24 мая 2022, 16:19
    На турбазу с собакой: где можно и где нельзя отдыхать с питомцами в Самарской области

    Разделяем боль владельцев собак, для которых поездка на турбазу – не самый простой квест. Помогаем определиться с выбором и рассказываем про семь мест с пометкой pet-friendly и обращаем внимание на три востребованные локации, где пребывание с животными на момент публикации материала запрещено.

    Как устроена библиотека имени Крупской и причём здесь Леонардо да Винчи
    27 апреля 2022, 14:30
    Как устроена библиотека имени Крупской и причём здесь Леонардо да Винчи

    Где в антураже эпохи Ренессанса можно посидеть с книгой, получить доступ к современным технологиям и просто неплохо провести время? Неожиданно, но в библиотеке. А конкретно - в Самаре, в библиотеке имени Крупской. Ей, между прочим, сто лет. Рассказываем, как она устроена, и почему стала новым местом притяжения на карте города.

    Расписанный подъезд, стёб в гараже, картинки из 1990-х – квартирная триеннале в Самаре
    23 августа 2023, 14:34
    Расписанный подъезд, стёб в гараже, картинки из 1990-х – квартирная триеннале в Самаре

    С 14 по 21 августа в Самаре проходили бесконечные выставки в рамках проекта галереи «Виктория» (16+). Их организовали не в музеях и галереях, а в квартирах, мастерских художников и других неожиданных местах. Рассказываем, чем зрителей удивляла квартирная триеннале и какие творческие пространства запомнились нам больше всего.