Одна из неочевидных, но точно знаковых достопримечательностей нашего города – резные наличники. Самара остаётся одним из немногих крупных российских городов, где можно увидеть оригинальные образцы оформления деревянных домов. Об этом поговорили с фотографом, основателем Виртуального музея резных наличников Иваном Хафизовым из Лобни. Он приехал на открывшуюся в доме Маштакова выставку. В нашем материале Иван Хафизов от первого лица рассказывает о том, чем притягивает Самара, об особенностях местных наличников и о тайных смыслах, которых вроде бы нет.
До середины XVII века никакой резьбы на домах не было. Существовали причелины – доски с вырезанными узорами под крышей. Окна были маленькие и плоские. Их использовали для того, чтобы дым выходил из избы.
В петровскую эпоху к нам проникли европейская культура, архитектура и традиция оформления окон. За границей уже в XIV веке были каменные наличники. А первое каменное здание, сохранившееся до наших дней с наличниками, это колокольня Ивана Великого в Кремле. Подобные украшения есть на Храме Вознесения Господня в Коломенском.
Так вот, когда европейская архитектура проникла к нам, то она выразилась в том числе и в дереве и оказала влияние на оформление домов и, конкретно, окон.
Наличник
Техническое назначение – закрывать щель между оконной коробкой и срубом. Термин «наличник» появился в конце XIX века. В разных губерниях название могло отличаться, но в большинстве случаев встречались обозначения, происходящие от слова «лицо».
«Что на самом деле имел в виду резчик – неизвестно»
Есть ли какое-то значение у узоров, до конца неясно. Никаких дневников резчиков не сохранилось. Поэтому появился простор для толкователей.
Например, мы можем видеть много резьбы в староверческих и старообрядческих регионах: в Сибири, на Урале, в Брянске, Рязани и на востоке Московской области. Ей иногда пытаются придавать некое значение, связывать как-то с язычеством. Но в этих регионах 800 лет исповедовали одно, и вдруг у них появились наличники с языческими символами. Как-то я не очень в это верю. Условно, я вижу круг и говорю, что это солярный знак, вы можете согласиться. Ну а что на самом деле имел в виду резчик и имел ли он что-то в виду, непонятно. Как я уже говорил, никаких записей на эту тему не сохранилось.
Конечно, вырезали определённые узоры, чтобы украсить люльки, прялки и предметы обихода. Но наполнялась ли эта резьба смыслом? Мастера просто переносили традиционный узор – мол, мой дед резал, и я буду резать так же.
А попытки толкования узоров появились в 1980-е годы. Никто раньше об этом не писал – ни исследователи, ни этнографы. Я не нашёл ни одной работы на эту тему старше 1980-х годов. И только в конце XX века появляется куча толкователей. В 1990-е годы снизилось качество материалов в прессе. Естественно, вся беллетристика хлынула в умы. Народ стал верить в Аллана Чумака, Анатолия Кашпировского, ну и заодно и в Берегиню (персонаж славянской мифологии) на наличниках.
Историю в тему. Примерно в 2013 году я решил похулиганить. Отправил одну и ту же фотографию наличника трём экспертам, которые занимались их изучением. Написал в письме, что являюсь фанатом их творчества, а наличник на снимке очень старый. Все они дали разные ответы. А ещё прикол был в том, что сам наличник сделали в 1994 году, и я даже знал резчика, который его создал. Он использовал для узора рисунки с обоев и женской ночнушки.
«Если я покажу 10 фотографий наличников со всей России, вы узнаете самарские на 100%»
Я не первый раз в Самаре. Приехал, прошёл по улицам, повстречал, как старых друзей, дома, заглянул в некоторые дворы. Если честно, я не ориентируюсь в улицах. Иду от воды и до воды.
У меня в приложении есть трек, в котором сохранены мои передвижения, но я им не пользуюсь. Захожу в переулки, на улицы и другие места, где ещё не был. Ну и, конечно, что-то хочется пересмотреть по новой. Например, домик с двумя башенками и красной крышей на Галактионовской и соседний с ним.
Ещё мне очень нравятся здания, которые отремонтировали первыми во время «Том Сойер Феста». С удивлением обнаружил, что некоторых построек уже нет. Снимал их в 2011 году, когда ничего не предвещало. Домики были крепкие и добротные. Неожиданно было найти на их месте что-то другое.
На Волге Самара и Нижний Новгород – города, которым есть что показать в плане старых деревянных домов. Людям надо срочно ехать сюда и смотреть. Многие города уже утратили это наследие. Например, Казань «почистили» к Универсиаде и Чемпионату мира по футболу.
Я бы сказал так: чем богаче город, тем больше минусов для старых зданий. Всё, что возникает новое, строится на месте интересных и красивых домов. В Москве уже трудно отыскать деревянную постройку. От одной к другой нужно полчаса идти. А в Самаре их десятки и они стоят в ряд. Это как раз то, за чем я приезжаю.
Самарские дворы для меня – отдельное удовольствие. Это открытие. В большинстве городов они недоступны, ты не можешь в них свободно пройти. А здесь сохраняется дворовость юга, как в Греции. И тут безопасно. Можно зайти во двор, что-то пофотографировать. Люди не будут относиться к тебе как к внедренцу в личное пространство. Тут синяя дверь, рядом висит жёлтый таз – всё очень красиво и колоритно. Жители обустраивают своё личное и одновременно общественное пространство. Я не уверен, что знаю хоть один такой город в России.
На старых домах в Самаре встречаются очень интересные подзоры – резные элементы под крышей. На зданиях очень много башенок. Это их выделяет. Есть характерная форма наличников – две полочки, а в середине «домик». Они очень плоские и недалеко отступают от стены.
На самом деле люди, живущие внутри определённой местности, не осознают свою крутость. Недавно мне написала девушка из Читы. Она переехала в этот город в 1999 году и до сих пор поражается тому, что местные не видят уникальность в архитектуре. У них есть здание с резьбой в виде рыб. Я знаю только один такой дом. В Самаре ситуация похожая. Если я покажу 10 фотографий наличников со всей России, то вы узнаете самарские на 100%.
«Не надо ждать других, нужно самому впитывать любовь к резьбе»
Когда люди начнут ценить книги? Может быть, у 90% населения этого нет и никогда не будет, но остаются ещё 10%. Нельзя заинтересовать людей в чём-то на 100%. Все сильно нуждаются только в еде и кислороде, а всё остальное не так важно, мне кажется.
В нашем понимании туристы должны приезжать автобусами, теплоходами, миллионами, как в советское время. Но если речь о старых домах, наличниках, резьбе, пусть это будет интересовать небольшие группы. Зато у каждого в этой группе появится возможность детальнее погрузиться в тему, завести личный разговор с экспертом, например в музее. Ну и не надо ждать других, нужно самому впитывать любовь к резьбе.
Фото: Лилия Файзуллова
Комментарии ()
Написать комментарий